Решение по делу № 2-590/2019 от 18.03.2019

<данные изъяты>

Дело № 2-590/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

7 июня 2019 года г. Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи Гавриловой О.Н.,

при секретаре Никоновой П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамченкова А.В. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке,

установил:

Мамченков А.В. обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке, указав в обоснование требований, что является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН <дата> произведена запись о регистрации права. <дата> обратился в Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома, которая уведомлением от <дата> № <номер> известила его ( 1) о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне кладбища, расположенного в <адрес> и граничащего с территорией Смоленского района.

Просит суд возложить на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обязанность по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, расположенном по адресу: <адрес>.

Определением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация г.Смоленска (л.д.60).

Истец Мамченков А.В. и его представитель Ивановский И.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске, дополнительно пояснив, что на момент приобретения Мамченковым А.В. прав на земельный участок, каких-либо ограничений (обременений) в отношении него установлено не было, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Кроме того, в градостроительном плане земельного участка от <дата>, выданном Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, в разделе 6 (Информация о границах с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон), содержится информация только об охранной зоне газопровода и высоковольтной линии. Санитарно-защитная зона для кладбища официально установлена не была, из разъяснений руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области следует, что решение об установлении санитарно-защитной зоны для кладбища, расположенного по адресу: <адрес> Управлением не принималось.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области Голикова Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что согласно правилам землепользования и застройки Козинского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Козинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата> № <номер> «Об утверждении Генерального плана и правил землепользования и застройки Козинского сельского поселения» (с приложениями утвержденными решением Смоленской районной Думы от <дата> № <номер>), земельный участок с кадастровым номером № <номер> полностью расположен в санитарно-защитной зоне кладбища, где в соответствии со ст.40 ПЗЗ не допускается размещение объектов для проживания людей.

Представитель третьего лица Администрации г.Смоленска в судебное заседание не вился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не заявлялось, в судебном заседании <дата> представитель третьего лица Администрации г.Смоленска 5, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что санитарно-защитная зона от кладбища, расположенного по адресу: <адрес> установлена и утверждена Правилами землепользования и застройки города Смоленска, земельный участок с кадастровым номером № <номер> полностью расположен в границах данной зоны.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, а также учитывая мнение, явившихся участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве).

На основании п.2 ч.10 ст.51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если: размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Судом установлено, что Мамченков А.В. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером № <номер>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРН <дата> осуществлена запись регистрации права. Основание возникновения права: договор купли-продажи от <дата> (л.д.6).

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером № <номер> образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером № <номер> с образованием двух земельных участков с кадастровыми номерами № <номер> и № <номер> (л.д.21-55).

<дата> Мамченков А.В. обратился в Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области с уведомлением о планируемом строительстве индивидуального жилого дома (л.д.8).

Уведомлением от <дата> № <номер> Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области известила Мамченкова А.В. о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке по причине его нахождения в санитарно-защитной зоне кладбища, расположенного в <адрес> и граничащего с территорией Смоленского района (л.д.9).

Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон о погребении и похоронном деле).

Пунктами 1 и 4 статьи 18 Федерального закона о погребении и похоронном деле установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы определяют порядок деятельности общественных кладбищ.

Согласно пункту 2.5 Санитарных правил и норм 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84, кладбища с погребением путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп) размещают на расстоянии от жилых, общественных зданий, спортивно-оздоровительных и санаторно-курортных зон в соответствии с санитарными правилами по санитарно-защитным зонам и санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов.

На территориях санитарно-защитных зон кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения не разрешается строительство зданий и сооружений, не связанных с обслуживанием указанных объектов, за исключением культовых и обрядовых объектов (пункт 2.8 названных правил).

В соответствии с пунктами 1.4 и 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству, а также требования к санитарным разрывам опасных коммуникаций.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относит кладбища к объектам, являющимся источниками воздействия на среду обитания, и устанавливает размеры санитарно-защитной зоны в зависимости от их площади.

Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га отнесены к предприятиям II класса опасности, для которых ориентировочный размер санитарно-защитной зоны установлен 500 метров (п. 5, класс II, раздел 7.1.12).

В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1).

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации при наличии предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации (п. 4.2).

Пунктом 4.5 СанПиН 2.2.1/2.<дата>-03 предусмотрена возможность уменьшения размера санитарно-защитной зоны для действующих объектов в случае уменьшения уровня негативного воздействия, подтвержденного измерениями.

Из материалов дела следует, что кладбище, расположенное по адресу: <адрес>, правообладателем которого является Муниципальное образование город Смоленск, занимает земельный участок с кадастровым номером № <номер> общей площадью около 33 га, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Сведения о санитарно-защитной зоне земельного участка отсутствуют, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.82-136).

Согласно сведениям из ИСОГД города Смоленска и публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером <адрес> расположен полностью в санитарно-защитной зоне кладбища (л.д.70-72).

Из письма руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской области следует, что решение об установлении санитарно-защитной зоны для кладбища, расположенного по адресу: <адрес> Управлением не принималось. При этом, следует учитывать, что отсутствие установленной санитарно-защитной зоны не влияет на наличие у объекта нормативной зоны, установленной в соответствии с классификацией определенной 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (л.д.137-138).

Таким образом, в силу требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта санитарно-защитной зоны данного кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, относящегося к объекту II класса опасности, является обязательной. Ответственность за установление санитарно-защитной зоны лежит на собственнике земельного участка в силу его обязанности соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст. 42 Земельного кодекса РФ).

При таком положении, когда судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 67:18:0060108:768 входит в границы подлежащей установлению санитарно-защитной зоны кладбища, размещение объекта индивидуального жилищного строительства на данном земельном участке не допустимо.

Доводы представителя Мамченкова А.В. – Ивановского И.А. о том, что санитарно-защитная зона для кладбища, расположенного по адресу: <адрес>, не установлена, суд считает несостоятельными, так как санитарно-защитная зона вышеуказанного опасного объекта подлежит установлению в силу обязательных предписаний санитарных норм и правил, поэтому само по себе неисполнение данной обязанности собственником земельного участка не отменяет ограничений, установленных правилами и направленных на обеспечение безопасности населения.

Доводы представителя Мамченкова А.В. – Ивановского И.А. о том, что в градостроительном плане земельного участка от <дата>, выданном Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, в разделе 6 (Информация о границах с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон), не содержится информации об установлении санитарно-защитной зоны кладбища (л.д.10-15), суд также считает несостоятельными, в виду того, что сам по себе градостроительный план не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка.

При этом суд отмечает, что поскольку размер санитарно-защитной зоны в 500 м является ориентировочным, устанавливается при разработке проекта санитарно-защитной зоны и может быть уменьшен по результатам измерений, заинтересованные лица не лишены права ставить вопрос о возложении на уполномоченное лицо обязанности обеспечить разработку проекта санитарно-защитной зоны кладбища с расчетами фактического вредного воздействия объекта на окружающую среду.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд находит требования истца о возложении на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обязанности по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, расположенном по адресу: <адрес> не подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Мамченкова А.В. к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о возложении обязанности по выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения указанного объекта на земельном участке с кадастровым номером № <номер>, расположенном по адресу: <адрес> – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области.

Председательствующий <данные изъяты> О.Н.Гаврилова

2-590/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Мамченков Александр Валерьевич
Ответчики
администрация МО "Смоленский район" Смоленской области
Суд
Смоленский районный суд Смоленской области
Судья
Гаврилова Оксана Николаевна
Дело на странице суда
smol.sml.sudrf.ru
18.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2019Передача материалов судье
22.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2019Судебное заседание
29.04.2019Судебное заседание
05.06.2019Судебное заседание
07.06.2019Судебное заседание
11.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2019Дело оформлено
17.07.2019Дело передано в архив
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2020Дело оформлено
08.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее