Решение по делу № 03а-36/2020 от 31.12.2019

Дело 03а-36/2020 Великий Новгород

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2020 года Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Комаровской Е.И.,

при секретаре Елисеевой К.А.

с участием представителей административного истца Никифорова В.А. – Сигарева Ю.А. и Павлова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никифорова В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Министерству инвестиционной политики Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Никифоров В.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Министерству инвестиционной политики Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником следующих объектов недвижимости:

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговой деятельности, общая площадь 864 кв.м, кадастровый <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговой деятельности, общая площадь 43 кв.м, кадастровый <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговой деятельности, общая площадь 169 кв.м, кадастровый <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговой деятельности, общая площадь 583 кв.м, кадастровый <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>

Кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года составляет <...> коп., <...> коп., <...> коп., <...> коп. соответственно и превышает их действительную рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке рыночной стоимости земельных участков от 13 декабря 2019 года <...>, выполненному ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит», на 1 января 2012 года составляет: <...> руб., <...> руб., <...> руб. и <...> руб. соответственно, что нарушает его права, в связи с чем просит установить кадастровую стоимость вышеуказанных земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Определением судьи от 10 января 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрации Ямникского сельского поселения Демянского района Новгородской области (далее администрация сельского поселения).

В судебном заседании представители Никифорова В.А. Сигарев Ю.А., Павлов В.Н., требования поддержали по указанным в административном иске основаниям, просили восстановить срок обращения в суд, установленный частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Административный истец Никифоров В.А., представители административных ответчиков - Управления и Министерства, представители заинтересованных лиц - администрации Демянского муниципального района Новгородской области и администрации Ямникского сельского поселения в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель Управления и Министерства представили письменный отзыв на административное исковое заявление, где разрешение вопроса об обоснованности заявленных требований отнесли на усмотрение суда и просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 4 статьи 247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзацем 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действующей с 1 января 2017 года (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 года - государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.

В силу части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (ныне Министерство) от 1 августа 2013 года № 3 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новгородской области. Кадастровая стоимость спорного земельного участка определена данным постановлением по состоянию на 1 января 2012 года, сведения о ней внесены в государственный кадастр недвижимости 28 августа 2013 года.

Министерством до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новгородской области.

Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новгородской области, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка является действующей, суд считает возможным восстановить административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.

Кадастровый учет земельных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», частью 5 статьи 4 и пунктом 11 части 2 статьи 7 которого было предусмотрено, что органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов в государственный кадастр недвижимости вносились, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

С 1 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 3 августа 2018 года №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Указанная норма вступила в силу с 1 января 2019 года и применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом №218-ФЗ.

В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что Никифоров В.А. является собственником следующих объектов недвижимости:

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговой деятельности, общая площадь 864 кв.м, кадастровый <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговой деятельности, общая площадь 43 кв.м, кадастровый <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения торговой деятельности, общая площадь 169 кв.м, кадастровый <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>;

земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для торговой деятельности, общая площадь 583 кв.м, кадастровый <...>, расположенного по адресу: <...>, <...>.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков определена по состоянию на 1 января 2012 года постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (ныне Министерство) от 1 августа 2013 года № 3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 14 августа 2013 года № 7 (4143) и составила: <...> коп., <...> коп., <...> коп., <...> коп. соответственно.

Между тем, как следует из отчета об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимости от 13 декабря 2019 года <...>, составленного оценщиком ООО «Аудиторско-консалтинговая группа «Новгородаудит», рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <...> на ту же дату – 1 января 2012 года составляет: <...> руб., <...> руб., <...> руб. и <...> руб. соответственно, что ниже установленной кадастровой стоимости.

Никифоров В.А. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного земельного участка, определенной по состоянию на 1 января 2012 года, не обращался.

Выводы оценщика об итоговой величине рыночной стоимости земельных участков, содержащиеся в отчете, лицами, участвующими в деле, не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку отчет составлен специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, соответствует требованиям Федерального закона №135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости земельного участка, в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного выше объекта недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости названных выше земельных участков их рыночной стоимости, чем нарушаются права Никифорова В.А., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость указанных выше земельных участков по состоянию на 1 января 2012 года подлежит установлению в размере их рыночной стоимости, определенной вышеназванным отчетом оценщика.

При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной будет являться внесение такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи Никифоровым В.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка следует считать дату обращения в Новгородский областной суд – 31 декабря 2019 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административное исковое заявление Никифорова В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Министерству инвестиционной политики Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, <...> по состоянию на 1 января 2012 года в размере рыночной, равной <...> руб.;

земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, <...> по состоянию на 1 января 2012 года в размере рыночной, равной <...> руб.;

земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, р<...> по состоянию на 1 января 2012 года в размере рыночной, равной <...> руб.;

земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, <...> по состоянию на 1 января 2012 года в размере рыночной, равной <...> руб.

Датой подачи Никифоровым В.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровыми номерами <...> считать дату обращения в суд 31 декабря 2019 года.

Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <...>

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 28 января 2020 года.

Председательствующий Е.И. Комаровская

03а-36/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Никифоров Владимир Александрович
Ответчики
Управление Росреестра по Новгородской области
Министерство инвестиционной политики НО
Другие
Администрация Демянского муниципального района
Сигарев Юрий Алексеевич
ФГБУ ФКП Росреестра
Администрация Ямнинского с/п Демянского м/р
Суд
Новгородский областной суд
Судья
Комаровская Елена Ивановна
Дело на странице суда
oblsud.nvg.sudrf.ru
31.12.2019Регистрация административного искового заявления
09.01.2020Передача материалов судье
10.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
27.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее