Судья Акимова И.В. дело №33-13500/2015 А-57
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2015 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Туровой Т.В.,
судей Петрушиной Л.М., Тихоновой Ю.Б.,
при секретаре Трухиной О.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В. гражданское дело по иску Военного прокурора Красноярского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, Красноярскому лесничеству Министерства обороны РФ об обязании организовать укомплектование и обеспечить комплектацией пожарно-химических станций предприятий, по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Советского районного суда г. Красноярска от 15 июля 2015., которым постановлено:
«Обязать Министерство обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химические станции Арейского участкового лесничества (первого типа) и Кедрового участкового лесничества (второго типа) Красноярского лесничества в соответствии с утвержденной приказом
Минобороны от 02.11.1996г. № 394 нормой №11 комплектации пожарно-химических станций предприятий лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом, а именно: 2 мотопомпами пожарными (МП-1600); 2 гусеничными вездеходами ВПЛ-149; 1 бульдозером мощностью 3тс; 2975 м. напорными пожарными рукавами диаметром 26, 51.66 мм; 90 головками соединительными напорными; 30 разветвлениями трехходовыми ГП50х254; 30 разветвлениями двухходовыми РТ70А; 3 навесными шестеренчатыми насосами НШН-600: 6 цистернами съемными; 1 полосоопрокидывателем ПФ; 4 грунтомерами; 18 ранцевыми опрыскивателями РЛО-М; 9 огнетушителями ОХП40; 1 радиостанцией стационарной; 12 радиостанциями носимыми; 11 радиостанциями возимыми; 150 кг смачивателя, пенообразователя (ПО-ЗАИ); 2500 кг химикатами огнегасящими ОС-5.ОС-16; 3 емкостями для приготовления растворов химикатов, объемом 2,5 куб. м; 8 зажигательными аппаратами (АЗ-3); 32 канистрами для перевозки огнегасящих растворов и топлива; 123 лопатами штыковыми; 29 порами-мотыгами: 2 пилами поперечными; 22 граблями металлическими: 23 ведрами металлическими; 6 термосами (канистрами) для питьевой воды емкостью 20 литров; 37 кружками для питьевой воды; 10 аптечками; 5 индивидуальными перевязочными пакетами: 20 комплектами дежурной спецодежды и спецобуви; 20 респираторами: 20 защитными очками: 11 защитными касками; 15 иглами для ремонта рукавов; 8 волосянными или капроновыми щетками для мойки рукавов; 10 кг клея для ремонта рукавов; 2 биноклями полевыми: 2 компасами Андрианова; 6 приборами для измерения пожарной опасности погоды; 3 съемными контейнерами нестандартными для перевозки пожарного инвентаря на автомобиле; 7 пожарно-наблюдательными мачтами.»
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Красноярского гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ (ранее ФГКУ «Территориальное Управление Лесного хозяйства»), Красноярскому лесничеству Министерства обороны РФ об обязании организовать укомплектование и обеспечить комплектацией пожарно-химических станций предприятий.
Требования мотивированы тем, что Военной прокуратурой Красноярского гарнизона проведена проверка исполнения Министерством обороны РФ, Федеральным государственным казенным учреждением «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны РФ и Красноярского лесничества Министерства обороны РФ требований экологического законодательства в части охраны лесов от пожаров. На территории Красноярского гарнизона расположено Красноярское лесничество Министерства обороны Российской Федерации - филиал федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ), которое состоит из двух участковых лесничеств: Арейское и Кедровое, общей площадью 55 911 га.
Согласно акту проведения внеплановой выездной проверки Красноярского лесничества от <дата> года, проведенной Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, установлено, что пожарно-химические станции Арейского участкового лесничества (первого типа) и Кедрового участкового лесничества (второго типа) Красноярского лесничества не укомплектованы в соответствии с нормой №11 комплектации пожарно-химических станций предприятий лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом, утвержденными приказом Минобороны РФ от 02.11.1996г. №394. Информация об укомплектованности ПХС неоднократно предоставлялась начальником Красноярского лесничества на имя начальника ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ <дата> года (исх. № 223) и <дата> года (исх. № 248). Проведенной контрольной проверкой установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены. Согласно справке начальника Красноярского лесничества ПХС в соответствии с требованиями руководящих документов не укомплектованы.
