Дело № 2-952/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Угра 23 декабря 2021 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
Председательствующего судьи Кирюхина А.В.,
При секретаре Шашкиной Т.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных отношений Смоленской области к Москаленко М.И. о понуждении собственника к продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных отношений Смоленской области обратился в суд с иском к Москаленко М.И. о понуждении собственника к продаже земельного участка сельскохозяйственного назначения. Просит обязать Москаленко М.И. продать на торгах (конкурсах, аукционах) принадлежащий ему земельный участок сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером ХХХ, общей площадью 210000 кв.м., местоположением: <адрес>. В обоснование требований указано, что согласно сведениям государственного реестра недвижимости указанный спорный земельный участок принадлежит гражданину Москаленко М.И., который является гражданином Республика Беларусь, что противоречит положениям ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Самостоятельно принадлежащую ему, как иностранцу земельный участок он не отчуждал, поэтому в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Истец Департамент имущественных отношений Смоленской области в судебное заседание своего представителя не направило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя Департамента.
Ответчик Москаленко М.И. в судебном заседании исковые требования признал пояснил, что, учитывая определенную сложность в решении вопроса отчуждения земельного участка, просит определить достаточный срок для решения данного вопроса.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника судебного разбирательства, надлежащим образом извещенного о судебном заседании, и не просившего об его отложении.
Изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании из Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 15.01.2021 г. установлено, что земельный участок с кадастровым номером ХХХ, общей площадью 210000 кв.м., местоположением: <адрес> относится к категории земель земли сельскохозяйственного назначения, имеет назначение - для сельскохозяйственного производства. При этом Москаленко М.И. является гражданином Республики Беларусь и его право собственности подтверждается договором купли продажи земельного участка от 07.10.2018 года.
Из ответа на запрос суда УМВД МВД России по Смоленской области от 08.04.2021 г. № М-573/2021 усматривается, что Москаленко М.И., дд.мм.гггг. года рождения. Паспорт гражданина иностранного государства Республики Беларусь ХХХ №ХХХ, выдан <данные изъяты>, по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации не обращался.
Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым Конституция Российской Федерации в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает "национальный режим" для иностранных лиц и лиц без гражданства, то есть в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам.
Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым, установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю.
Так, действующим законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц предусмотрены определенные ограничения в отношении права собственности на земельные участки некоторых категорий.
В частности согласно статье 8 Федерального закона от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, с учетом, в том числе, положения, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды. 28 января 2003 года вступил в законную силу Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно ст. 3 указанного Закона в первоначальной редакции (от 24.07.2002 г.) Закон устанавливал аналогичное ограничение, что иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в первоначальной редакции от 24.07.2002 г., в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статей 3 и 4 настоящего Федерального закона, такие земельный участок или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок либо в течение года со дня, когда собственник узнал или обязан был узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований статьи 3 настоящего Федерального закона.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку ответчик Москаленко М.И. являлся на момент вступления закона в законную силу иностранным гражданином - гражданином Республика Белоруссия и не имел гражданства Российской Федерации, при этом право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения приобрел на законном основании до вступления в законную силу ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», статья третья которого предусматривает право иностранных граждан обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, то в силу положений ст. 5 указанного Закона в течении года, ему следовало произвести отчуждение доли в праве собственности на такой земельный участок.
Однако, в установленный срок ответчик Москаленко М.И. отчуждение права собственности на земельный участок с кадастровым номером 67:21:0030101:364, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения не произвел. Более того, он осуществил регистрацию своего права собственности, и не произвел отчуждение и в течении года с момента регистрации.
Правовое регулирование в отношении прав обладания иностранными гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время не изменилось.
В соответствии со ст. 3 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в действующей редакции иностранные граждане могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения так же только на праве аренды.
Часть первая стать пятой ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в действующей редакции по-прежнему предусматривает обязанность лица, у которого в собственности оказался земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, произвести отчуждение такого земельного участка (части земельного участка) или доли.
Указанное правовое регулирование имеет целью обеспечить суверенные права Российской Федерации на все ее природные богатства и ресурсы.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах). Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об обращении ответчика Москаленко М.И. в компетентные органы за разрешением вопроса о выделении земельного участка в счет своей земельной доли и заключении договора его аренды судом не установлен.
Вместе с тем, по указанным выше основаниям земельный участок с кадастровым номером ХХХ в силу закона не может ему принадлежать, поэтому необходимо его отчуждение. Исковые требования Департамента Имущественных отношений Смоленской области к Москаленко М.И. о понуждении продать его земельный участок сельскохозяйственного назначения, подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно подпункту 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
В соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: для физических лиц - 300 рублей.
Таким образом, исходя из положений процессуального закона, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче искового заявления освобожден, исчисленная из иска неимущественного характера в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента Имущественных отношений Смоленской области к Москаленко М.И. о понуждении продать земельный участок сельскохозяйственного назначения удовлетворить.
Обязать Москаленко М.И. дд.мм.гггг. года рождения, проживающего: <адрес>, паспорт гражданина иностранного государства Республики Беларусь ХХХ № ХХХ, выдан <данные изъяты>, в течение года продать на торгах (конкурсах, аукционах) принадлежащий ему земельный участок, с кадастровым номером ХХХ относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 210000 +/-4010 кв.м., с адресом (местоположением): <адрес>.
Взыскать с Москаленко М.И. в доход соответствующего бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд в с.Угра.
Председательствующий А.В. Кирюхин
Решение вступает в законную силу 24.01.2022 года.