№а-157/2022
№RS0№-91
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Дальнегорск 13 января 2022 года
Дальнегорский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Ядвига Е.П., при секретаре Колосковой Е.В., с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора г.Дальнегорска Приморского края Пушкеля Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г.Дальнегорска о признании информации, размещённой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
У С Т А Н О В И Л:
В суд с административным исковым заявлением обратился заместитель прокурора г.Дальнегорска Котов В.Е., указав, что прокуратурой г.Дальнегорска в рамках надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодёжи, об образовании, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации проведён мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен сайт <...> содержащий информацию о возможности покупки дипломов об образовании, а именно аттестатов (аттестат 11 классов, аттестат 9 классов), дипломов среднего образования (диплом колледжа, диплом о среднем образовании, диплом училища, диплом техникума), дипломов о среднем специальном образовании, о высшем образовании, послевузовском образовании, выполненных на бланках Гознака. Данные документы об образовании предлагается приобрести без обучения и сдачи экзаменов. Законодательством РФ предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации. Сведения, размещенные по указанному электронному адресу вводят в заблуждение неопределённый круг лиц относительно возможности, допустимости и способах приобретения и использования документов об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, которые могут быть использованы в преступных целых и побуждают неопределённый круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
На основании вышеизложенного просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: <...>, распространение которой в Российской Федерации запрещено; решение обратить к немедленному исполнению путём направления копии решения в адрес Управления Роскомнадзора по Приморскому краю для внесения информации о сайте по сетевому адресу: <...> в автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы административного искового заявления в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приморскому краю в судебное заседание не явился. До начала процесса представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно ст.2 Федерального закона от <дата> № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ от <дата> в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст.9 Федерального закона № 149-ФЗ от <дата> ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п.5 ст.15 Федерального закона № 149-ФЗ от <дата> передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п.6 ст.10 Федерального закона № 149-ФЗ от <дата> запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.1 ст.1 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
Согласно п.п.3 и 4 ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ от <дата> лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы документов об образовании (аттестата об основном общем образовании и аттестата о среднем общем образовании), документов об образовании и о квалификации (диплома о среднем профессиональном образовании) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы документов об образовании и о квалификации (диплома бакалавра, диплома специалиста, диплома магистра, диплома об окончании аспирантуры (адъюнктуры) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Образец диплома об окончании ординатуры, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Образец диплома об окончании ассистентуры-стажировки, описание указанного диплома, порядок заполнения, учета и выдачи указанного диплома и его дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
В соответствии с ч.16 ст.60 Федерального закона № 273-ФЗ от <дата> за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации.
Размещённые на указанном выше интернет-сайте сведения, вводят в заблуждение неопределённый круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования документа об образовании за плату без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации, побуждают неопределённый круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Сам факт размещения данной информации на интернет-сайтах образует неоконченный состав уголовного преступления (приготовление к преступлению, предусмотренному ст.324 УК РФ), нарушает положения административного законодательства.
Предоставление возможности доступа к интернет-сайту, на котором содержится вышеуказанная информация, является по существу её распространением.
В ходе судебного заседания установлено, что прокуратурой г.Дальнегорска с использованием персонального компьютера, имеющего выход в телекоммуникационную сеть «Интернет», выявлен интернет-сайт с URL-адресом: <...>, на котором отображена информация о возможности покупки дипломов об образовании, а именно аттестатов (аттестат 11 классов, аттестат 9 классов), дипломов среднего образования (диплом колледжа, диплом о среднем образовании, диплом училища, диплом техникума), дипломов о среднем специальном образовании, о высшем образовании, послевузовском образовании, выполненных на бланках Гознака. О чём составлен акт проверки от <дата>, из содержания которого следует, что данные документы об образовании предлагается приобрести без обучения и сдачи экзаменов; вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь; информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен; ограничение на передачу, копирование и распространение отсутствует. Сведения о владельце (администраторе) сайта отсутствуют.
В подтверждение данных обстоятельств административным истцом представлен скрин-шот вышеуказанного сайта, не вызывающий сомнений у суда.
Таким образом, суд полагает, что административным истцом представлены доказательства, подтверждающие размещение на указанной странице интернет-сайта информации о возможности покупки документов об образовании без прохождения соответствующего обучения и итоговой аттестации. Размещение данной информации на указанном сайте на момент рассмотрения дела в суде подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
При этом суд полагает, что распространение указанной информации, в силу вышеизложенных норм права, противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты конституционных прав граждан, а также препятствует нормальному развитию общественных отношений.
Установить владельца сайта не представляется возможным.
Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от <дата> предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ от <дата> является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определённым имущественным воздействием на правонарушителя в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства доступ к информации, размещённой на интернет-сайте: <...> следует ограничить, для чего признать содержащуюся на них информацию запрещённой к распространению и подлежащей внесению в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В силу п.5.1.7 постановления Правительства РФ от <дата> № «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
На основании изложенного, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещённой подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление заместителя прокурора г.Дальнегорска в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещённой в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено – удовлетворить.
Признать информацию, содержащуюся в сети «Интернет» на сайте по сетевому адресу: <...> - информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Данное решение является основанием для внесения информации о сайте по сетевому адресу: <...> в автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.П. Ядвига