С учетом уточнений требований Военный прокурор Красноярского гарнизона просил обязать Министерство обороны РФ, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, Красноярское лесничество Министерства обороны РФ организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химические станции Арейского участкового лесничества (первого типа) и Кедрового участкового лесничества (второго типа) Красноярского лесничества в соответствии с утвержденной приказом Минобороны от 02.11.1996г. № 394 нормой № 11 Комплектации пожарно-химических станций предприятий лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом, а именно: 2 мотопомпами пожарными (МП-1600); 2 гусеничными вездеходами ВПЛ-149; 1 бульдозером мощностью 3тс; 2975 м напорными пожарными рукавами диаметром 26, 51,66 мм; 90 головками соединительными напорными; 30 разветвлениями трехходовыми ГП50х254; 30 разветвлениями двухходовыми РТ70А; 3 навесными шестеренчатыми насосами НШН-600: 6 цистернами съемными; 1 полосоопрокидывателем ПФ; 4 грунтомерами; 18 ранцевыми опрыскивателями РЛО-М; 9 огнетушителями ОХП40; 1 радиостанцией стационарной; 12 радиостанциями носимыми; 11 радиостанциями возимыми; 150 кг смачивателя, пенообразователя (ПО-ЗАИ); 2500 кг. химикатами огнегасящими ОС-5.ОС-16; 3 емкостями для приготовления растворов химикатов, объемом 2,5 куб. м.; 8 зажигательными аппаратами (АЗ-3); 32 канистрами для перевозки огнегасящих растворов и топлива; 123 лопатами штыковыми; 29 порами-мотыгами: 2 пилами поперечными; 22 граблями металлическими: 23 ведрами металлическими; 6 термосами (канистрами) для питьевой воды емкостью 20 литров; 37 кружками для питьевой воды; 10 аптечками; 5 индивидуальными перевязочными пакетами: 20 комплектами дежурной спецодежды и спецобуви; 20 респираторами: 20 защитными очками: 11 защитными касками; 15 иглами для ремонта рукавов; 8 волосянными или капроновыми щетками для мойки рукавов; 10 кг клея для ремонта рукавов; 2 биноклями полевыми: 2 компасами Андрианова; 6 приборами для измерения пожарной опасности погоды; 3 съемными контейнерами нестандартными для перевозки пожарного инвентаря на автомобиле; 7 пожарно-наблюдательными мачтами.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ – Петренко В.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что перечень пожарно-технической продукции, находящейся в эксплуатации в соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ, который является исчерпывающим, определен Инструкцией по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах РФ и норм снабжения (комплектования) пожарно-технической продукцией и другим имуществом, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 24 октября 2012 года №3333. Положения данной Инструкции истцом не учтены, факт бездействия со стороны должностных лиц Министерства обороны РФ в ходе судебного разбирательства не установлен.
Военным прокурором Красноярского края и представителем Красноярского лесничества МО РФ – филиал ФГКУ «УЛХиП» МО РФ Вундерлих А.В. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых они просят оставить решение суда без изменения, полагая доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились прокурор одела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Грекова Л.Р., представитель ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации – Вундерлих А.В., действующий на основании доверенности №503 от 04.12.2015г.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, направив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли. Судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, решение суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, выслушав объяснения прокурора Грековой Л.Р., представителя ФГКУ «ТУЛХ» Минобороны России Вундерлих А.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения, исходя из следующего:
В порядке ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав граждан неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
Согласно ст. 9, 42 Конституции РФ охрана природных ресурсов и право на благоприятную окружающую среду, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, являются конституционно-охраняемыми ценностями частного и публичного характера.
В силу ч. 1 ст. 51, ч. 1 ст. 52, 53 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров и от иного негативного воздействия, которая включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Одной из мер пожарной безопасности является предупреждение лесных пожаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 53.1. Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Согласно ч. 5 этой же статьи обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
В силу ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Согласно Приказу Рослесхоза от 19.12.1997 г. N 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях» пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров. ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92 - 94, 96, 97, 100 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом «О пожарной безопасности» на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения. По целевому назначению, уровню оснащения, структуре и порядку комплектования создаются три типа ПХС.
В целях охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Минобороны России создано ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ).
Согласно Уставу ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ, утвержденному 16.05.2012г. исполняющим обязанности Министра обороны РФ, учредителем ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ является Российская Федерация, функции и полномочия которой (как учредителя) исполняет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны. ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ находится в ведомственном подчинении Министерства обороны.
Как следует из пп. 12 п.16 Устава ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ, Красноярское лесничество МО РФ является одним из филиалов ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ.
Согласно Положению о Красноярском лесничестве МО РФ – Филиале ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ, утвержденному приказом начальника ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ от <дата>., Красноярское лесничество является обособленным подразделением учреждения, не имеет статуса юридического лица, ответственность за его деятельность несет ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ. Задачей Красноярского лесничества является, в том числе, обеспечение охраны, защиты воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Минобороны России. ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ обеспечивает имуществом Красноярское лесничество в установление законодательством порядке, а также владеет и распоряжается всем имуществом.
