УИД:63МS0067-01-2024-000641-42
ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 16-5335/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 октября 2024 года г. Самара
Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу изучив жалобу Румянцева Виталия Кузьмича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 67 судебного района города Новокуйбышевска Самарской области от 21 марта 2024 года, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 6 мая 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1
статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы городского округа Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева Виталия Кузьмича,
установила:
постановлением мирового судьи судебного участка № 67 судебного района города Новокуйбышевска Самарской области от 21 марта 2024 года, оставленным без изменения решением судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 6 мая 2024 года, заместитель главы городского округа Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцев Виталий Кузьмич (далее- Румянцев В.К.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1
статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Румянцев В.К. просит отменить вынесенные по настоящему делу судебные акты, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Румянцева В.К. к административной ответственности) несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
По смыслу статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ к дорожной деятельности относится в том числе деятельность по содержанию автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа, как следует из части 11 статьи 5 Федерального закона
№ 257-ФЗ, являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона № 257-ФЗ).
При этом частью 4 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа или городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах соответственно муниципального округа или городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Устава городского округа Новокуйбышевск Самарской области, принятого Новокуйбышевской городской Думы Самарской области от 19 мая 2005 года, к вопросам местного значения городского округа Новокуйбышевск относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статьей 32 Устава установлено, чтоисполнительно-распорядительным органом городского округа Новокуйбышевск является администрация городского округа, она наделяется в соответствии с настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области.
Таким образом, администрация городского округа является лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог в городском округе Новокуйбышевск.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения» (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно статье 31 Федерального закона № 196-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения влечёт за собой в установленном порядке дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённым Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года №1245-ст.
Согласно пунктам 8.1, 8.2 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утверждённому приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1. Срок устранения рыхлого или талого снега (снегоочистки) отсчитывается с момента окончания снегопада и (или) метели до полного его устранения. Во время снегопада и (или) метели и до окончания снегоочистки на проезжей части дорог категорий IA - III допускается наличие рыхлого (талого) снега толщиной не более 1 (2) см,; на дорогах категории IV - не более 2 (4) см, на всех группах улиц - 5 см. Срок устранения рыхлого снега или талого снега для на дорогах категории с IV установлен в течение 6 часов, зимней скользкости для категории дорог; III составляет 5 часов.
Пунктом 8.6 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что снежные валы на обочинах дорог категорий II - IV рекомендуется устраивать высотой не более 1,0 м. На улицах: снег с проезжей части для временного складирования убирают в лотковую часть, на разделительную полосу или обочину и формируют в виде валов шириной не более 1,5 м с разрывами длиной 2,0 - 2,5 м; устройство разрывов и очистку водосточных решеток осуществляют в течение 16 часов после окончания снегопада; в лотковой части снежный вал формируют на расстоянии 0,5 м от бортового камня или барьерного ограждения для пропуска талых вод; перемещение снега на бортовой камень, тротуары, газоны при формировании вала не допускается; вывоз сформированных снежных валов с улиц групп А - Д осуществляют в течение 9 дней, групп Е - в течение 12 дней с момента окончания снегопада.
Формирование снежных валов на улицах, как следует из пункта 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 не допускается: на пересечениях улиц в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в пределах треугольника видимости; ближе 10 м от пешеходного перехода; ближе 20 м от остановочного пункта маршрутных транспортных средств; на тротуарах.
