Дело № 33а-1575/2019 город Хабаровск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Коноплевой И.А.,
судей Поздняковой О.Ю., Романовой И.А.,
при секретаре Павловой Е.В.,
рассмотрела открытом судебном заседании 1 марта 2019 административное дело по административному исковому заявлению Илларионова А.А. о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»,
по апелляционной жалобе Илларионова А.А. на решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23.11.2018,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснение Илларионова А.А., представителя военного комиссариата Хабаровского края – Кузнецовой Ю.Д.,
УСТАНОВИЛА:
Илларионов А.А. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» о призыве на военную службу.
В обоснование требований указал, что 29.10.2018 он прошел призывную комиссию и решением призывной комиссии был призван на военную службу. Вместе с тем, на момент вынесения решения ему исполнилось 27 лет. Кроме того, решение призывной комиссии объявлено неустановленным, не представившимся ему лицом, тогда как должно быть объявлено председателем призывной комиссии.
Определением судьи от 30.10.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края».
Решением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 ноября 2018 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Илларионов А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить. Указывает, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что он прошел службу в другом государстве и что положениями подпункта «г» пункта 1 ст. 23 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции, действующей на момент призыва Иллалиронова А.А. на военную службу в Украине в 2012 году, он освобожден от призыва на военную службу в Российской Федерации. Кроме того, призывая его на военную службу, он был определен в танковые войска, без учета его специальности, звания, образования (является кандидатом в мастера спорта по пулевой стрельбе, окончил институт, успешно завершил обучение на военной кафедре и ему присвоено звание младшего лейтенанта запаса, о чем он сообщил). Копия справки № 3, выданной ему вместо военного билета от 23 января 2013 года, была им представлена призывной комиссии для приобщения в личное дело. Указывает о допущенных судом процессуальных нарушениях.
В письменных возражениях представитель призывной комиссии городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», ФКУ «Военный комиссариат Хабаровского края» (Военный комиссариат г.Комсомольска-на-Амуре») просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на то, что справка от 23.01.2013 № 3 суду не предоставлялась. В рамках рассмотрения дела вопросы о наличии у Илларионова А.А. звания, обучения на военной кафедре, факт нахождения в запасе, судом не рассматривались, документы не предоставлялись.
Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, доводы возражений, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что решением призывной комиссии № 15 от 24.10.2018 Илларионов А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения признан «А-1» - годен к военной службе. Диагноз: здоров. Статья 22 – призвать на военную службу. Предназначить СВ, учебные части, для подготовки экипажей танков. Решение принято комиссией единогласно.
Илларионову А.А. выдана повестка о явке 30.10.2018 в 9-00 часов в военный комиссариат г.Комсомольска-на-Амуре для отправки к месту прохождения военной службы.
Из копии паспорта следует, что Илларионов А.А., <данные изъяты>, является гражданином Российской Федерации. Паспорт выдан отделом УФМС России по Иркутской области в Ленинском районе г.Иркутска 07.02.2016.
Илларионов А.А. зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 11 августа 2018 года по 9 января 2019 года.
В материалы дела представлено личное дело призывника.
Из учетной карточки призывника № 47 следует, что Илларионов А.А. поставлен на воинский учет 04.10.2018; в разделе «Общие сведения» графе 15 «военно-учетная специальность» указано «Вод «В»- 2012 г.Донецк». По результатам медицинского освидетельствования Илларионов А.А. признан «здоровым», установлена категория годности к военной службе и показатель предназначения – «А 1».
Из анкеты от 01.10.2018 для граждан старшего возраста, не поставленных на первоначальный воинский учет в установленный федеральным законом срок, следует что Илларионовым А.А. указан адрес регистрации в возрасте с 16 лет и по настоящее время – Украина, <адрес>; адреса фактического проживания в период с 2007-2018 год в Украине и в Российской Федерации; место учебы - ДонТУ до 2013 года; причина, по которой Илларионов А.А. не встал на первоначальный воинский учет – гражданство Украины; представлен паспорт гражданина Украины.
В личном деле имеется копия нотариально удостоверенного диплома бакалавра, выданного на имя Илларионова А.А., подтверждающего, что административный истец в 2012 году окончил Государственное высшее учебное заведение «Донецкий национальный технический университет» и получил базовое высшее образование по специальности «Электронные устройства и системы», получил квалификацию бакалавра электронных устройств и систем.
