Решение по делу № 2а-1002/2018 от 27.04.2018

Решение

Именем Российской Федерации

28 мая 2018 года Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего - судьи Перцевой Ю.В.,

с участием представителя административного истца Аникиной Т.П.Багаутдиновой Р.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

с участием представителя административного ответчика администрации г.о. Жигулевск Самарской области – Кутявиной И.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Славновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1002/2018 по иску Аникиной Т. П. к администрации городского округа Жигулевск Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Аникина Т.П., обратилась в Жигулевский городской суд Самарской области с административным исковым заявлением к администрации г.о. Жигулевск, требуя признать незаконным отказ администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении Аникиной Т.П. в собственность за плату земельного участка, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о предоставлении земельного участка, площадью 254 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> собственность в порядке ст. 39.3 п.2 п.п. 10 Земельного Кодекса РФ. Администрация г.о. Жигулевск ответом от ДД.ММ.ГГГГ отказала Аникиной Т.П. в удовлетворении данного заявления, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не соответствует минимальному размеру для индивидуальной жилой застройки в размере 600 кв.м., что противоречит правилам землепользования и застройки г.о. Жигулевск. Аникина Т.П. считает данный отказ незаконным в связи со следующим. Согласно выписке из ЕГРН, вид разрешенного использования спорного земельного участка – индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками для индивидуального жилищного строительства; огороды. На данном участке административный истец не планирует производить застройку, а будет использовать его только под огород. Спорный участок прилегает к земельному участку, принадлежащему на праве собственности Аникиной Т.П., на котором построен двухэтажный жилой дом. В соответствии с п.10 ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Земельный участок полностью соответствует требованиям ст. 39.3 ЗК РФ, в связи с чем Аникина Т.П. считает, что у нее имеются все основания для получения участка в собственность за плату без проведения торгов.

В судебном заседании представитель административного истца Аникиной Т.П.Багаутдинова Р.И., действующая на основании доверенности, заявленные административные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме, на основании доводов изложенных в административном исковом заявлении. Пояснила, что испрашиваемый земельный участок имеет вид разрешенного использования: огороды, и Аникина Т.П. имеет намерение использовать его именно под огород, поскольку на основном участке, находящимся в ее собственности уже имеется индивидуальный жилой дом. Земельный участок испрашивается у органа местного самоуправления не для целей индивидуального жилищного строительства.

Представитель административного ответчика администрации г.о. Жигулевск Самарской области – Кутявина И.Е., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала в полном объеме, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. В отзыве указала, что в соответствии с п.п.10 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Кодекса. Статьей 39.18 Кодекса установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства. Согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 39.18 Кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. Статья 39.16 Кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов. В силу пункта 19 статьи 39.16 Кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в частности, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (ч. 1 ст. 11.9 Кодекса). Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Жигулевск Самарской области, утвержденных решение Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 29.05.2013 № 388, спорный земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-1. Согласно ст. 61 Правил в зоне Ж-1 установлен предельный минимальный размер земельного участка для индивидуальной жилой застройки равный 600 кв.м. Испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> не соответствует минимальному размеру земельного участка для индивидуальной жилой застройки. Статьей 9.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД «О земле» предусмотрено, что гражданин вправе приобрести без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства. Таким образом, поскольку действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка менее минимальных размеров в собственность, администрация городского округа Жигулевск отказала административному истцу на основании п. 19 ст. 39.16 и п. 1,2 ст. 39.18 Кодекса. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. Аникиной Т.П. также разъяснено право на обращение в администрацию городского округа за предоставлением земельного участка без проведения торгов в аренду в первоочередном порядке, размер которого менее минимальных размеров земельных участков.

Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчик, исследовав письменные материалы административного дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что административными истцами срок на обращение в суд не пропущен, поскольку оспариваемый отказ датирован ДД.ММ.ГГГГ, тогда как административное исковое заявление поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что административный истец Аникина Т.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 609,0 кв.м. и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Аникина Т.П. обратилась в администрацию г.о. <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , площадью 254 кв.м., имеющего общую границу с земельным участком, находящимся в ее собственности (кадастровый ), на основании пп.10 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ.

Согласно ответу администрации, изложенному в письме от ДД.ММ.ГГГГ , истцу отказано в предоставлении испрашиваемого участка в собственность, поскольку размер земельного участка менее минимального размера для индивидуального жилищного строительства, составляющего 600,00 кв.м., установленного ПЗЗ г.о. <адрес>, утвержденных Решением Думы г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , для зоны Ж-1, в которой находится испрашиваемый земельный участок.

Согласно ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса (п.10 чю.2 ст. 39.3 ЗК РФ).

В соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.8 ст. 39.15 ЗК РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.19 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

На указанное основание, предусмотренное п.19 ст. 39.16 ЗК РФ ссылается административный ответчик в оспариваемом отказе, указав, что согласно ПЗЗ г.о. <адрес>, утвержденным Решением Думы г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами Ж-1. Согласно ст. 61 указанных правил в зоне Ж-1 установлен предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС равный 600 кв.м. Испрашиваемый земельный участок не соответствует минимальному размеру земельного участка для ИЖС.

Указанные доводы, послужившие основанием к принятию оспариваемого решения, признаются судом неправомерными по следующим основаниям.

Согласно выписке из ЕГРН в отношении испрашиваемого земельного участка площадью 254 кв.м. установлен вид разрешенного использования земельного участка- индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками для ИЖС; огороды.

Решением думы г.о.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были внесены изменения в ПЗЗ г.о. <адрес>, а именно в части указания площади для земельных участков с условно-разрешенным видом использования земельных участков «сады, огороды, палисадники»- не более 300 кв.м.

Таким образом, испрашиваемый земельный участок с разрешенным видом использования «огороды» не превышает установленный ПЗЗ г.о. Жигулевска максимальные размеры- 300 кв.м., минимальные размеры не установлены.

Вместе с тем, органом местного самоуправления учтен лишь один вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка- под ИЖС, вид разрешенного использования под «огороды» не учтен, в связи с чем, с учетом намерения Аникиной Т.П. использовать участок для садоводства (под огород) и отсутствия в поданном заявлении указания о целях использования участка под ИЖС, ссылка на несоответствие участка минимальным размерам под ИЖС является не правомерным, а принятое решение не законным.

Иных оснований в оспариваемом отказе органом местного самоуправления не приведено.

В целях устранения нарушенных прав административного истца, суд считает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление Аникиной Т.П. от ДД.ММ.ГГГГ, без учета основания для отказа, изложенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ .

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Аникиной Т. П. к администрации городского округа Жигулевск Самарской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Аникиной Т.П. в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , площадью 254 кв.м. и обязать администрацию г.о. Жигулевск повторно рассмотреть заявление Аникиной Т.П. от ДД.ММ.ГГГГ без учета обстоятельств послуживших основанием для вынесения оспариваемого решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 01.06.2018г.

Судья Ю.В. Перцева

2а-1002/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Аникина Т.П.
Ответчики
Администрация г.о. Жигулевска Самарской области
Другие
Багаутдинова Р.И.
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Дело на странице суда
zhigulevsky.sam.sudrf.ru
27.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
03.05.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
14.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2018[Адм.] Судебное заседание
28.05.2018[Адм.] Судебное заседание
01.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2018Регистрация административного искового заявления
27.04.2018Передача материалов судье
03.05.2018Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2018Подготовка дела (собеседование)
14.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2018Судебное заседание
25.05.2018Судебное заседание
31.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2018Дело оформлено
06.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее