<данные изъяты>
Дело № 2-590/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 июня 2019 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Гавриловой О.Н.,
при секретаре Никоновой П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамченкова А.В. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке,
установил:
Мамченков А.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке, указав в обоснование требований, что является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН <дата> произведена запись о регистрации права. <дата> обратился в Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, которая уведомлением от <дата> № <номер> известила его ( 1) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне кладбища, расположенного в <адрес> и граничащего с территорией Смоленского района.
Просит суд возложить на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обязанность по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, расположенном по адресу: <адрес>.
Определением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация г.Смоленска (л.д.60).
Истец Мамченков А.В. и его представитель Ивановский И.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске, дополнительно пояснив, что на момент приобретения Мамченковым А.В. прав на земельный участок, каких-либо ограничений (обременений) в отношении него установлено не было, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Кроме того, в градостроительном плане земельного участка от <дата>, выданном Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, в разделе 6 (Информация о границах с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон), содержится информация только об охранной зоне газопровода и высоковольтной линии. Санитарно-защитная зона для кладбища официально установлена не была, из разъяснений руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области следует, что решение об установлении санитарно-защитной зоны для кладбища, расположенного по адресу: <адрес> Управлением не принималось.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области Голикова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что согласно правилам землепользования и застройки Козинского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата> № <номер> «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Козинского сельского поселения» (с приложениями утвержденными решением Смоленской районной Думы от <дата> № <номер>), земельный участок с кадастровым номером № <номер> полностью расположен в санитарно-защитной зоне кладбища, где в соответствии со ст.40 ПЗЗ не допускается размещение объектов для проживания людей.
Представитель третьего лица Администрации г.Смоленска в судебное заседание не вился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявлялось, в судебном заседании <дата> представитель третьего лица Администрации г.Смоленска 5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что санитарно-защитная зона от кладбища, расположенного по адресу: <адрес> установлена и утверждена Правилами землепользования и застройки города Смоленска, земельный участок с кадастровым номером № <номер> полностью расположен в границах данной зоны.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, а также учитывая мнение, явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).
На основании п.2 ч.10 ст.51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Судом установлено, что Мамченков А.В. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН <дата> осуществлена запись регистрации права. Основание возникновения права: договор купли-продажи от <дата> (л.д.6).
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № <номер> образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № <номер> с образованием двух земельных участков с кадастровыми номерами № <номер> и № <номер> (л.д.21-55).
<дата> Мамченков А.В. обратился в Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома (л.д.8).
Уведомлением от <дата> № <номер> Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области известила Мамченкова А.В. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне кладбища, расположенного в <адрес> и граничащего с территорией Смоленского района (л.д.9).
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон о погребении и похоронном деле).
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона о погребении и похоронном деле установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Согласно пункту 2.5 Санитарных правил и норм 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.
На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).
В соответствии с пунктами 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от их площади.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га отнесены к предприятиям II класса опасности, для которых ориентировочный размер санитарно-защитной зоны установлен 500 метров (п. 5, класс II, раздел 7.1.12).
В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.
Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1).
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации при наличии предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (п. 4.2).
Пунктом 4.5 СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03 предусмотрена возможность уменьшения размера санитарно-защитной зоны для действующих объектов в случае уменьшения уровня негативного воздействия, подтвержденного измерениями.
Из материалов дела следует, что кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, правообладателем которого является Муниципальное образование город Смоленск, занимает земельный участок с кадастровым номером № <номер> общей площадью около 33 га, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о санитарно-защитной зоне земельного участка отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.82-136).
Согласно сведениям из ИСОГД города Смоленска и публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером <адрес> расположен полностью в санитарно-защитной зоне кладбища (л.д.70-72).
Из письма руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области следует, что решение об установлении санитарно-защитной зоны для кладбища, расположенного по адресу: <адрес> Управлением не принималось. При этом, следует учитывать, что отсутствие установленной санитарно-защитной зоны не влияет на наличие у объекта нормативной зоны, установленной в соответствии с классификацией определенной 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (л.д.137-138).
Таким образом, в силу требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны данного кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к объекту II класса опасности, является обязательной. Ответственность за установление санитарно-защитной зоны лежит на собственнике земельного участка в силу его обязанности соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 42 Земельного кодекса РФ).
При таком положении, когда судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060108:768 входит в границы подлежащей установлению санитарно-защитной зоны кладбища, размещение объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке не допустимо.
Доводы представителя Мамченкова А.В. – Ивановского И.А. о том, что санитарно-защитная зона для кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, не установлена, суд считает несостоятельными, так как санитарно-защитная зона вышеуказанного опасного объекта подлежит установлению в силу обязательных предписаний санитарных норм и правил, поэтому само по себе неисполнение данной обязанности собственником земельного участка не отменяет ограничений, установленных правилами и направленных на обеспечение безопасности населения.
Доводы представителя Мамченкова А.В. – Ивановского И.А. о том, что в градостроительном плане земельного участка от <дата>, выданном Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, в разделе 6 (Информация о границах с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон), не содержится информации об установлении санитарно-защитной зоны кладбища (л.д.10-15), суд также считает несостоятельными, в виду того, что сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка.
При этом суд отмечает, что поскольку размер санитарно-защитной зоны в 500 м является ориентировочным, устанавливается при разработке проекта санитарно-защитной зоны и может быть уменьшен по результатам измерений, заинтересованные лица не лишены права ставить вопрос о возложении на уполномоченное лицо обязанности обеспечить разработку проекта санитарно-защитной зоны кладбища с расчетами фактического вредного воздействия объекта на окружающую среду.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд находит требования истца о возложении на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обязанности по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, расположенном по адресу: <адрес> не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Мамченкова А.В. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, расположенном по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.
Председательствующий <данные изъяты> О.Н.Гаврилова