КОПИЯ
УИД: 89RS0005-01-2022-000236-04
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ноябрьск ЯНАО 18 июля 2022 года
Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Габовой Т.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбачевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-450/2022 по иску Черных АВ к муниципальному учреждению «Дирекция муниципального заказа» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда,
установил:
Черных А.В. обратилась в Ноябрьский городской суд с иском к муниципальному учреждению «Дирекция муниципального заказа» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указала, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности .... ДД.ММ.ГГГГ работодателем ей было вручено уведомление № об обязательном прохождении вакцинации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановления Главного санитарного врача ЯНАО от 8 октября 2021 года № 29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19 у работников, прибывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом», она была отстранена от работы с ДД.ММ.ГГГГ без сохранения заработной платы до момента прохождения вакцинации, о чем издан приказ №. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком был издан приказ № «О внесении изменений в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отстранении от работы», в соответствии с которым она была допущена к работе с ДД.ММ.ГГГГ. Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ считает незаконным, поскольку вакцинация является добровольной, работодатель не обладает правом отстранения работников от работы по данным основаниям. Постановление Главного санитарного врача ЯНАО № от ДД.ММ.ГГГГ, которое положено в основу приказа, не является нормативным правовым актом и не может являться основанием для отстранения от работы. Просит признать приказ работодателя № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене, взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула за период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 200153 рубля 92 копейки, взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 200000 рублей.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечения Администрация города Ноябрьска.
Истец Черных А.В. в судебном заседании не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Пайгина Д.А. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика – МУ «Дирекция муниципального заказа», МН в судебном заседании с иском не согласилась, привела доводы, изложенные в письменных возражениях на иск, суть которых сводится к тому, что истец была правомерна отстранена от работы.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с эпидемиями находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации закреплено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно положений подпункта 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.03.2020 № 29-ПГ в связи с распространением в Ямало-Ненецком автономном округе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности и определен комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) в статье 1 определяет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор как деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона № 52-ФЗ в перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий включено, в том числе проведение профилактических прививок.
При угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 675 Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
Управление осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (пункт 8.1 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу).
В соответствии с пунктом 8.34.3 Положения об Управлении Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Управление уполномочено выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Во исполнение положений подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации принимают решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям, при эпидемическом неблагополучии, возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, в очагах инфекционных болезней (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) с учетом ситуации и особенностей, которые имеют место в конкретном субъекте Российской Федерации.
Положениями статей 10, 11 Федерального закона № 52-ФЗ установлены обязанности граждан и юридических лиц: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что с ДД.ММ.ГГГГ Черных А.В. состояла в трудовых отношениях с МУ «Дирекция муниципального заказа» в должности ...
ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №/тд-с, заключенного между МУ «Дирекция муниципального заказа» и Черных А.В., прекращено, истец уволена на основании пункта 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работка).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08.10.2021 № 29 (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого приказа) в целях стабилизации и снижения показателей заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), стабилизации показателей смертности и летальности населения Ямало-Ненецкого автономного округа было предписано обеспечить, начиная с 08.10.2021 проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению ЯНАО в учреждениях и организациях независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности следующих категорий: государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, работникам органов власти и местного самоуправления (пункт 1.7); генеральным директорам предприятий Топливно-энергетического комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителям субподрядных организаций, осуществляющих деятельность на месторождениях ТЭК ЯНАО и на территориях муниципальных образований ЯНАО, в том числе руководителям организаций и предприятий строительного комплекса: обеспечить контроль за наличием у работников, осуществляющих деятельность вахтово-экспедиционным методом, сертификата о вакцинации против (COVID-19), зарегистрированного в установленном порядке на портале государственных услуг Российской Федерации (пункты 6, 6.1).
Пунктом 3 вышеназванного постановления на руководителей предприятий и организаций независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям возложена обязанность по организации направления сотрудников в медицинские организации ЯНАО, для проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 (пункт 3.1), и по обеспечению отстранения от работы и перевод на дистанционный режим работы лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 1.8 (пункт 3.2); генеральным директорам предприятий Топливно-энергетического комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, руководителям субподрядных организаций, осуществляющих деятельность на месторождениях ТЭК ЯНАО и на территориях муниципальных образований ЯНАО, в том числе руководителям организаций и предприятий строительного комплекса: принять меры по отстранению от работы лиц, не имеющих законченного курса вакцинации против (COVID-19) (пункт 6.2).
ДД.ММ.ГГГГ истец Черных А.В. была ознакомлена работодателем с уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности пройти вакцинацию от новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, на основании статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 «Об утверждении Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок», приказа Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» и постановления Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08.10.2021 № 29, Черных А.В. в числе других работников была отстранена от работы без сохранения заработной платы. С приказом Черных А.С. была ознакомлена.
Между тем, приказ об отстранении истца от работы не может быть признан законным в силу следующего.
Занимаемая истцом должность и сфера деятельности ответчика не предусмотрены Постановлением Главного государственного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08.10.2021 № 29, а, соответственно, Черных А.В. не подлежала обязательной вакцинации.
Представитель ответчика в ходе судебного заседания пояснила, что основанием для отстранения истца от работы явились пункты 1.7, 6, 6.1, 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Ямало-Ненецкого автономного округа.
Между тем, Черных А.В. не является государственным гражданским служащим, замещающим должности государственной гражданской службы, муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы, работником органа власти и местного самоуправления, а МУ «Дирекция муниципального заказа» не является предприятием Топливно-энергетического комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, субподрядной организацией, осуществляющей деятельность на месторождениях ТЭК ЯНАО и на территориях муниципальных образований ЯНАО.
При таких обстоятельствах исковые требования Черных А.В. о признании приказа МУ «Дирекция муниципального заказа» № от ДД.ММ.ГГГГ об отстранении ее от работы являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Приказом МУ «Дирекция муниципального заказа» от ДД.ММ.ГГГГ № на основании постановления Главного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 декабря 2021 года № 36 «О внесении изменений в постановление Главного санитарного врача по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 октября 2021 года № 29 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) взрослому населению Ямало-Ненецкого автономного округа и о наличии обязательной вакцинации против COVID-19у работников, пребывающих на территорию региона для осуществления деятельности вахтово-экспедиционным методом» внесены изменения в приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отстранении от работы», приказано: допустить с ДД.ММ.ГГГГ к работе ... Черных А.В. в числе других работников, бухгалтерии с ДД.ММ.ГГГГ производить начисление заработной платы в соответствии с табелем учета рабочего времени.
Установив факты незаконного отстранения истца от работы и невыплаты в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу заработной платы, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца заработной платы за время вынужденного прогула за вышеуказанный период.
Согласно справке МУ «Дирекция муниципального заказа» о заработной плате среднемесячный заработок Черных А.В. за расчетный период, предшествовавший ее отстранению от работы ДД.ММ.ГГГГ, составляет ..., среднедневной заработок ...
Размер среднедневного заработка, сведения о котором представлены ответчиком, стороной истца не оспорен.
При таких обстоятельствах с ответчика в пользу истца при установленном истцу режиме работы – пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями – суббота и воскресенье, размер заработной платы за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит 217760 рублей 17 копеек ...
При выплате заработной платы на МУ «Дирекция муниципального заказа следует возложить обязанность произвести удержание из заработной платы налога на доходы физических лиц и произвести перечисление удержанного налога в бюджет.
Истцом заявлено требование о взыскании заработной платы в размере 200153 рубля 92 копейки. В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным требованиям.
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1).
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (часть 2).
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».
Поскольку судом установлен факт нарушения неправомерными действиями ответчика трудовых прав работника, исковые требования истца о компенсации морального вреда являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела, объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, длительность периода отстранения от работы, невыплаты заработной платы, а также требования разумности, справедливости и считает возможным взыскать с МУ «Дирекция муниципального заказа» компенсацию морального вреда в размере 20000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Черных АВ удовлетворить частично.
Признать незаконным приказ Муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа» № от ДД.ММ.ГГГГ в части отстранения Черных АВ от работы с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Муниципального учреждения «Дирекция муниципального заказа» в пользу Черных АВ заработную плату за период отстранения от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 200153 рубля 93 копейки и компенсацию морального вреда в сумме 20000 рублей, всего 220153 (Двести двадцать тысяч сто пятьдесят три) рубля 93 копейки.
При выплате заработной платы муниципальному учреждению «Дирекция муниципального заказа» произвести удержание из заработной платы налога на доходы физических лиц и произвести перечисление удержанного налога в бюджет.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ноябрьский городской суд.
Судья: (подпись) Т.Н. Габова
...