Судья Федорова Н.А. Дело № 33-2851/2022 (2-4/2022)
УИД 22RS0023-01-2021-000283-83
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 апреля 2022 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре |
Секериной О.И., Шипунова И.В., Дубовицкой Л.В., Подлужной А.И. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Головачёвой Марины Зосимовны, действующего через представителя Часовникова Д. И., на решение Калманского районного суда Алтайского края от 20 января 2022 года по делу по иску Головачёвой Марины Зосимовны к администрации Калманского района Алтайского края, администрации Новоромановского сельсовета Калманского района о признании права собственности на строительные конструкции жилого дома.
Заслушав доклад судьи Шипунова И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Головачёва М.З. обратилась в суд с иском к администрации Калманского района Алтайского края, администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края о признании права собственности на строительные конструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 32,6 кв.м.
В обоснование требований указано, что 03.07.1999 года Головачёва М.З. купила жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> у ФИО 1, что подтверждается распиской о расчете от 03.07.1999г. Факт пользования и владения земельным участком с жилым домом Головачёвой М.З. подтверждается заявлением от соседей от 04.12.2020г. На истицу открыт финансовый лицевой счет в АО ЭКО-Комплекс, в АО Алтайэнергосбыт, задолженность по оплате отсутствует. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства имеет кадастровый номер ***. Головачёва М.З. после совершения сделки купли-продажи указанного жилого дома в простой письменной форме является собственником строительных конструкций данного жилого дома. В случае удовлетворения заявленных требований, у истца появится возможность обратиться с просьбой о предоставлении земельного участка на праве аренды для узаконения в надлежащем порядке приобретенного ею жилого дома. Иного способа защиты своих прав, кроме как обращения в суд с иском о признании права собственности на самовольную постройку, не имеется.
В ходе судебного разбирательства заявленные требования были уточнены, истец указал, что речь в данном деле не идет о признании права собственности на жилой дом в соответствии со ст. 222 ГК РФ, так как в настоящее время нет никаких прав на земельный участок, на котором расположен дом, основывает свои требования и руководствуется ст. 218 ГК РФ.
В последующем исковые требования истцом были уточнены, заявлено требование о признании за Головачёвой М.З. права собственности на строительные конструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 32,6 кв.м, в соответствии с техническим паспортом на спорный дом от 10.09.2020г., выданного КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» Калманский участок. В обоснование уточненных исковых требований приведена ссылка на положения ст.455 ГК РФ, указано, что Головачёва М.З. приобрела у ФИО 1 спорный жилой дом. Земельный участок, на котором расположен жилой дом, находился у ФИО 1 в постоянном бессрочном пользовании. Спорный дом представляет собой набор строительных конструкций, и в отношении этих конструкций и был заключен договор купли-продажи. Истец не претендует на земельный участок. Основывают свои требования на главе 30 ГК РФ.
Решением Калманского районного суда Алтайского края от 20 января 2022 года исковые требования Головачёвой М.З. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Головачёва М.З., действуя через представителя Часовникова Д.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В качестве доводов указано на то, что суд первой инстанции сослался на недоказанность волеизъявления ФИО 1 на передачу жилого дома и земельного участка Головачёвой М.З., при этом не дал правовую оценку расписке, которой оформили покупку спорного дома в 1999 году. Факт пользования и владение спорным домом и земельным участком подтверждается заявлением от соседей от 04.12.2020 года, к которому суд отнесся критически. Никто не предъявлял каких-либо претензий по пользованию указанным жилым домом и земельным участком к истцу. Не согласен с мнением, что если дом является жилым, то в отношении него не может признано право на строительные конструкции. В данном случае имеется внеплановая конструкция, на которую не может быть признано право собственности как на объект недвижимого имущества, в том числе не установлено, что данный объект возможно отнести к объектам недвижимого имущества.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Головачевой М.З. – Камнев И.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще. Об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 ГПК РФ является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, ФИО 1 было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей от 5 февраля 1993г. ***, что так же подтверждается ответом администрации Калманского района Алтайского края, ответом администрации Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края.
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером *** расположен по адресу: <адрес>, имеет площадь 682 кв.м. Согласно данных, указанных в разделе «особые отметки», правообладателем земельного участка, как ранее учтенного, значится ФИО 1, вид права - собственность.
Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация в отношении объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>.
Согласно технического паспорта домовладения <адрес> от 10.09.2020г., на территории имеется здание (строение) – жилой дом, состоящий из кухни, площадью 20,9 кв.м и жилой комнаты, общей площадью 11,7 кв.м, отопление дома печное, имеется электроосвещение; также на территории имеются двое сеней и сарай.
В материалы дела истцом представлена копия расписки о том, что ФИО 1 получил 29 000 рублей за продаваемый жилой дом и земельный участок <адрес> от Головачевой М.З., указана дата 03.07.1999г.
Кроме того, истцом представлена копия заявления от ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6, с оттиском печати Новоромановского сельсовета, о том, что указанные лица подтверждают проживание Головачевой М.З. в доме по <адрес> с 2000 года.
Из копии финансового лицевого счета по услугам АО «ЭКО-Комплекс» за период с февраля 2019г по май 2021г. значится, что договор на обслуживание дома по <адрес> заключен с Головачевой М.З.
Согласно копии справки АО Алтайэнергосбыт от 31.05.2021г. следует, что у абонента Головачевой М.З., проживающей по адресу: <адрес>, по состоянию на 24.05.2021г. задолженности по оплате электроэнергии перед АО «Алтайэнергосбыт» не имеется.
ФИО 1 умер ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Последним постоянным местом жительства ФИО 1 на день его смерти (ДД.ММ.ГГ) было: <адрес>. Вместе с ним на день смерти по данному адресу никто не проживал.
Согласно данных наследственного дела *** единственным наследником к имуществу ФИО 1 по всем основаниям была признана его мать - ФИО 7, которая приняла наследство по всем основаниям, где бы оно не находилось и в чем бы оно не заключалось.
ФИО 7 умерла ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Согласно данных наследственного дела *** единственным наследником к имуществу ФИО 7 по всем основаниям была признана ее дочь - Митьковская Е. С., которая приняла наследство по всем основаниям, где бы оно не находилось и в чем бы оно не заключалось.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
На основании п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно п.п.1, 2, 3 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В ст. 223 ГК РФ указано, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных статьей 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Жилой дом в силу ст. 130 ГК РФ является недвижимым имуществом - к недвижимым вещам относятся земельные участки и все что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания и сооружения.
Согласно ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В силу ст. 550 ГК РФ, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Как следует из положений ст. 551 ГК РФ, переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.
Таким образом, в силу п. 2 ст. 223 ГК РФ право собственности возникает после государственной регистрации права на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и вносится сведения в Единый государственный реестр недвижимости.
В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (часть 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ).
Согласно п.п.1,2 ст.552 ГК РФ, по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.
По смыслу приведенных норм права при предъявлении иска о признании права собственности истец, как лицо, претендующее на признание себя собственником определенного имущества, должен доказать наличие определенных юридических фактов, которые образуют основание возникновения его права собственности на данное имущество.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что не доказан факт приобретения именно строительных конструкций и их фактическое наличие в настоящее время, а также не доказан факт волеизъявления ФИО 1 на передачу жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
Судебная коллегия соглашается с решением суда, полагая, что оно по существу является верным и избранным истцом способом защиты его права не могут быть восстановлены.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, в силу стати 12 ГК РФ, статьи 3 ГПК РФ право выбора способа защиты нарушенного или оспариваемого права принадлежит заявителю.
Положения статьи 196 ГПК РФ, в том числе части 3, предписывают суду принимать решение исключительно по заявленным требованиям и запрещают выходить за пределы таковых (предмета и оснований иска), за исключением прямо предусмотренных федеральным законом случаев, которых применительно к настоящему делу не установлено.
Истец просил признать право на строительные конструкции в виде жилого дома, ссылаясь при этом на то, что приобрел дом по расписке у ФИО 1
Исковые требования направлены на возникновение у истца права собственности на имущество, однако избранный способ защиты не соответствует тому нарушенному праву, которое отыскивает истец.
Не может повлечь отмену обжалуемого решения довод жалобы о том, что в данном случае имеется внеплановая конструкция, на которую не может быть признано право собственности как на объект недвижимого имущества, в том числе не установлено, что данный объект возможно отнести к объектам недвижимого имущества.
Напротив, судом первой инстанции установлено, что спорный объект не является строительными конструкциями, является жилым домом, подключенным к системе электроснабжения, имеет печную систему отопления, состоит из кухни и жилой комнаты, эксплуатируется истцом в качестве жилого дома, дому присвоен адрес. Из текста представленной в суд копии расписки также усматривается, что истцом был приобретен жилой дом и земельный участок, а не строительные конструкции.
Следовательно, истец избрал способ защиты, которым его права не могут быть восстановлены.
Подменяя понятия «жилой дом» понятием «строительные конструкции в виде жилого дома» в контексте определения объекта гражданского права в смысле статьи 128 ГК РФ, сторона истца имела намерения обойти правила об узаконении самовольной постройки, предусмотренные статьей 222 ГК РФ, или указанные выше правила о порядке совершения сделки купли-продажи недвижимости, что не соответствует принципу добросовестности как в материально-правовом, так и в процессуальном смысле (статья 10 ГК РФ, статья 35 ГПК РФ).
Головачева М.З. не лишена возможности избрать верный способ защиты права, если полагает, что приобрела жилой дом на основании сделки купли-продажи, которая, по мнению истца, соответствовала действовавшему на момент ее заключения гражданскому законодательству, в том числе путем предъявления к наследнику ФИО 1 – Митьковской Е.С. требований о понуждении к регистрации перехода права собственности на недвижимость в порядке части 3 статьи 551 ГК РФ.
В этой связи доводы жалобы о том, что суд не дал правовую оценку расписке, и скептически отнёсся к заявлениям очевидцев, не могут повлечь отмену судебного решения в рамках избранного истцом способа защиты права.
В этой связи по приведенным в жалобе доводам решение суда отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калманского районного суда Алтайского края от 20 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Головачёвой Марины Зосимовны, действующего через представителя Часовникова Д. И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 21 апреля 2022 года.