УИД: 16RS0051-01-2024-011558-86
Дело №12-843/2024
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail:sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
27 августа 2024 года город Казань
Судья Советского районного суда г. Казани Кашапов Р.С.,
рассмотрев жалобу военного комиссара Советского района г. Казани Республики Татарстан на постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят>, вынесенное начальником отделения - старшим судебным приставом специализированного отделения судебных приставов по Республике Татарстан ГМУ ФССП России (далее - СОСП по РТ ГМУ ФССП России), от 14 мая 2024 года в отношении:
Военного комиссариата Советского района г. Казани, имеющего юридический адрес: <адрес изъят>, ИНН 1660016792,
- признанного виновным в совершении административного право-нарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей,
УСТАНОВИЛ:
Военный комиссариат <адрес изъят> признан виновным в том, что <дата изъята> судебным приставом-исполнителем в отношении Военного комиссариата <адрес изъят> возбуждено исполнительное производство <номер изъят>-ИП, предмет исполнения: обязать призывную комиссию <адрес изъят> устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения вопроса в отношении ФИО1. <дата изъята> вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. <дата изъята> судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до <дата изъята>. На момент составления административного протокола решение суда не исполнено, должник (представитель должника) явку не обеспечил, извещены о месте и времени составления административного протокола должным образом, о чем имеется соответствующая отметка. В действиях Военного комиссариата <адрес изъят> усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ - неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Военный комиссар <адрес изъят> ФИО3 в обоснование жалобы указал, что с постановлением не согласен по следующим основаниям. При рассмотрении дела были существенно нарушены процессуальные требования, предусмотренные КоАП РФ, он был лишен права, предусмотренного ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ - пользоваться юридической помощью защитника. В нарушение требований ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ заявителю, как лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях. При вынесении постановления также были нарушены требования, предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ, а именно, не установлены обстоятельства, подлежащие установлению при рассмотрении дела. Представитель юридического лица был лишен права не только воспользоваться услугами защитника, но и давать объяснения об обстоятельствах совершенного правонарушения. В момент, когда должностное лицо СОСП по РТ ГМУ ФССП России проводило проверку и составляло соответствующие документы, представитель юридического лица не присутствовал. Кроме того, при вынесении постановления о назначении нового срока исполнения от <дата изъята> судебным приставом-исполнителем СОСП по <адрес изъят> и постановления по делу об административном правонарушении от <дата изъята> начальником отделения - старшим судебным приставом СО судебных приставов по <адрес изъят> ГМУ ФССП России не были учтены все обстоятельства дела, не истребованы сведения из Военного комиссариата <адрес изъят> о том, что гражданин ФИО1, для исполнения решения суда от <дата изъята> неоднократно вызывался в военный комиссариат по <адрес изъят> для личного участия в призывной комиссии <адрес изъят>, однако без уважительной причины не являлся. Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят> «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (с изменениями и дополнениями) не допускается возложение на военного комиссара и подчиненных ему должностных лиц обязанностей, не предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министра обороны Российской Федерации. В полномочия должностных лиц военного комиссариата не входит доставка граждан Российской Федерации в военный комиссариат для их участия в призывной комиссии, объявления их в розыск и проведения розыскных мероприятий, если гражданину выдана справка взамен военного билета, как не прошедшего военную службу не имея на то законных оснований. Установление Министерством обороны Российской Федерации определенных форм документов воинского учета не устанавливает новых прав или обязанностей граждан, а лишь является документальным отражением данных персонального воинского учета в вопросах, связанных с исполнением гражданами долга и обязанности по защите Отечества в соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации. Выдача справки взамен военного билета не только не ограничивает право граждан состоять на воинском учете, но и является способом оформления гражданина при постановке на данный учет. Поэтому представитель юридического лица просит суд постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят> от <дата изъята> отменить, производство по делу прекратить.
Военный комиссар <адрес изъят> ФИО3 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Судебный пристав-исполнитель СОСП по РТ ГМУ ФССП России в судебное заседание не явился, извещен.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя Военного комиссариата <адрес изъят> ФИО3 суд приходит к следующему.
В силу ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 105 названного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Судом были исследованы следующие доказательства: заявление ФИО1 о возбуждении исполнительного производства от <дата изъята>; исполнительный лист от <дата изъята> по делу <номер изъят>а-7345/2022, который выдан Советским районным судом <адрес изъят> <дата изъята>; постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от <дата изъята>; ответ военного комиссара <адрес изъят> на постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от <дата изъята>; извещение от <дата изъята> о вызове ФИО1 в военный комиссариат по <адрес изъят> для личного участия в призывной комиссии <адрес изъят>; извещения о вызове представителя военного комиссариата <адрес изъят> на прием к судебному приставу-исполнителю на <дата изъята> и <дата изъята>; постановления судебного пристава-исполнителя о назначении нового срока исполнения от <дата изъята>; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от <дата изъята>; извещение о вызове представителя военного комиссариата <адрес изъят> на прием к судебному приставу-исполнителю на <дата изъята>; протокол об административном правонарушении от <дата изъята>, составленный в отношении юридического лица военного комиссариата <адрес изъят>; определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от <дата изъята>.
Исходя из вышеуказанных доказательств, суд считает, что постановление начальника отделения - старшего судебного пристава подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
6) мотивированное решение по делу;
7) срок и порядок обжалования постановления.
В силу ст. 29.10 КоАП РФ привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения (в том числе событие административного правонарушения и вина лица, привлекаемого к ответственности, в его совершении), его юридической квалификации и определении меры юридической ответственности, выраженной в санкции соответствующей статьи КоАП РФ.
Событие должно быть описано конкретно, с указанием обстоятельств совершения виновного деяния (действия, бездействия).
Также, поскольку наличие вины лица, привлекаемого к административной ответственности, должно быть установлено при рассмотрении дела об административном правонарушении как признак состава правонарушения, все обстоятельства, связанные с наличием вины, а также доказательства, подтверждающие ее наличие, административный орган обязан отразить в постановлении по делу об административном правонарушении.
В обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении должностное лицо ссылается на протокол об административном правонарушении от <дата изъята> в отношении военного комиссариата <адрес изъят>, в котором указывается, что должник явку не обеспечил, извещен о месте и времени составления административного протокола должным образом, о чем имеется соответствующая отметка.
Однако материалы дела не содержат сведений о получении извещения судебного пристава-исполнителя, содержащего сведения о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что указывает на ненадлежащее извещение привлекаемого лица, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении <номер изъят>, вынесенное начальником отделения - старшим судебным приставом специализированного отделения судебных приставов по <адрес изъят> ГМУ ФССП России, от <дата изъята> в отношении военного комиссариата <адрес изъят>, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Жалобу военного комиссара <адрес изъят> удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: подпись Р.С. Кашапов
Копия верна. Судья Р.С. Кашапов