Решение по делу № 2а-194/2019 от 11.06.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса                                                                                        09 июля 2019 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Силяво Ж.Р., при секретаре Алсановой Л.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Осинского района Ильиной З.О.,

представителя административного ответчика – главы МО «Обуса» Ербаткова П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-194/2019 по административному исковому заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Обуса», МУП «Труженик» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

установил:

Прокурор Осинского района обратился в Осинский районный суд с административным иском в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Обуса», МУП «Труженик», просит признать бездействие администрации муниципального образования «Обуса», МУП «Труженик» по непринятию мер по получению лицензии на право пользования недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения населения и организаций, незаконным, обязать администрацию муниципального образования «Обуса», МУП «Труженик» получить в установленном порядке лицензию на пользование недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения населения и организаций, указав следующее:

Прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения экологического законодательства, законодательства о недропользовании при использовании, охране водных объектов для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, по результатам которой установлен факт безлицензионной добычи пресных подземных вод на территории МО «Обуса».

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.2 Закона Иркутской области от 03 ноября 2016 года № 96-03 «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях организации в границах поселения водоснабжения населения администрацией МО «Обуса» постановлением главы от <дата обезличена> №.... учреждено муниципальное унитарное предприятие «Труженик» (п.1.1, п.1.2 Устава МУП «Труженик).

В соответствии с п.2.1, п.2.3 Устава МУП «Труженик» данное предприятие создано в целях разрешения вопросов местного значения, развития жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения бесперебойного водоснабжения населения МО «Обуса».

В соответствии с ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

В соответствии с ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах. Согласно преамбуле Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее -Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд. В силу положений абзацев 1, 5, 7 ст. 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии). Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.

В соответствии со ст.11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора. Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В ст.12 Закона РФ «О недрах» закреплено, что неотъемлемой частью лицензии на пользования недрами являются, в том числе, условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Статьей 23 Закона РФ «О недрах» установлены основные требования по рациональному использованию и охране недр, в том числе, соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами.

Согласно ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее -водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

В силу ст.19 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

При проверке соблюдения МУП «Труженик» администрации МО «Обуса» установлены нарушения обязательных требований, выразившиеся в использовании подземного водного объекта (водозаборной скважины) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с ежедневным забором воды без оформленной в установленном законом порядке лицензии на право пользования недрами.

Согласно представленной информации МУП «Труженик» от 29.05.2019 на территории МО «Обуса» действует водонапорная башня, расположенная по адресу: с.Обуса, ул.Обусинская, 9Б. Данный объект передан в хозяйственное ведение МУП «Труженик», лицензии на добычу подземных вод не имеется.

Согласно информации межрайонной инспекции ФНС № 16 по Иркутской области от <дата обезличена> №.... лицензии на добычу подземных вод МУП «Труженик» не выдавались.

Пользование недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения населения и организаций из скважин без лицензии является недопустимым, поскольку без проведения мероприятий, предшествующих получению лицензии, забор воды осуществляется без геологического изучения самой возможности добычи подземных вод без оказания вредного воздействия на окружающую природную среду, что может привести к загрязнению или засорению водного объекта, а также иным негативным последствиям. Кроме того, самовольная добыча подземных вод без соответствующего учета и соблюдения установленных требований по охране недр и окружающей среды является нерациональным использованием природных ресурсов, создает угрозу истощения недр, а также причинения вреда здоровью населения.

В судебном заседании помощник прокурора Осинского района Ильина З.О. требования прокурора поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просила суд требования удовлетворить. При этом просила установить срок именно до <дата обезличена> с учетом важности данного объекта.

    Представитель административного ответчика – глава администрации МО «Обуса» Ербатков П.С. в судебном заседании указал, что требования прокурора признает, при этом просил предоставить срок для исполнения один год, так как для исполнения решения необходимо время.

     Представитель административного ответчика - представитель МУП «Труженик» был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о наличии уважительных причин неявки суду не сообщил, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращался, возражения по заявленным исковым требованиям суду не представил.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора Осинского района в отсутствие представителя административного ответчика.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить административный иск прокурора Осинского района в полном объеме по следующим основаниям:

Часть 1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    В силу положений ч.3 ст.9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

    В силу абзацев 1,5 ст.9 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 « О недрах» пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если иное не установлено федеральными законами. В случае, если федеральными законами установлено, что для осуществления отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами, требуются разрешения (лицензии), пользователи недр должны иметь разрешения (лицензии) на осуществление соответствующих видов деятельности, связанных с пользованием недрами, или привлекать для осуществления этих видов деятельности лиц, имеющих такие разрешения (лицензии).

    В соответствии с абзацами 1,3 ст.11 указанного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

    Согласно абзацам 1,2 ст.35 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 « О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного надзора.

    В судебном заседании установлено, что на территории МО «Обуса» действует водонапорная башня, расположенная по адресу: с. Обуса Осинского района Иркутской области, улица Обусинская, 9Б.

Указанный объект передан в хозяйственное ведение МУП «Труженик», при этом установлено, что лицензии на добычу подземных вод не имеется.

Согласно информации межрайонной инспекции ФНС № 16 по Иркутской области от <дата обезличена> №.... лицензия на добычу подземных вод МУП «Труженик» не выдавалась.

Учредителем МУП «Труженик» является администрация МО «Обуса».

    Тем самым, при проверке соблюдения администрацией МО «Обуса», МУП «Труженик» установлены нарушения обязательных требований, выразившиеся в использовании подземного водного объекта (водозаборной скважины) для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с ежедневным забором воды без оформленной в установленном законом порядке лицензии на право пользования недрами.

    Выявленные нарушения являются недопустимыми, поскольку нарушают право Российской Федерации на охрану недр как основы жизни и деятельности человека, важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на недра и законные интересы граждан на защиту жизни, здоровья, личного имущества и благоприятную окружающую среду, установленные ст.42 Конституции РФ.

    Поскольку в материалы дела представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиками экологического законодательства, законодательства о недропользовании при использовании, охране водных объектов для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения, административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.227 ч.3 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом доводы представителя истца о предоставлении срока исполнения решения суда в течение года суд считает не состоятельными и считает целесообразным установить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2019 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Осинского района в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Обуса», МУП «Труженик» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворить.

    Обязать муниципальное унитарное предприятие «Труженик», администрацию муниципального образования «Обуса» получить в установленном порядке лицензию на пользование недрами с целью добычи подземных вод для водоснабжения населения и организаций в срок до 31 декабря 2019 года.

Административным ответчикам администрации МО «Обуса», МУП «Труженик» сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения по административному делу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутский области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Осинского районного суда                              Ж.Р. Силяво

2а-194/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Осинского района
Ответчики
Администрация муниципального образования "Обуса"
МУП "Труженик"
Суд
Осинский районный суд Иркутской области
Судья
Силяво Жанна Рафаиловна
Дело на сайте суда
osinsky.uso.sudrf.ru
11.06.2019Регистрация административного искового заявления
11.06.2019Передача материалов судье
13.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
13.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2019Судебное заседание
09.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее