Решение по делу № 33-1630/2024 от 19.04.2024

Председательствующий по делусудья Терновая Ю.В. Дело № 33-1630/20241 инстанция № 2-66/2024УИД 75RS0027-01-2023-002006-05

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

    председательствующего судьи                  Комковой С.В.,

    судей                                                            Чайкиной Е.В., Епифанцевой С.Ю.,

    при секретаре                                              Мокиной М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 18 июля 2024 г. гражданское дело по иску Алексеевой Н. А., Алексеева М. В. к Администрации сельского поселения «Верхнехилинское», Администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Семеновой А. В., Ковальчук О. А. об установлении факта пользования жилым помещением на правах собственников, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, обязании включить в список, произвести выплату,

по апелляционной жалобе истцов Алексеевой Н.А., Алексеева М.В.

на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 21 февраля 2024 г., которым постановлено:

«Исковые требования Алексеевой Н. А., Алексеева М. В. оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия,

    УСТАНОВИЛА:

Алексеева Н.А., Алексеев М.В. обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что постоянно проживают и являются общедолевыми собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, попавшего в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в период с февраля по март 2022 г. в связи с выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений на территории сельского поселения «Верхнехилинское». В результате чрезвычайной ситуации жилое помещение было повреждено, заключением межведомственной комиссии от 23 марта 2022 г. признано непригодным для проживания. Вместе с тем распоряжением главы администрации сельского поселения «Верхнехилинское» от 25 августа 2022 г. во включении в списки граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, истцам было отказано, поскольку на момент чрезвычайной ситуации они не являлись собственниками утраченного жилого помещения. После регистрации <Дата> права собственности на указанное жилое помещение, 17 ноября 2023 г. истцы повторно обратились в администрацию с заявлением о включении в списки, на которое также получили отказ. Полагая свои права нарушенными, истцы с учетом уточнений просили суд установить факт пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на правах собственников, обязать администрацию сельского поселения «Верхнехилинское» включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в период 2022 года, на предоставление жилого помещения; признать право на получение выплаты в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362; обратить решение суда к немедленному исполнению (л.д. 4-5, 91-92).

Определением суда от 14 декабря 2023 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Семенова А.В., Ковальчук О.А. (л.д. 80-81).

    Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 110-112).

    В апелляционной жалобе истцы Алексеева Н.А., Алексеев М.В. просили решение суда отменить с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указали, что судом первой инстанции при разрешении заявленного спора неверно установлены и не в полной мере исследованы обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения заявленного спора. При повторном обращении в администрацию с заявлением о включении в списки, истцами были устранены обстоятельства, послужившие основанием для отказа при первом обращении. При этом пункт 26 Правил № 362 прямо устанавливает право на повторное обращение с соответствующим заявлением после устранения причин, послуживших основанием для отказа. В нарушение положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции надлежащей оценки указанным обстоятельствам не дал. Обратили внимание, что судом не дана оценка заявленному требованию об установлении факта проживания в жилом помещении на правах собственников (л.д. 122-123).

    Истцы Алексеев М.В., ответчики Семенова А.В., Ковальчук О.А., представители ответчиков администрации сельского поселения «Верхнехилинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не заявили.

    Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившуюся сторону, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела таких нарушений, влекущих отмену либо изменение постановленного решения, судом первой инстанции допущено не было.

В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации среди прочего имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями".

Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (пункт 1 Правил).

Таким образом, предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета предусмотрено не только бюджетам субъектов Российской Федерации, но и бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

    Подпунктом «а» пункта 5 Правил №1327 предусмотрено выделение трансфертов на предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.

    Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

В Забайкальском крае отношения в области компенсаций и социальных гарантии, предоставляемых гражданам Российской Федерации, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций установлены Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.

Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (пункт 1 Правил № 362).

Правила № 362 предусматривают определенные меры социальной поддержки, в числе которых предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах 1 - 3 и 5 пункта 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений (подпункт 1 пункта 3).

Оказание мер социальной поддержки осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Забайкальского края в виде иного межбюджетного трансферта (далее - трансферт) в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327 (пункт 1 Правил № 362).

Каких-либо оговорок относительно того, что указанные Правила не применяются к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, которой присвоен муниципальный характер, данные Правила не содержат, как не содержат указания на их применение только в отношении чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального характера.

В соответствии с Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, связанной с выходом грунтовых вод и потоплением территории населенных пунктов, режим которой установлен постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» от 23.12.2021 № 501 «О введении на территории муниципального района «Шилкинский район» режима чрезвычайной ситуации вызванной выходом грунтовых вод и образованием наледных явлений», утвержденными постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» от 21.08.2023 № 293, оказание мер социальной поддержки осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края, предоставленных бюджету муниципального района «Шилкинский район» в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов Забайкальского края в целях софинансирования расходных обязательств муниципального района «Шилкинский район», возникающих при выполнении оранном местного самоуправления муниципального района «Шилкинский район» по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327.

С учетом приведенного правового регулирования при разрешении заявленных требований применению подлежат положения Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истцы зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>, Алексеева Н.С. - с <Дата>, Алексеев М.В. - с <Дата> (л.д. 7, 9).

