ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дело № 88-2605/2023
УИД 15RS0001-01-2021-003554-50
№ дела 2-316/2022
в суде первой инстанции
16.03.2023 г. Пятигорск
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Камышовой Т.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Козлова О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бабаева Сергея Владимировича, Калоева Чермена Владимировича, Шиолашвили Екатерины Павловны к администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания о взыскании задолженности по заработной плате в связи с ее несвоевременной индексацией и денежной компенсации за несвоевременную выплату причитающихся денежных сумм,
по кассационной жалобе главы администрации местного самоуправления Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания Адырхаева Р. на решение Моздокского районного суда от 29.06.2022 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.09.2022,
заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А., выслушав объяснения Бабаева С.В., Калоева Ч.В., Шиолашвили Е.П., просивших судебные постановления оставить без изменения,
установила:
23.12.2021 Калоев Ч.В., работающий в Администрации местного самоуправления Моздокского района РСО - Алания (далее – администрация Моздокского района) в должности главного специалиста отдела по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и вопросам обеспечения безопасности (далее - отдел по делам ГО и ЧС), по трудовому договору от 05.08.2014, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований, просил:
обязать ответчика произвести ему доначисление и выплату недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы: за 2015-2019 годы в сумме 329 401 руб. 25 коп.;
взыскать с ответчика проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ Российской Федерации, исчисленные из фактически невыплаченных в срок сумм в размере 224 315, 99 руб.
23.12.2021 Шиолашвили Е.П., работающая в администрации Моздокского района в отделе по делам ГО и ЧС в должности главного специалиста по трудовому договору от 01.11.2010, обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просила:
обязать ответчика произвести доначисление и выплату ей недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2012, 2014-2019 годы в сумме 359 128 руб. 87 коп.; взыскать с Администрации местного самоуправления Моздокского района проценты (денежную компенсацию) в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ Российской Федерации, исчисленные из фактически невыплаченных в срок сумм в размере 313 929 руб. 64 коп.
11.01.2022 Бабаев С.В., работающий в администрации Моздокского района в должности заведующего отделом по делам ГО и ЧС по трудовому договору от 01.04.2004, обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просил:
обязать ответчика произвести доначисление и выплату ему недополученной в связи с несвоевременной индексацией заработной платы за 2012, 2014-2019 годы в сумме 720 857. 23 руб.; взыскать денежную компенсацию с ответчика в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ Российской Федерации, исчисленную на фактически невыплаченных в срок сумм в размере 654618,11 руб.
Определением суда первой инстанции гражданские дела по искам Бабаева С.В., Калоева Ч.В. и Шиолашвили Е.П. к администрации Моздокского района соединены в одно производство.
Решением Моздокского районного суда РСО-Алания от 29.06.2022 исковые требования удовлетворены в части требований за период с 2017 по 2019 год, в остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29.09.2022 решение районного суда изменено, истцам восстановлен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора по требованиям об индексации заработной платы за 2016 год и исковые требования в данной части удовлетворены, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по данному делу, как принятых с существенным нарушением норм материального и процессуального права, и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указано, что решение суда противоречит бюджетному законодательству; истцами пропущен срок исковой давности; иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку решение об индексации заработной платы входит в компетенцию представительного органа местного самоуправления.
Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился. О причине неявки не сообщил.
Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Пятого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истцов, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Бабаев С.В. с 01.04.2004 работает в администрации Моздокского района в должности заведующего отделом по делам ГО и ЧС; Шиолашвили Е.П., работает в администрации Моздокского района в должности главного специалиста в отделе по делам ГО и ЧС с 01.11.2010; Калоев Ч.В. работает в Администрации местного самоуправления Моздокского района в должности главного специалиста в отделе по делам ГО и ЧС с 05.08.2014.
Пунктом 3 статьи 18 Закона РСО - Алания от 31.03.2008 №7-РЗ «О муниципальной службе в Республике Северная Осетия - Алания» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих в соответствии с принципом соотносительности основных, условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных гражданских служащих РСО - Алания. Размер должностного оклада и оклада за классный чин, а также размер дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом, муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством РСО - Алания.
Согласно статьи 11 Решения Собрания представителей Моздокского района РСО - Алания от 29.12.2009 №200 «О денежном вознаграждении и денежном поощрении лиц, замещающих муниципальные должности, и денежном содержании лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы органов местного самоуправления Моздокского района» (с учетом изменений, внесенных Решением Собрания от 08.07.2011 №334) увеличение (индексирование) денежного вознаграждения лиц, замещающих муниципальные должности, и окладов денежного содержания муниципальных служащих в ОМС Моздокского района в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги производится ежегодно в срок, не позднее 25 декабря очередного финансового года, за период, подлежащий индексации, и в пределах размера индекса потребительских цен Росстата за соответствующий период. При этом увеличение (индексирование) может производиться не выше размеров, установленных для лиц, замещающих государственные должности РСО - Алания, и государственных гражданских служащих РСО - Алания.
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 06.03.2012 №5-Ф с 1.01.2011 размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, увеличены (проиндексированы) на 6,1% (индекс 2011 г.).
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 09.01.2014 №2-Ф увеличены (проиндексированы размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района. При увеличении (индексировании) окладов денежного содержания были применены индексы потребительских цен, установленные Росстатом на 2012 год - 6,6%, и на 2013 год - 6,5%. Согласно пункту 1 указанного постановления увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 1.01.2014.
Решением Собрания представителей Моздокского района от 26.12.2012 N59 «О временном приостановлении действия статьи 11 решения Собрания представителей Моздокского района от 29.12.2009г. №200» действие норм, устанавливающих сроки проведения индексации, приостановлено до 31.12.2013.
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 06.12.2017 №14-Ф увеличены (проиндексированы е размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2014 год - 11,36%. Согласно пункту 1 указанного постановления увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 01.12.2017.
Постановлением Главы Администрации местного самоуправления Моздокского района от 20.12.2019 №8-Ф увеличены (проиндексированы^ размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, с применением индексов потребительских цен. установленных Росстатом на 2015 год - 12,91%. Согласно пункту 1 указанного постановления увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 01.12.2019.
Решением Собрания представителей Моздокского района от 29.12.2020 N348 увеличены (проиндексированы) размеры окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы в Администрации местного самоуправления Моздокского района, с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2016 год - 5,39%. Согласно пункту 1 указанного решения увеличение (индексирование) окладов осуществилось с 29.12.2020.
Решением Моздокского районного суда РСО - Алания от 19.04.2021, вступившим в законную силу 08.09.2021, по делу №2-495/21 по иску прокурора Моздокского района РСО - Алания в интересах сотрудников Администрации Моздокского района о возложении на Администрацию Моздокского района обязанности проиндексировать заработную плату работников, в том числе Бабаева С.В., Шиолашвили Е.П., Калоева Ч.В. за 2017 - 2019 годы, иск прокурора удовлетворен: признано незаконным бездействие Администрации местного самоуправления Моздокского района, выразившееся в уклонении, от индексации денежного содержания муниципальных служащих, за период с 2017 по 2019 годы и на ответчика возложена обязанность предусмотреть в местном бюджете на текущий финансовый год статью расходов на индексацию заработной платы за период с 2017 по 2019 годы.
В связи с неисполнением указанного решения Моздокского районного суда РСО - Алания от 19.04.2021 истцы обратились в суд с настоящим иском о взыскании недоплаченной заработной платы и компенсационных выплат индексации и компенсации за несвоевременную её выплату.
Суд первой инстанции, разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении иска, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что индексация заработной платы предусмотрена действующим законодательством и на ответчика вступившим в законную силу решением суда от 19.04.2021 возложена обязанность проиндексировать заработную плату истцов за период с 2017 по 2019 год, в связи с чем, с учетом заявления о пропуске срока исковой давности, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истцов за период с 2017 по 2019 год и отказал в удовлетворении остальной части требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда первой инстанции, повторяют позицию ответчика по делу, мотивы их отклонения указаны в обжалованном судебном постановлении, в связи с чем оснований для их повторного изложения не имеется.
Изменяя решение районного суда в части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьей 381, 382, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что решение об увеличении (индексации) окладов денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы с применением индексов потребительских цен, установленных Росстатом на 2016 год в размере 5, 39% Собранием представителей Моздокского района принято 29.12.2020 и вступило в законную силу 01.01.2021, Калоев Ч.В. и Шиолашвили Е.П. обратились в суд с настоящим иском 23.12.2021, Бабаев С.В. - 11.01.2022, в связи с чем срок для обращения в суд пропущен ими по уважительной причине и подлежит восстановлению.
Данный вывод суда апелляционной инстанции судебная коллегия Пятого кассационного суда находит необоснованным в связи со следующим.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В пункте 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из материалов дела следует, что истцы на протяжении длительного срока, зная о нарушении их трудовых прав, неоднократно обращались к ответчику с просьбой производства индексации заработной платы в соответствии с действующими нормативными актами, в том числе принятыми представительным органом Моздокского района, которые не являются действиями, свидетельствующие о признании задолженности ответчиком, являющегося исполнительным органом местного самоуправления.
При этом иные уважительные причины пропуска истцами срока для обращения в суд с требованиями об индексации заработной палаты за 2016 год в ходе рассмотрения дела судами не установлены.
При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 2 статьи 379.7 ГПК РФ считает, что вывод суда апелляционной инстанции об уважительности причины пропуска истцами установленного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд с требованием об индексации заработной платы, полученной ими в 2016 году, сделан с существенным нарушение норм материального права, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене, а решение районного суда - оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 29 сентября 2022 года отменить и оставить в силе решение Моздокского районного суда от 29 июня 2022 года.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Корниенко Г.Ф.
Козлов О.А.