Также в материалы дела предоставлена нотариально удостоверенная копия диплома специалиста об окончании Илларионовым А.А. в 2013 году Государственного высшего учебного заведения «Донецкий национальный технический университет» и получении высшего полного образования.
Из списка призывников, вызываемых на призывную комиссию 24.10.2018, следует, что Илларионов А.А. оповещен лично 10.10.2018 ( л.д.52) о явке в военный комиссариат г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края для прохождения медицинского освидетельствования, профессионального психологического отбора и призывной комиссии, назначенной на 24.10.2018 с 9 до 10 часов.
Согласно протоколу № 15 от 24.10.2018, комиссия приняла решение о призыве Илларионова А.А. на военную службу. В примечании имеется ссылка на протокол № 22 от 07.11.2018.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии подп. «а» п.1 ст.22 Закона « О воинской обязанности и военной службе», призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с названным Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2 указанной статьи).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 23 указанного Закона в редакции Федерального закона от 19 июля 2001 года N 102-ФЗ от призыва на военную службу освобождаются граждане прошедшие военную службу в другом государстве.
Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 111-ФЗ с 1 августа 2013 года в подпункт "г" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" внесены изменения, он изложен в редакции, в соответствии с которой от призыва на военную службу освобождаются граждане, прошедшие военную службу в другом государстве, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 мая 2001 года 8-П, от 17 июня 2013 года N 13-П, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.
По смыслу указанных положений, действие новой редакции подпункта "г" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" с 1 августа 2013 года, распространяется на граждан, которые на тот момент еще не получили право на освобождение от призыва. Положения новой редакции указанной нормы подлежат применению к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
Из материалов дела следует, что Илларионов А.А. являлся гражданином Украины, принят на военный учет 23.01.2013 лиц офицерского состава запаса в Пролетарско-Буденновском объединенном районном военном комиссариате г.Донецка, имеет военное звание младший лейтенант ( МОУ № 658 от 20.08.2012), военно-учетную специальность 442100.
Данное обстоятельство подтверждается справкой № 3 (вместо военного билета), подписанной исполнителем – работником ЗСУ, начальником отделения ОЗиК, военным комиссаром Пролетарско-Буденновского объединенного районного военного комиссариата и скреплённой гербовой печатью Пролетарско-Буденовского объединенного районного военного комиссариата города Донецка.
Из сведений, изложенных в справке о причинах ее выдачи вместо военного билета, следует, что справка вместо военного билета выдана до поступления бланков военных билетов установленного образца.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.52 Федерального закона « О воинской обязанности и военной службе (здесь и далее - в редакции Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, действующей на дату принятия Илларионова А.А. на воинский учет лиц офицерского состава запаса), запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения.
Граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам (п.5 ст.20 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ).
Истец окончил в 2013 году Государственное высшее учебное заведение «Донецкий национальный технический университет» и получил полное высшее образование по специальности «Электронные устройства и системы», имеет военное звание – младший лейтенант, принят на военный учет лиц офицерского состава запаса в Пролетарско-Буденовском объединённом районном военном комиссариате г.Донецка 23 января 2013 года.
В этой связи, не учитывать указанные обстоятельства, исходя из положений подпункта "г" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в редакции, подлежащей применению, при решении вопроса о наличии оснований для призыва на военную службу Илларионова А.А., как лица, принятого на военный учет офицерского запаса в другом государстве, у призывной комиссии не имелось.
Доводы возражений представителей административных ответчиков о законности решения, исходя из непредоставления Илларионовым А.А. справки от 23.01.2018 № 3 при рассмотрении дела судом первой инстанции, как и доказательств невозможности предоставления указанной справки в суд апелляционной инстанции, судебная коллегия не принимает.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" принятие решения о призыве на военную службу или освобождении от призыва на военную службу отнесено к компетенции призывной комиссии.
В этой связи, обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием оснований для призыва на военную службу, подлежат установлению призывной комиссией, а проверка законности оспариваемого в судебном порядке решения, во всяком случае, осуществляется судом.
Вопреки доводам жалобы, при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч.8 ст.226 КАС).
Данные положения закона судом не учтены.
В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд должен выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 22 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 400 ( далее – Инструкция), изучение граждан проводится в целях обеспечения призывных комиссий объективными и полными данными для обоснованного принятия в отношении каждого из них решения о призыве на военную службу.
По результатам изучения граждан в установленном порядке производится их отбор для комплектования воинских частей (п. 23 Инструкции).
В процессе изучения выявляются граждане, подлежащие призыву на военную службу, при этом годные по морально-деловым качествам и по состоянию здоровья для исполнения специальных обязанностей военной службы, годные для подготовки по военно-учетным специальностям в учебных воинских частях, а также ранее привлекавшиеся к уголовной или административной ответственности, находящиеся или находившиеся под следствием и судом, состоящие на учете в органах внутренних дел за правонарушения, состоящие или состоявшие на учете в туберкулезных, психиатрических, кожно-венерологических, наркологических диспансерах и других медицинских учреждениях, а также имеющие право на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежащие ему по различным основаниям.
При этом от гражданина истребуются документы, подтверждающие его право на отсрочку или освобождение от призыва, которые (копии которых) приобщаются к материалам личного дела призывника.
Копии документов, подшиваемых в личное дело призывника, после сверки их с подлинниками заверяются военным комиссаром или лицом, его замещающим (п.26 Инструкции).
Согласно пункту 27 Инструкции по итогам проведенного изучения должен быть объективно оценен каждый призывник. Результаты изучения документов, характеризующих гражданина, бесед с ним и его родственниками, социально-психологического изучения отражаются в листе изучения призывника. Изучение гражданина должно быть завершено не позднее 20 дней до начала очередного призыва, вызову на который этот гражданин подлежит.
Пунктом 33 Инструкции установлено, что для осуществления призыва граждан на военную службу решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара субъекта Российской Федерации создаются призывные комиссии.
При этом члены призывных комиссий могут наделяться правами и обязанностями, к которым, помимо прочих, относится возможность членов призывных комиссий знакомиться со всеми материалами личных дел призывников, в отношении которых предстоит принимать решения; уточнять у призывников фактические данные, необходимые для принятия решения в отношении его в соответствии с законодательством Российской Федерации; накануне дня заседания призывной комиссии знакомиться со всеми личными делами граждан, подлежащих призыву на военную службу, в отношении которых предстоит принимать решения, определяя при этом, какие сведения для принятия решения требуют уточнения.
Решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в перечне, приведенном в приложении N 32 к настоящей Инструкции ( п.39 Инструкции).
В учетной карте призывника имеются сведения о военно-учетной специальности Илларионова А.А., полученной в 2012 году в г.Донецке.
В анкете для граждан старшего возраста, не поставленных на первоначальный воинский учет в установленный Федеральным законом срок (ФЗ № 53 ст.9), Илларионовым А.А. 01.10.2018 указан адрес его регистрации с 16 лет в период с 2007-2014 годы – Украина, <адрес>, место учебы – ДонНТУ до 2013 года, причина, по которой Илларионов А.А. не встал на первоначальный воинский учет в установленный законом срок – гражданство Украины. Кроме того, Илларионовым А.А. представлен, в обоснование указанной причины, как следует из анкеты, паспорт гражданина Украины.
В личном деле призывника имеется диплом об окончании государственного высшего учебного заведения Илларионовым А.А. в другом государстве.
При таких данных, вопрос о наличии или отсутствии оснований освобождения Илларионова А.А. от службы в Вооруженных Силах Российской Федерации как лица, прошедшего военную службу в другом государстве, подлежал выяснению призывной комиссией.
В этой связи, решение призывной комиссии о призыве Илларионова А.А. на военную службу, без выяснения указанных обстоятельств, нельзя признать законным и обоснованным.
Данные обстоятельства не учтены судом первой инстанции, в связи с чем, решение подлежит отмене с возложением обязанности на призывную комиссию городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» Хабаровского края рассмотреть повторно вопрос о призыве на военную службу Илларионова Алексея Александровича в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией не принимаются как не влияющие на правовой результат по делу.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23.11.2018 отменить.
Требования Илларионова А.А. удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» от 24 октября 2018 года (протокол заседания призывной комиссии от 24 октября 2018 года № 15), принятого в отношении Илларионова А.А., о призыве его на военную службу.
Возложить обязанность на призывную комиссию городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края рассмотреть повторно вопрос о призыве на военную службу Илларионова А.А. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий И.А.Коноплева
Судьи О.Ю.Позднякова
И.А.Романова