Постановлением главы администрации муниципального района «Шилкинский район» от 23.12.2021 № 501 в связи с подтоплением населенных пунктов и объектов транспортной инфраструктуры грунтовыми водами и образованием наледи с 23 декабря 2021 г. в границах муниципального района «Шилкинский район» введен режим чрезвычайной ситуации с установлением муниципального уровня реагирования. Данным постановлением определены границы зоны действия режима функционирования чрезвычайной ситуации, куда вошли сельское поселение «Богомягковское» (зона № 1), сельское поселение «Усть-Теленгуйское» (зона № 2).

Постановлением главы администрации муниципального района «Шилкинский район» от 09.02.2022 № 34, учитывая изменение обстановки и результатов работы комиссии по обследованию территорий, пострадавших в результате выхода грунтовых вод и образования наледи, в указанное выше постановление от 23.12.2021 № 501 внесены изменения с расширением зон действия режима функционирования чрезвычайной ситуации, в зону № 10 включено сельское поселение «Верхнехилинское».

Постановлением главы администрации муниципального района «Шилкинский район» от 23.05.2022 № 175 в зону № 10 действия режима функционирования чрезвычайной ситуации включено жилое помещение по адресу: <адрес>.

23 марта 2022 г. межведомственной комиссией по заявлению Алексеевой Н.А. проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>, по результатам которого жилое помещение признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации (л.д. 20-22).

Заключением межведомственной комиссии № 12 от 23 марта 2022 г. жилое помещение по указанному адресу признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального района «Шилкинский район», в связи с выходом на поверхность грунтовых вод (л.д. 24-25).

Распоряжением главы сельского поселения «Верхнехилинское» №37 от 25 августа 2023 г. Алексеевой Н.А. отказано во включении в список граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, связанной с выходом грунтовых вод, образованием наледи и подтоплением территорий населенных пунктов. В основание отказа указано на постановление администрации муниципального района «Шилкинский район» от 21.08.2023 № 293 «О вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуаций природного характера связанной с выходом грунтовых вод, образованием наледи и подтоплением территории населенных пунктов» (л.д. 48).

01 сентября 2023 г. в адрес Алексеевой Н.А. направлено уведомление об отказе во включении в список с указанием о возможности повторного обращения после устранения причин отказа (л.д. 49).

17 ноября 2023 г. главой сельского поселения «Верхнехилинское» принято распоряжение об отказе во включении Алексеевой Н.А. в список граждан, жилые помещения которых были утрачены в результате чрезвычайной ситуации, №37. В основание отказа также указано на постановление администрации муниципального района «Шилкинский район» от 21.08.2023 № 293 (л.д. 50).

В этот же день, 17 ноября 2023 г., в адрес Алексеевой Н.А. направлено уведомление о принятом решении (л.д. 51).

Согласно отзыву за подписью главы сельского поселения «Верхнехилинское» решение об отказе во включении в соответствующий список граждан было принято в связи с отсутствием у Алексеевой Н.А. документов на жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 71).

Обращаясь в суд с иском, истцы указали, что на момент чрезвычайной ситуации были зарегистрированы и постоянно проживали на правах собственников в утраченном жилом помещении, иного жилого помещения в собственности не имеют.

Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент чрезвычайной ситуации истцы не являлись собственниками утраченного жилого помещения, право собственности в установленном законом порядке было зарегистрировано за иными лицами. По мнению суда, тот факт, что на момент чрезвычайной ситуации истцы пользовались жилым помещением, не влечет за собой признание за ними права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, поскольку таким правом обладают лица, в собственности которых находилось жилое помещение на момент чрезвычайной ситуации.

Оценивая приведенные выводы суда первой инстанции, исходя из доводов, приведенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, право на получение мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение одного или нескольких жилых помещений имеют:

1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

3) граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

4) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений, которые на момент их повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона, предусматривающей страхование риска поврежденного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;

5) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций (при условии возникновения указанных событий не позднее 1 января 2020 года), право которых на получение мер социальной поддержки (в том числе на получение государственных жилищных сертификатов за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий) установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями в связи с тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года N 1928 "Об утверждении Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями" признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".

В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

К членам семей граждан, указанных в подпункте 2 пункта 4 настоящих Правил, относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также иные лица, признанные решением суда членами семей граждан.

В соответствии с пунктом 4 Правил, утвержденных постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» от 21.08.2023 № 293 «О вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуаций природного характера связанной с выходом грунтовых вод, образованием наледи и подтоплением территории населенных пунктов», право на получение мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение или строительство жилого помещения имеют:

1) граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма;

2) граждане, имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения;

3) граждане, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, право которых на получение мер социальной поддержки установлено судебным решением, вступившим в законную силу, и которые не обеспечены жилыми помещениями.

В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» от 21.08.2023 № 293, к членам семей граждан относятся их супруг или супруга, дети и родители этих граждан.

Таким образом, как Правилами, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, так и Правилами, утвержденными постановлением администрации муниципального района «Шилкинский район» от 21.08.2023 № 293, предусмотрено право на получение мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации для собственников, нанимателей и членов их семей.

Из содержания положений вышеперечисленных нормативных правовых актов в их взаимосвязи следует, что государством гарантировано право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения гражданам Российской Федерации, утратившим жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, при этом, указанные нормы направлены на защиту прав определенных категорий граждан, поименованных в законе, в том числе собственников и нанимателей жилых помещений, членов их семей, имеющих регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации. Также обязательным условием для указанной категории лиц является отсутствие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.

В остальных случаях риск гибели жилого помещения несет его собственник (статья 211 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В данном случае, совокупность условий, необходимых для предоставления заявленной меры социальной поддержки, материалами дела не подтверждается.

В частности, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на момент чрезвычайной ситуации истцы собственниками, нанимателями утраченного жилого помещения, либо членами семьи указанных категорий лиц не являлись.

Как следует из выписки из ЕГРН, на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей в феврале-марте 2022 г. на территории Шилкинского района, общедолевыми собственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, являлись Семенова А.В., Ковальчук О.А., право собственности которых на указанное жилое помещение было зарегистрировано в установленном порядке <Дата> на основании договора купли-продажи (л.д. 62-64).

Право собственности истцов на указанное жилое помещение, как следует из выписки из ЕГРН, было зарегистрировано спустя более года после чрезвычайной ситуации – <Дата> на основании договора купли-продажи, заключенного истцами с Семеновой А.В., Ковальчук О.А. (л.д. 13-15).

Доводы, стороны истца в той части, что сделка по купли-продажи жилого помещения с Семеновой А.В., Ковальчук О.А. в <Дата> была оформлена для получения последними субсидии, в жилом помещении они фактически не проживали, после заключения указанного договора купли-продажи истцы фактически продолжили проживать в жилом помещении в качестве собственников, судом не дана оценка требованиям об установлении факта проживания в жилом помещении на правах собственников, основанием к отмене постановленного по делу решения и удовлетворения заявленных требований не являются.

В силу действующего гражданского законодательства граждане являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Пунктом 6 части 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность установления факта владения и пользования недвижимым имуществом.

Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики за третий квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума от 29.11.2006, возможность установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом в порядке, предусмотренном в изложенных выше нормах, установлена в пункте 6 части 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная норма не исключает возможности установления юридического факта владения и пользования недвижимым имуществом, в том числе на праве собственности. Например, если у заявителя имелся, но был им утрачен правоустанавливающий документ о принадлежности ему недвижимого имущества на праве собственности, то суд вправе установить факт владения и пользования данным имуществом на праве собственности в целях регистрации этого имущества при условии, что такой документ не может быть восстановлен в ином порядке.

В данном случае, из материалов дела не усматривается, что у истцов имелся правоустанавливающий документ о принадлежности им на момент возникновения чрезвычайной ситуации на праве собственности спорного жилого помещения, который был утрачен и не мог быть восстановлен, в связи с чем оснований для удовлетворения требований об установлении факта владения жилым помещением на праве собственности не имелось.

Доводы апелляционной жалобы, указывающие на постоянное проживание в спорном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации правового значения для разрешения заявленных требований с учетом установленных обстоятельств не имеют. Сам по себе факт проживания истцов жилом помещении, собственниками которого они не являются, в случае если таковое имеет место, не может служить основанием для признания за ним права на получение заявленной меры социальной поддержки.

Ссылка в апелляционной жалобе на пункт 26 Правил № 362, предусматривающий право на повторное обращение с соответствующим заявлением о включении в списки после устранения причин, послуживших основанием для отказа, судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.

В данном случае отказ во включении в списки граждан был связан с несоответствием истцов категориям лиц, указанным в пункте 4 Правил №362, имеющим право на предоставление мер социальной поддержки в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации. Одним из обязательных условий предоставления мер социальной поддержки, поименованным в данном пункте, является владение жилым помещением на праве собственности на день введения режима чрезвычайной ситуации. Данное условие в случае с истцами соблюдено не было. Регистрация права собственности на жилое помещение была произведена истцами после чрезвычайной ситуации, что нельзя отнести к устранению причин, послуживших основанием для отказа во включении в списки.

Иных доводов, являющихся основанием для отмены или изменения постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит. В целом доводы жалобы сводятся к изложению правовой позиции, занятой в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, с которой судебная коллегия соглашается. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.

    Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 21 февраля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено: 25 июля 2024 г.

    Председательствующий:                                                              С.В.Комкова

Судьи:                                                                                            Е.В.Чайкина

                                                                                                        С.Ю.Епифанцева

33-1630/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеева Наталья Анатольевна
Алексеев Михаил Валерьевич
Ответчики
Ковальчук Ольга Алексеевна
Администрация МР Шилкинский район
Семенова Александра Витальевна
Администрация сельского поселения Верхнехилинское
Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкалького края
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Комкова Светлана Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
22.04.2024Передача дела судье
15.05.2024Судебное заседание
13.06.2024Судебное заседание
13.06.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2024Передано в экспедицию
18.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее