Решение по делу № 2-2748/2023 от 31.03.2023

Дело № 2-2748/2023

11RS0005-01-2023-002099-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Романюк Л.И.,

при помощнике Кузнецовой А.Ю.

с участием представителя ответчиков ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и третьего лица УФСИН России по РК Мартыросян И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте 18 июля 2023 года гражданское дело по иску Карпова Р.П. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, компенсации за несвоевременную выплату пособия по нетрудоспособности,

у с т а н о в и л:

Карпов Р.П. обратился в суд с административным исковым к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 22 137 руб., компенсации за несвоевременную выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 93 руб., взыскании с ответчика почтовых расходов в размере 70 руб., в вязи с направлением в суд искового заявления. В обоснование искового заявления указано, что по вине ответчика истцу произведена оплата листа нетрудоспособности на .... дней позже установленного срока, так как лист нетрудоспособности поступил в ОСФР по РК с нарушением срока.

Определением Ухтинского городского суда РК от <...> г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено УФСИН России по Республике Коми, в качестве соответчика – ФСИН России.

Определением Ухтинского городского суда РК от <...> г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОСФР по РК.

В раннее проведенном судебном заседании истец Карпов Р.П., участвующий посредством видео-конференцсвязи, исковые требования поддержал.

Представитель ответчиков ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России и третьего лица УФСИН России по РК Мартыросян И.В. в судебном заседании с исковыми требования не согласилась, пояснила, что лист нетрудоспособности поступил в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми <...> г., оплачен истцу позже, так как от него поздно поступили сведения о застрахованном лице, вина ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми отсутствует.

Представители третьего лиц ОСФР по РК в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв о несогласии с искровыми требованиями.

Свидетель Свидетель №1, занимающий должность ...., сообщил, что Карпову Р.П. несколько раз приносил на заполнение лист сведений о застрахованном лице, в том числе по причине его неправильного заполнения, а именно как указала бухгалтерия ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми лист необходимо заполнять черной ручкой, а истец заполнил синей ручкой.

Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Карпов Р.П. прибыл в ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми <...> г., с <...> г. привлечен к труду в качестве ...., в период с <...> г. по <...> г. истец был нетрудоспособен.

В бухгалтерию ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми <...> г. поступил электронный лист нетрудоспособности .... на имя Карпова Р.П. за период с <...> г. по <...> г..

<...> г. указанный лист нетрудоспособности направление ИК-24 в ОСФР по РК для оплаты. <...> г. ОСФР по РК произвел истцу выплату пособия по нетрудоспособности за период с <...> г. по <...> г. в сумме ....

Согласно позиции ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми сведения застрахованного лица на имя Карпова Р.П. поступили в бухгалтерию только <...> г., до поступления указанных сведений возможность направления листа нетрудоспособности в ОСФР по РК отсутствовала.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 Положения об обеспечении пособиями по обязательному государственному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2001 года № 727, пособия выплачиваются осужденным за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - страховщик). При этом выплата пособий по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств организаций, в которых трудятся осужденные.

Согласно п. 5 Положения пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка, достижения ребенком возраста полутора лет. При этом пособие по временной нетрудоспособности выдается не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за пособием.

Назначение и выплата пособий осуществляются страховщиком на основании сведений, представляемых организациями, в которых трудятся осужденные, сведений, имеющихся в распоряжении страховщика, а также сведений и документов, запрашиваемых страховщиком у государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций (п. 7 Положения).

На основании пункта 8 Положения пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности.

Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, сформированный медицинской организацией и размещенный в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией (далее - электронный листок нетрудоспособности).

Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» страхователи не позднее трех рабочих дней со дня получения данных о закрытом листке нетрудоспособности, сформированном в форме электронного документа, передают в информационную систему страховщика в составе сведений для формирования электронного листка нетрудоспособности сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, подписанные с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, если иное не установлено настоящей статьей.

В соответствии с п. 17 Правил получения Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.11.2021 года № 2010, после размещения электронного листка нетрудоспособности в информационной системе страховщика оператор информационной системы страховщика обеспечивает, в том числе в автоматизированном режиме, формирование и направление посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации запроса с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), даты рождения, страхового номера индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе индивидуального (персонифицированного) учета (СНИЛС) о представлении:

а) сведений о соответствии данных застрахованного лица, содержащихся в запросе, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

б) сведений о страхователе (страхователях) застрахованного лица, у которого занято застрахованное лицо, в том числе об идентификационном номере налогоплательщика и коде причины постановки на учет.

Страховщик назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня представления страхователем или застрахованным лицом сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения, а единовременное пособие при рождении ребенка - в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления сведений о государственной регистрации рождения, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

В рассматриваемой ситуации ответчиком ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми не представлено доказательств наличия уважительных причин несвоевременного направления листа нетрудоспособности на имя истца в ОСФР по РК, а именно с нарушением установленного трехдневного срока.

Доводы об отсутствии сведений застрахованного лица на имя Карпова Р.П. не являются уважительной причиной, так как истец отбывает наказание в ИК-24 с <...> г., а необходимые сведения были запрошены у истца только после поступления листа нетрудоспособности спустя .... с момента поступления электронного листа нетрудоспособности.

Кроме того, истец в ходе судебного разбирательства указал на то, что после закрытия листа нетрудоспособности он предоставлял сведения застрахованного лица не менее трех раз, что согласуется с показаниями свидетеля Свидетель №1 При этом стороной ответчика не представлено какой-либо информации о причинах не принятия от истца сведений застрахованного лица, представленных им в первый и последующий разы, не представлены и сами заявления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ответчиком ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми не обеспечено своевременное направление листа нетрудоспособности истца и необходимых сведений в ОСФР по РК в установленный трехдневный срок в отсутствие уважительных причин.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение уполномоченными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему от рождения или в силу закона нематериальные блага.

В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация.

Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Пособие по временной нетрудоспособности относится к числу мер социальной поддержки граждан на случай их заболевания, данная мера направлена на обеспечение определенного жизненного уровня граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Неправомерное лишение (полностью или частично) гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение нематериальных благ и личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств право граждан на такую меру социальной поддержки, как пособие по временной нетрудоспособности, имеет не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Как следует из п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

В силу статей 151, 1101 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда предполагает денежную форму, соразмерную характеру и степени испытанных лицом моральных и нравственных страданий.

В связи с вышеуказанными нарушениями, допущенными ответчиком ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК, суд определяет размер компенсации в пользу истца в размере 5 000 руб., учитывая период не получения причитающегося пособия по временной нетрудоспособности с <...> г. по <...> г..

Требования о взыскании денежной компенсации в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации, от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний.

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В рассматриваемой ситуации ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми не допускало несвоевременную выплату заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, а допустило несвоевременное направление листа нетрудоспособности в ОСФР, в связи с чем исковые требования о взыскании с ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми компенсации за несвоевременную выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 93 руб. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Карпова Р.П. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице ФСИН России в пользу Карпова Р.П. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

В удовлетворении исковых требований Карпова Р.П. к ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации за несвоевременную выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 93 руб. отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 25.07.2023 года.

Судья Л.И. Романюк

2-2748/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Карпов Роман Петрович
Ответчики
ФКУ ИК-24 УФСИН России по РК
ФСИН России
Другие
УФСИН России по РК
ОСФР по Республике Коми
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Судья
Романюк Любовь Ивановна
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.06.2023Судебное заседание
11.07.2023Судебное заседание
18.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее