Дело № 2-1052/2024
УИД: 74RS0010-01-2024-001387-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Агаповка 13 ноября 2024 года
Агаповский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего Исмаиловой Н.Б.,
при секретаре Юрьевой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Нефедьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Агаповского районного суда в интересах Российской Федерации к администрации Агаповского муниципального района об обязании создания маневренного жилищного фонда Агаповского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Агаповского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Агаповского муниципального района об обязании создания маневренного жилищного фонда Агаповского муниципального района.
В обоснование иска истец с учетом уточнения исковых требований ссылается на то, что прокуратурой Агаповского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения Администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории Агаповского муниципального района отсутствует маневренный жилищный фонд. Установлено, что в нарушение указанных норм, на территории Агаповского муниципального района специализированный жилищный фонд, к которому относятся жилые помещения маневренного фонда, не создан, что влечет угрозу нарушения конституционного права граждан на жилище, в том числе проживающих в жилых помещениях, являющихся непригодными для проживания, представляющих опасность для жизни и здоровья, право лиц на предоставление им жилых помещений из состава маневренного жилищного фонда в случаях, предусмотренных статьей 95 ЖК РФ. По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Агаповского муниципального района внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения закона не устранены, надлежащие меры по устранению выявленных нарушений закона до настоящего времени не приняты. Установлено, что Соглашением о передаче части своих полномочий администрацией Агаповского муниципального района переданы администрациям сельских поселений Агаповского района полномочия, предусмотренные п.6 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ. Вместе с тем, передача органами местного самоуправления района части своих полномочий сельским поселениям является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование сельским поселениям, а последние реализуют такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением. При этом названные двусторонние соглашения не освобождают администрацию Агаповского муниципального района от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий в сфере жилищных отношений, отнесенных ч.3 и 4 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов, а также от исполнения своих обязательств в соответствии с заключенными соглашениями по предоставлению соответствующего финансирования, осуществлению надлежащего контроля за исполнением таких полномочий. Обязать администрацию Агаповского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать маневренный жилищный фонд Агаповского муниципального района в виде жилых помещений маневренного жилого фонда в количестве не менее 10 благоустроенных жилых помещений в населенных пунктах Агаповского муниципального района.
Помощник прокурора Агаповского района Нефедьева А.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, указанным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Агаповского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении участия в судебном заседании не принимал.
Представитель третье лицо УИЗО Агаповского района Челябинской области Бондаренко М.В., действующий на основании доверенности сроком по ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании пояснил, что в настоящее время в бюджете района отсутствуют денежные средства для создания маневренного фонда. Указав, что в год администрация Агаповского муниципального района может выделять только одну квартиру для маневренного фонда.
Представители третьих лиц Агаповского сельского поселения Агаповского района Челябинской области, Буранного сельского поселения Агаповского района Челябинской области, Желтинского сельского поселения Агаповского района Челябинской области, Наровчатского сельского поселения Агаповского района Челябинской области, Магнитного сельского поселения Агаповского района Челябинской области, Первомайского сельского поселения Агаповского района Челябинской области, Светлогорского сельского поселения Агаповского района Челябинской области, Янгельского сельского поселения Агаповского района Челябинской области, Черниговского сельского поселения Агаповского района Челябинской области, Приморского сельского поселения Агаповского района Челябинской области, при надлежащем извещении участие в судебном заседании не принимали.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Агаповского района Челябинской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к одному из видов жилых помещений специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения маневренного фонда.
В соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Исходя из положений п. 3, 6, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов городского округа.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Агаповского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения Администрацией Агаповского муниципального района Челябинской области жилищного законодательства.
В ходе проверки установлено, что на территории Агаповского муниципального района отсутствует маневренный жилищный фонд.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес Агаповского муниципального района внесено представление, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения закона не устранены, надлежащие меры по устранению выявленных нарушений закона до настоящего времени не приняты.
Согласно п.6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-Ф3) к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с ч.З ст.14 Закона №131-Ф3 к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Частью 4 ст.14 Закона №131-Ф3 установлено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ч.4 ст.15 Закона №131-Ф3 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Установлено, что Соглашением о передаче части своих полномочий администрацией Агаповского муниципального района переданы администрациям сельских поселений Агаповского района полномочия, предусмотренные п.6 ч.1 ст.14 Закона №131-ФЗ.
Вместе с тем, передача органами местного самоуправления района части своих полномочий сельским поселениям является одним из способов их реализации в рамках публично-правового обязательства, по которому муниципальный район передает исполнение своих полномочий (не сами полномочия, а только их исполнение) и соответствующее финансирование сельским поселениям, а последние реализуют такие полномочия в соответствии с заключенным соглашением.
При этом названные двусторонние соглашения не освобождают администрацию Агаповского муниципального района от ответственности за неосуществление предусмотренных законом полномочий в сфере жилищных отношений, отнесенных ч.З и 4 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципальных районов, а также от исполнения своих обязательств в соответствии с заключенными соглашениями по предоставлению соответствующего финансирования, осуществлению надлежащего контроля за исполнением таких полномочий.
Установив данные обстоятельства в соответствии с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями статей 92, 95 Жилищного кодекса РФ, п. 3, 6, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", суд, приняв во внимание то, что создание маневренного фонда прямо предусмотрено законом, материалами дела подтверждена необходимость создания жилых помещений маневренного фонда, отсутствие такого фонда не обеспечивает соблюдение конституционных прав граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории Агаповского муниципального района, отсутствие маневренного жилищного фонда в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении жилья из такого фонда, создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории округа при возникновении обстоятельств, перечисленных в ст. 95 ЖК РФ, принял решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
Отсутствие маневренного жилищного фонда в необходимом количестве на территории муниципального образования Агаповского муниципального района создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, на дату рассмотрения дела судом в Агаповского муниципального района существует нуждаемость в маневренном жилищном фонде в количестве 10 помещений.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение, гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств (ст. 95 ЖК РФ).
Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное ст. 40 Конституции РФ право граждан на жилище. В связи с этим суд пришел к выводу о признании требований прокурора законными, обоснованными подлежащими удовлетворению именно в испрашиваемом количестве единиц жилых помещений - до общего количества не менее 10 благоустроенных жилых помещений в населенных пунктах Агаповского муниципального района. Кроме того, с учетом особенностей бюджетного процесса, объема необходимых действий и процедур для расширения на территории Агаповского муниципального района маневренного жилищного фонда. Суд полагает необходимым установить срок для создания ответчиком маневренного жилищного фонда 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, признав его разумным и достаточным для того, чтобы при наличии достаточной степени внимательности, заботливости, осмотрительности и расторопности ответчика исполнить решение суда в установленный судом срок.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Агаповского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Агаповского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать маневренный жилищный фонд Агаповского муниципального района в виде жилых помещений маневренного жилого фонда в количестве не менее 10 благоустроенных жилых помещений в населенных пунктах Агаповского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Агаповский районный суд Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2024 года.