дело № 3а-72/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2018 года г. Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Аутлева Ш.В.
при секретаре – Водижевой Л.М.,
с участием: представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям – Матыжева Х.А.,
представителя заинтересованного лица администрации МО «<адрес>» - Сообцоковой С.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «<данные изъяты>» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> при заинтересованных лицах, Администрации МО «<адрес>», Администрации МО «<данные изъяты>», Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «<данные изъяты>» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка и недвижимого объекта нежилого здания, равной их рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником земельного участка, общей площадью 19 999 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Б, относящегося к категории земель: <данные изъяты> для строительства торгово-технического центра, с кадастровым номером: № и здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты> общей площадью 4 807, 9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Республики Адыгея» утверждены результаты государственной оценки земель категории – для строительства торгово-технического центра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка составляет 52 180 390 рублей.
Согласно отчету, выполненному оценочной организацией ООО «<данные изъяты>», № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 27 508 000 рублей.
В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ итоговая величина рыночной стоимости вышеназванного земельного участка, отраженная в отчете, подтверждается.
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) на территории Республики Адыгея» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства), расположенные на территории Республики Адыгея по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты> определена в размере 149 215 751 рублей.
Согласно отчету, выполненному оценочной организацией ООО «<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость вышеназванного здания по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 80 765 000 рублей.
В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ итоговая величина рыночной стоимости вышеназванного здания, отраженная в отчете, подтверждается.
Из представленных документов следует, что вышеуказанная кадастровая стоимость земельного участка и здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей марки <данные изъяты> утвержденная Приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет к неправомерному начислению налога, размер которого исчисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Ссылаясь на указанные обстоятельства ООО «<данные изъяты>» просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 508 000 рублей, и здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 01:05:2900013:1667 в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 80 765 000 рублей.
До начала судебного разбирательства в адрес Верховного суда Республики Адыгея поступило ходатайство от представителя истца ООО «<данные изъяты>» по доверенности Белодедова М.А. об уточнении заявленных ранее требований, в котором он просит установить кадастровую стоимость вышеназванных земельного участка в размере 36 418 179 рублей и нежилого здания в размере 106 800 553 рублей.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности Матыжев Х.А. и представитель заинтересованного лица – Администрации МО «<адрес>» по доверенности Сообцокова С.А. просили установить кадастровую стоимость земельного участка и здания торгового центра в размере их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы.
Представитель административного истца – ООО «<данные изъяты>», представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, представители заинтересованных лиц Администрации МО «Старобжегокайское сельское поселение», Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> надлежаще извещенные о дате, времени и месте проведения судебного заседания не явился, просил посредством телефонограммы рассмотреть настоящее дело без его участия.
Заслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства суд считает, что настоящее административное исковое заявление подлежит удовлетворению в части ввиду следующего.
В соответствии с п.п. 1 и 5 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 66 Земельного кодекса РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальным образованиям, городским округам Республики Адыгея.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно п. I ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно ст. ст. 402, 403 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «<данные изъяты>» является собственником земельного участка, общей площадью 19 999 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, относящегося к категории земель: <данные изъяты>. – для строительства торгово-технического центра, с кадастровым номером: № и нежилого здания, общей площадью 4 807, 9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 9, 10).
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Республики Адыгея» утверждены результаты государственной оценки земель категории – для строительства торгово-технического центра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость вышеназванного земельного участка составляет 52 180 390 рублей.
Согласно отчету, выполненному оценочной организацией ООО «<данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 27 508 000 рублей (т. 1 л.д. 26-117).
В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ итоговая величина рыночной стоимости вышеназванного земельного участка, отраженная в отчете, подтверждается (т. 1 л.д. 118-147).
Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства) на территории Республики Адыгея» утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства), расположенные на территории Республики Адыгея по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты> определена в размере 149 215 751 рублей.
Согласно отчету, выполненному оценочной организацией ООО <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость вышеназванного здания составляет 80 765 000 рублей (т. 1 л.д. 149-254).
В соответствии с экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ итоговая величина рыночной стоимости вышеназванного здания, отраженная в отчете, подтверждается (т. 1 л.д. 254-258)
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30. 06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абз. 1 и 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст.ст. 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, административный истец, являясь собственником земельного участка и здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты> имеет законный интерес в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его действительной рыночной стоимости, как плательщика земельного налога.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Воспользовавшись своим правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданную на основании приказа Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № в <адрес> при Управлении Росреестра по <адрес> (т. 1 л.д. 19-20).
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № заявление <данные изъяты> о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеназванных земельного участка и нежилого здания отклонено (т. 1 л.д. 13-18).
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе. Если заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
ООО «<данные изъяты>» в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и нежилого помещения, установлении кадастровой стоимости земельного участка и нежилого помещения в размере равном их рыночной стоимости был представлен ранее направлявшиеся в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отчеты №.№ и № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненные оценочной организацией ООО <данные изъяты>
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 20 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст.ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
Исходя из разъяснений, данным в п. 23 вышеназванного Постановления, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В целях устранения возникших сомнений относительно обоснованности представленного в материалы дела отчета судом по ходатайству представителя административного истца ООО <данные изъяты> Белодедова М.А. была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «<данные изъяты> (л.д. 62-64).
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 36 418 179 рублей, а здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты>» с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 106 800 553 рублей.
Лица, участвующие в деле, выводы эксперта относительно допущенных оценщиком нарушений требований Федеральных стандартов оценки не оспаривали. Представитель административного истца, согласившись с заключением судебной оценочной экспертизы, уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка и здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты>» в размере их рыночной, определенной по результатам судебной экспертизы.
Оценивая вышеназванное экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд отмечает, что определенная в нем итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объекта эксперт придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации; корректировки в заключении эксперта приведены по всем значимым группам элементов сравнения; расчеты, проведенные в рамках используемых экспертом подходов, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу ложного заключения, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется.
Суд также отмечает, что все выводы судебного эксперта были сделаны в рамках его профессиональных знаний. Таким образом, ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований у суда не имеется. В названной ситуации, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого земельного участка сделано экспертом на основе исчерпывающего анализа ценностных характеристик и расчетных показателей, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
Доказательств, опровергающих изложенные в заключении эксперта выводы, а также, свидетельствующих о том, что рыночная стоимость земельного участка и нежилого здания является иной, чем отражено в заключении судебной оценочной экспертизы, сторонами и заинтересованными лицами представлено не было.
Учитывая, что право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной предоставлено административному истцу Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», исходя из вышеприведенных положений Закона, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером: № должна быть установлена в размере, определенном в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № выполненному экспертами <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а именно 36 418 179 рублей, а здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты> с кадастровым номером <данные изъяты> – 106 800 553 рублей, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разъяснениям, данным в абз. 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае изменения кадастровой стоимости объекта по решению суда новые сведения применяются с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку ООО «<данные изъяты>» обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, новые сведения о кадастровой стоимости будут применять с ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. Принимая во внимание положения ст. 24.20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №Об оценочной деятельности в Российской Федерации», установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180, 249 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление ООО «<данные изъяты>» к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> при заинтересованных лицах, Администрации МО «<адрес>», Администрации МО «<данные изъяты>», Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 19 999 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> относящегося к категории земель: <данные изъяты> – для строительства торгово-технического центра, с кадастровым номером: №, равной его рыночной стоимости в размере 36 418 179 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Установить кадастровую стоимость здания торгово-технического центра по продаже и обслуживанию автомобилей <данные изъяты>», общей площадью 4 807, 9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером: №, равной его рыночной стоимости в размере 106 800 553 рублей, определенной по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Датой подачи заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости считать дату обращения ООО «<данные изъяты>» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Адыгея в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Верховный суд Республики Адыгея.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея Ш.В. Аутлев