Как указано в пункте 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 формирование снежных валов на дорогах не допускается: на обочинах дорог категорий IА, IБ и IВ; перед железнодорожным переездом в зоне треугольника видимости с размерами сторон по 7.2 вне обочины высотой более 0,5 м; перед пересечениями в одном уровне в зоне треугольника видимости с размерами сторон по 7.1 вне обочины высотой более 0,5 м; перед пересечениями в одном уровне, железнодорожными переездами, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств по условиям таблицы 8.5 - высотой более 0,5 м; на разделительной полосе шириной менее 5 м; на разделительной полосе шириной 5 м и более при отсутствии ограждений - высотой более 1 м; на тротуарах.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями 24 января 2024 года прокуратурой г. Новокуйбышевска в ходе прокурорской проверки с привлечением специалиста - старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по
г. Новокуйбышевск Тютерева В.С., а также с участием заместителя руководителя департамента городского хозяйства Администрации городского округа Новокуйбышевск ФИО9., главного инженера МБУ «Благоустройства» ФИО10. выявлены недостатки эксплуатационного состояния автомобильных дорог:
- напротив дома № 4/1 по ул. Егорова - нарушение п. 8.4 ГОСТ Р 50597, а именно наличие рыхлого (уплотненного) снега на площадках отдыха и стоянках транспортных средств толщиной слоя более 12 (8)см;
- напротив дома № 1 корпус 3 по ул. Пирогова - нарушение п.п. 8.6 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, а именно формирование снежных валов высотой более
0,5 м. в недопустимых местах (ближе 20 м. от остановочного пункта маршрутных транспортных средств);
- напротив домов № 1, 6 по ул. Пирогова, напротив дома № 1 Б по ул. 50 лет НПЗ, напротив дома № 18 по ул. Егорова, а также по пр. Победы напротив дома № 2 по ул. Карбышева и напротив дома № 25 по ул. Маяковского - нарушение п.п. 8.6 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, а именно формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 10 м. от пешеходного перехода);
- напротив дома № 2 по ул. Свердлова (дублер) - нарушение п.п. 8.5 - 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, наличие снега и зимней скользкости на тротуаре и подходах к пешеходному переходу, а также формирование снежных валов высотой более 0,5 м. в недопустимых местах (ближе 10м. от пешеходного перехода);
Приведённые обстоятельства отражены в акте проверки от 24 января 2024 года, послужили основанием для вынесения заместителем прокурора
г. Новокуйбышевска постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении протокола об административном правонарушении в отношении заместителя главы городского округа Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В.К. и привлечения названного лица 21 марта 2024 года мировым судьёй к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Румянцевым В.К. указанного административного правонарушения подтверждён собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в том случае, если административное правонарушение было совершено им в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к названной статье под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
В обязанности заместителя главы городского округа Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева В.К. в соответствии пунктами 3.4,3.6 должностной инструкции входит организация работы и осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог, контроля вопросов организации благоустройства территории городского округа, а потому он обоснованно признан субъектом ответственности по настоящему делу.
Действия Румянцева В.К. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность постановления о назначении Румянцеву В.К. административного наказания в полном объёме проверены судьёй городского суда с соблюдением требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Все доводы заявителя были проверены и отклонены с указанием мотивов, не согласиться с которыми оснований не имеется.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель в обоснование незаконности судебных постановлений ссылается на то, что обязанность, возложенная Федеральным законом от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию как на лицо, ответственное за содержание автомобильных дорог местного значения, выполнена в полном объёме путём передачи функции содержания дорог местного значения специально созданному для этого учреждению МБУ «Благоустройство»; заявитель полагает, что он не является субъектом ответственности по настоящему делу, поскольку обязанность по содержанию автомобильных дорог возложена на МБУ «Благоустройство».
Данные доводы не ставят под сомнение наличие в действиях
Румянцева В.К. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу приведённых требований закона и должностной инструкции заместителя главы городского округа по вопросам городского хозяйства именно на Румянцева В.К. возложена обязанность по осуществлению контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог в городском округе Новокуйбышевске.
Вопреки доводам жалобы, то обстоятельство, что содержание автомобильных дорог местного значения городского округа является предметом деятельности МБУ «Благоустройство», не освобождает заявителя от обязанностей, установленных законом и должностной инструкцией.
Создание МБУ «Благоустройство» и передача названному учреждению функции содержания дорог местного значения, не освобождало
Румянцева В.К. от осуществления контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог в городском округе Новокуйбышевске, в том числе путем осуществления надлежащего контроля за исполнением МБУ «Благоустройство» возложенных на него функций.
Данных, позволяющих сделать безусловный вывод о том, что данная обязанность Румянцевым В.К. выполнена, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о недостаточности финансирования по обеспечению дорожной деятельности не свидетельствуют о наличии объективных препятствий для выполнения должностным лицом возложенной обязанности по содержанию автомобильных дорог, расположенных в границах городского округа.
Доказательств принятия всех возможных мер для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения не имеется.
Утверждение подателя жалобы о необходимости прекращения производства по делу по причине истечения срока давности на момент рассмотрения жалобы на постановление в суде второй инстанции, является ошибочным.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Учитывая изложенное, обоснованность привлечения Румянцевым В.К. к административной ответственности сомнений не вызывает.
Следует признать, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену судебных актов.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на выводы о доказанности вины Румянцева В.К. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат. Бремя доказывания распределено правильно, с учётом требований статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено в размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка № 67 судебного района города Новокуйбышевска Самарской области от 21 марта 2024 года, решение судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 6 мая
2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы городского округа Новокуйбышевск по вопросам городского хозяйства Румянцева Виталия Кузьмича оставить без изменения, а жалобу Румянцева Виталия Кузьмича - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина