Судья Мицкевич Е.В. Дело № 33-73/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ус Е.А.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 28 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в городе Воркуте Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 октября 2012 года, по которому
возложена обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Колупаеву В.Ф. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 10 ноября 1979 года по 21 декабря 1981 года из расчета один день военной службы за два дня работы в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», с 12 января 2004 года;
возложена обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми установить Колупаеву В.Ф. стажевый коэффициент 0,68 по специальному стажу с 12 января 2004 года и бессрочно и произвести доплату трудовой пенсии за период с 12 января 2004 года по 30 сентября 2012 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми;
взысканы с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Колупаева В.Ф. судебные расходы в размере ... (...) рублей ... копеек;
взыскана с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа «...» в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колупаев В.Ф. обратился в суд с иском к ГУ – Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми о признании периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 10.11.1979 года по 21.12.1981 года подлежащим зачёту в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», возложении обязанности зачесть период военной службы в специальный стаж по Списку № 1 в двойном размере, произвести перерасчёт пенсии с учётом стажевого коэффициента 0,68 с 12 января 2004 года и бессрочно и выплатить недополученную сумму пенсии с учетом индексации, взыскании расходов на оплату юридических услуг в размере ... рублей.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимали.
Представитель истца Корнюхина З.М. исковые требования поддержала в полном объеме, уточнила иск в части возложения на пенсионный орган обязанности произвести доплату пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,68, указав период с 12.01.2004 года по 30.09.2012 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по РК.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ – Управление ПФР в г. Воркуте Республики Коми просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, указывая на то обстоятельство, что включение периода прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР в специальный трудовой стаж в льготном исчислении противоречит действующему законодательству.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.
Как установлено судом, Колупаев В.Ф., <Дата обезличена> рождения, является получателем досрочной трудовой пенсии по старости с 12 января 2004 года в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 и статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно записям в военном билете и в трудовой книжке истец проходил военную службу по призыву с 10 ноября 1979 года по 21 декабря 1981 года, что составляет 02 года 01 месяц 11 дней. Данный период включен ответчиком в общий трудовой стаж Колупаева В.Ф.
До периода военной службы предшествовал период работы истца в качестве подземного электрослесаря с 08 февраля 1979 года по 27 октября 1979 года, учтенный ответчиком при подсчете специального стажа истца по Списку № 1.
Признавая, что период прохождения службы в армии подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении, исходя из расчета один день военной службы за два дня работы, суд первой инстанции допустил неправильное толкование и применение норм материального права.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам и женщинам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции на день назначения истцу досрочной трудовой пенсии предусмотрена в связи с введением в действие настоящего Федерального закона оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Согласно пункту 4 указанной статьи в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включаются, в том числе служба в Вооруженных Силах Российской Федерации… Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в указанном в настоящей статье порядке с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного). Вместе с тем, данная норма не предусматривает льготного порядка исчисления периодов, включаемых в общий стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан»
признана содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал исключает льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, не противоречащей Конституции Российской Федерации. Данная норма – по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм – не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 1 января 2002 года пенсионных прав, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.
Как следует из Постановления, сам по себе переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений не противоречит Конституции Российской Федерации, однако вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета общего трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
В целях сохранения ранее приобретенных прав на трудовую пенсию статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал и установлен перечень периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж и учитываемых в календарном порядке (пункт 4).
Отменив льготное (кратное) исчисление общего трудового стажа и исключив из него некоторые периоды общественно полезной деятельности, в течение которых не уплачивались страховые взносы, законодатель придал норме пункта 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обратную силу и распространил ее на граждан, приобретших пенсионные права до 1 января 2002 года. Вместе с тем, вводя новый порядок исчисления общего трудового стажа, он установил такой минимальный уровень пенсионного обеспечения (минимальный расчетный размер трудовой пенсии), который превышает ранее установленный максимальный размер трудовой пенсии и, во всяком случае, превышает уровень пенсионного обеспечения, исчисленный исходя из норм Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Признавая исковые требования Колупаева В.Ф. о возложении обязанности по включению периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР в двойном размере в специальный стаж обоснованными, суд сослался на положения Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно статье 94 которого военная служба по призыву подлежала исчислению в двойном размере. Вместе с тем оснований для применения данной нормы не имелось, принимая во внимание, что включение периода службы в армии в стаж в двойном размере, исходя из предъявленных истцом требований необходимо для увеличения стажевого коэффициента, применение которого предусмотрено статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при конвертации пенсионных прав на 1 января 2002 года.
Преобразование пенсионных прав для определения размера пенсии Законом Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не регулировалось и впервые понятие конвертации введено законодателем после признания данного закона утратившим силу.
Порядок льготного исчисления периода прохождения гражданами военной службы по призыву установлен пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», который также применен судом при разрешении спора. Однако, указанный Федеральный закон, вступивший в силу до введения законодателем нового правого регулирования в области пенсионного обеспечения, не определяет порядок учета службы в армии при преобразовании пенсионных прав граждан для определения размера пенсионного капитала. Предусмотренное исчисление времени нахождения граждан на военной службе по призыву из расчета один день военной службы за два дня работы согласно данной норме имеет отношение к стажу работы по специальности. Вместе с тем в соответствии со статьями 27 и 27.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Изложенное свидетельствует об отсутствии оснований для включения периода военной службы истца по призыву в специальный стаж в льготном исчислении – один день военной службы за два дня работы.
Нормативным правовым актом, напрямую регулировавшим право граждан на пенсионное обеспечение и действовавшим в период прохождения истцом военной службы, являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий предусматривался зачет в общий стаж работы службы в составе Вооруженных Сил СССР; при этом предусматривалось, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда периоды, указанные в подпункте «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, вышеназванный период военной службы подлежал включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 12 апреля 2007 года Колупаеву В.Ф. установлен стажевый коэффициент в размере 0,64, исходя из специального стажа 19 лет 08 месяцев 12 дней.
С учетом включения в специальный стаж Колупаева В.Ф. спорного периода военной службы в календарном исчислении, продолжительность такого стажа составит 21 год 09 месяцев 23 дня, а стажевый коэффициент – 0,66.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит изменению.
В связи с частичным удовлетворением требований заслуживает внимания довод апелляционной жалобы о завышенном размере возмещения расходов на оплату услуг представителя. По мнению судебной коллегии, понесенные истцом расходы на оплату услуг представителя, принимая во внимание характер и сложность дела, объем оказанной представителем помощи, количество судебных заседаний, их продолжительность, принцип разумности и справедливости, на основании статей 94, 98, 100 Гражданского процессуального кодекса РФ подлежат возмещению ответчиком в сумме ... рублей.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 октября 2012 года изменить в части возложения обязанности зачесть Колупаеву В.Ф. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР из расчета один день военной службы за два дня работы в специальный стаж, установления стажевого коэффициента 0,68, взыскании судебных расходов в размере ... рублей, изложив резолютивную часть в следующей редакции:
обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми зачесть Колупаеву В.Ф. период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 10 ноября 1979 г. по 21 декабря 1981 года в календарном исчислении в стаж работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
возложить обязанность на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте Республики Коми установить Колупаеву В.Ф. стажевый коэффициент 0,66 по специальному стажу с 12 января 2004 года и бессрочно и произвести доплату трудовой пенсии за период с 12 января 2004 года по 30 сентября 2012 года с учетом индексации на индексы роста потребительских цен по Республике Коми;
взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми в пользу Колупаева В.Ф. судебные расходы в размере ... (...) рублей.
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми – без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –