Дело № 3а-66/2020
07OS0000-01-2020-000068-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«13» января 2021 года г. Нальчик
Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Думаева А.Б.
при секретаре Жабалиевой С.О.
с участием: представителя административного ответчика Правительства Кабардино-Балкарской Республики и заинтересованного лица – Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики - Лигидова А.К.; представителя прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики – Башиева Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Полиграфсервис и Т» к Правительству Кабардино-Балкарской Республики о признании недействующим нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики 18 декабря 2017 года № 728-рп, размещенным 25 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации КБР (www.pravitelstvo.kbr.ru) и опубликованным 22.12.2017 года в газете «Официальная Кабардино-Балкария» № 48-49, утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2018 год). Согласно пункту 639 Перечня на 2018 год объект недвижимого имущества - Здание, общей площадью 97,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: КБР, <адрес>, признан объектом недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
29.12.2018 Правительством КБР издано постановление от № 271-ПП об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости (далее - Перечень на 2019 год), в который спорное здание включено под номером 630.
Данный нормативный правовой акт размещен 29.12.2018 на официальном интернет-портале правовой информации КБР (www.pravitelstvo.kbr.ru) и опубликован 11.01.2019 в газете «Официальная Кабардино-Балкария» № 1).
Административный истец ООО «Полиграфсервис и Т» обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением об оспаривании в части указанных нормативных актов, просил признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 и 2019 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденная распоряжением Правительства КБР от 18 декабря 2017 года № 728-рп, Постановлением Правительства КБР № 271-ПП от 29 декабря 2018 года, в части включения в него пунктами 639 и 630 объекта недвижимого имущества - Здание, общей площадью 97,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: КБР, <адрес>, принадлежащего административному истцу – ООО «Полиграфсервис и Т, со дня их принятия.
Исковые требования мотивированы тем, что спорное здание фактически используется в целях производства книгопечатной продукции, что подтверждено Актом обследования фактического использования здания, составленного 21 февраля 2019 года Межведомственной комиссией, состав которой был утвержден Приказом Министерства финансов КБР от 20 февраля 2019 года.
Заявитель полагает, что вышеуказанный объект недвижимого имущества не обоснованно был включен в Перечни, поскольку вид разрешенного использования и наименование здания не предусматривают размещения перечисленных в статье 378.2 НК РФ объектов.
Мероприятия по определению вида фактического использования здания административно-бытового корпуса на момент его включения в Перечни не производились.
Данное обстоятельство нарушает имущественные права и законные интересы административного истца ООО «Полиграфсервис и Т» поскольку влечет возникновение у него обязанности по уплате налога на имущество организаций, исчисленного исходя из кадастровой стоимости спорного здания.
Представитель административного истца «Полиграфсервис и Т» в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Правительства Кабардино-Балкарской Республики и заинтересованного лица Министерства финансов КБР – Лигидов А.К. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям изложенном в письменном возражении на административное исковое заявление.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования обоснованными, оценив оспариваемые административным истцом положения нормативного правового акта на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании, стороны, полномочия Правительства Кабардино-Балкарской Республики по изданию оспариваемого в части нормативного правового акта не оспаривали.
Проанализировав положения действующего законодательства, суд полагает, что Правительство Кабардино-Балкарской Республики является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта.
Так, подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Таким уполномоченным органом на основании Закона КБР от 20 февраля 1999 года № 5-РЗ «О Правительстве Кабардино-Балкарской Республики» является Правительство КБР, в связи с чем суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции Правительства КБР.
В соответствии с требованиями ст. 55 Закона КБР от 03.08.2002 года № 52-РЗ «О правовых актах в Кабардино-Балкарской Республике» оспариваемые распоряжение № 728-рп, и Постановление № 271-ПП опубликованы на официальном интернет-портале органов исполнительной власти и газете «Официальная Кабардино-Балкария».
Таким образом, суд считает, что распоряжение Правительства КБР № 728-рп от 18 декабря 2017 года и Постановление Правительства КБР № 271-ПП от 29 декабря 2018 года введены в действие и опубликованы в установленном порядке и соответственно вопреки доводам, изложенным в письменном возражении административного ответчика являются нормативными правовыми актами.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи НК РФ раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 НК РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 1-2 Закона Кабардино-Балкарской Республики от 27.11.2003 № 102 РЗ « О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) зданий (строений, сооружений), которые в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предназначены для использования или фактически используются в целях размещения объектов делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
3) объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции действующей на момент утверждения Перечня на 2018 год, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
До установления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, предусмотренного пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), установление вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
Судом установлено, что ООО «Полиграфсервис и Т» является правообладателем объекта недвижимого имущества Здание, общей площадью 97,7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: КБР, <адрес>, что подтверждается представленной выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Кабардино-Балкарской Республики обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов административного дела, названное выше здание включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ как фактически использующееся одновременно в целях делового, административного и коммерческого назначения.
Изложенное дает основания прийти к выводу о том, что признать спорные здания объектами недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, не позволяет ни вид разрешенного использования земельного участка, ни техническая документация, ни фактическое использование.
В силу части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах, суд считает обоснованным административное исковое заявление ООО «Полиграфсервис и Т» о признании не действующим со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 и 2019 годах налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденных распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2017 года № 728-рп, постановлением Правительства КБР № 271-ПП от 29 декабря 2018, в части включения в него пунктами 639 и 630, объекта недвижимого имущества Здание, общей площадью 97,7 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: КБР, <адрес>.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Из обстоятельств административного дела следует, что первоначально оспариваемые в части нормативные акты были опубликованы на интернет-портале www.pravitelstvo.kbr.ru. в связи с чем суд приходит к выводу о возложении на административного ответчика Правительство Кабардино-Балкарской Республики обязанности опубликовать на данном сайте сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ООО «Полиграфсервис и Т» удовлетворить.
Признать не действующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики 18 декабря 2017 года № 728-рп, в части включения в него под пунктом 639 объекта недвижимого имущества - Здание, общей площадью 97,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: КБР, <адрес>.
Признать не действующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики 29 декабря 2018 года № 271-ПП, в части включения в него под пунктом 630 объекта недвижимого имущества - Здание, общей площадью 97,9 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: КБР, <адрес>.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на едином портале органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики – www.pravitelstvo.kbr.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в третий апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Б. Думаев