Согласно Штату Территориального управления лесного хозяйства № от 27.03.2012г. в состав Красноярского лесничества МО РФ входят Арейское участковой лесничество, Кедровое участковое лесничество, пожарно-химическая станция II типа (ПХС-2), пожарно-химическая станция I типа (ПХС-1).
Пунктом 1 Положения о пожарно-химических станциях военных лесхозов (военных лесничеств) Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного заместителем Министра обороны РФ от 13.04.2000 г., указано, что ПХС являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесничествах с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров, возникающих в лесах, расположенных на землях Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Минобороны России от 02.11.1996г. №394 установлена Норма №11 комплектации пожарно-химических станций предприятий лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в период с <дата>. по <дата>. проведена внеплановая выездная проверка готовности Красноярского лесничества к пожароопасному сезону 2013 года. По результатам проверки составлен акт от <дата>., согласно которому оснащение ПХС Красноярского лесничества инвентарем, техникой и средствами пожаротушения не соответствует нормам комплектации техническим имуществом органов квартирно-эксплуатационной службы и лесного хозяйства ВС РФ, утвержденным приказом МО РФ от 02.11.1996г. №394. ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ выдано предписание № от <дата>. об устранении нарушений, выявленных при проведении проверки.
Контрольной проверкой, проведенной Департаментом лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу в период с <дата> по <дата>. установлено, что выявленные нарушения в полном объеме не устранены, ПХС Красноярского лесничества инвентарем, техникой и средствами пожаротушения не доукомплектованы, что подтверждается актом от <дата>.
При таких обстоятельствах, правильно руководствуясь приведенными выше нормами права и установив, что Красноярское лесничество МО РФ, являющееся филиалом ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ, необходимой пожарной иной специальной техникой и средствами пожаротушения не обеспечено, при этом функции учредителя ФГКУ «ТУЛХ» МО РФ осуществляет Министерство обороны, которое также реализует полномочия собственника имущества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на Министерство обороны Российской Федерации обязанности по укомплектованию и обеспечению ПХС Красноярского лесничества машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом в соответствии с нормой №11 Приказа Министра обороны Российской Федерации №394 от 02.11.1996 года «Об утверждении норм комплектации техническим имуществом органов квартирно-эксплуатационной службы и лесного хозяйства вооруженных сил Российской Федерации».
Данные выводы являются правильными, основаны на тщательном анализе правовых норм и действительных обстоятельствах дела, основания не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что перечень пожарно-технической продукции, находящейся в эксплуатации в соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации определен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.10.2012 года № 3333 «Об утверждении инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом», не влечет отмену решения суда, поскольку правильные выводы суда не опровергает.
Указанным выше Приказом утверждена инструкция по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также Нормы снабжения подразделений пожарной охраны, комплектования объектов защиты, пожарных автоцистерн пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных силах Российской Федерации. При этом Инструкцией определен порядок обеспечения в вооруженных Силах Российской Федерации органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций пожарно-технической продукцией и другим имуществом, который заключается в поставке воинским частям (организациям) довольствующими органами военного управления по установленной номенклатуре пожарно-технической продукции в соответствии с текущей потребностью воинских частей (организаций).
Между тем, Приказом Министра обороны Российской Федерации №394 от 02.11.1996 года, утверждены Нормы комплектации техническим имуществом органов квартирно-эксплуатационной службы и лесного хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации. Согласно п.1 данных Норм органы квартирно-эксплуатационной службы и лесного хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации для обеспечения технической эксплуатации и ремонта казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, содержания военных городков, ведения лесного хозяйства и охраны лесов оснащаются техническим имуществом в пределах утвержденных Норм. При этом норма №11 распространяется на пожарно-технические станции предприятий лесного хозяйства.
Учитывая отсутствие сведений о том, что Приказ Министра обороны Российской Федерации № 394 от 02.11.1996 года утратил актуальность, отменен или изменен Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.10.2012 года № 3333 «Об утверждении инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом», суд обоснованно удовлетворил требования военного прокурора о доукомплектации пожарно-химических станций Красноярского лесничества в соответствии с нормой № 11 указанного выше Приказа.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с доводами суда, оценкой суда установленных обстоятельств, и выводов суда не опровергают. Оснований не согласиться с произведенной судом оценкой судебная коллегия не усматривает.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный и процессуальный закон, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Красноярска от 15.07.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи