Решение по делу № 2-2470/2024 от 19.06.2024

Дело № 2-2470/2024

УИД:34RS0004-01-2024-003256-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации (России)

8 октября 2024 года                                                                                 г.Волгоград

Красноармейский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Савокиной О.С.,

при секретаре судебного заседания Миусском Д.А.,

с участием представителя истца Романовой Е.Е., помощника прокурора Красноармейского района г.Волгограда Даниловой Е.С., ответчика Степановой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волгограде гражданское дело по исковому заявлению администрации Волгограда к Степановой Марине Анатольевне об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд со встречным предоставлением в собственность жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Волгограда обратилась с иском к ответчику об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, с предоставлением по договору мены другого благоустроенного жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, передаче жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда № 17 от 18 апреля 2014 года многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Степанова М.А. является собственниками 2/3 доли жилого помещения <адрес> общей площадью 45,8 м2. Степанова М.А. выбрала способ переселения в виде предоставления другого благоустроенного помещения, который по мнению истца не может быть реализован в связи с не достижением согласия по условиям договора мены, вместе с тем, дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью проживающих в нем граждан.

В этой связи, истец просит обязать ответчика заключить договор мены жилого помещения с предоставлением иного благоустроенного жилого помещения 2/3 доли <адрес>, прекратить право собственности Степановой М.А. на 2/3 доли <адрес>, признав право собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, обязать Степанову М.А. передать жилое помещение администрации Волгограда.

Определением Красноармейского районного суда г.Волгограда от 8 октября 2024 года, производство данному делу в части ответчика Потокиной Т.Ю. прекращено, в связи со смертью.

В судебном заседании представитель истца Романова Е.Е. настаивала на удовлетворении заявленных требований по изложенным в исковом заявлении доводам, от уточнений исковых требований отказалась.

Ответчик Степанова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что выбрала способ реализации своих жилищных прав в виде предоставления другого благоустроенного жилого помещения в собственность, на исполнении которого настаивает. Считает, что предоставленное жилое помещение ухудшает её жилищные условия.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, изучив представленные в судебное заседание доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В силу статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1-3, 5-9 данной статьи.

Таким образом, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке изъятия помещения в доме путем предоставления взамен изымаемого другого благоустроенного жилого помещения.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Как судом установлено, ответчик Степанова М.А. является собственником 2/3 доли жилого помещения <адрес> общей площадью 45,8 м2.

18 апреля 2014 года заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов Красноармейского района Волгограда № 17 многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Администрации Волгограда № 824 от 18 августа 2023 года « Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой <адрес> и помещений в указанном многоквартирном жилом доме» жилые помещения, принадлежащие на праве собственности гражданам, расположенные в указанном многоквартирном доме изъяты для муниципальных нужд.

Постановлением Администрации Волгоградской области от 1 апреля 2019 года № 141-п «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах», утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах», многоквартирный жилой <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01 января 2017 года.

Согласно заявлению Степановой М.А. от 30 ноября 2022 года, ей выбран способ переселения в виде предоставления по договору мены другого благоустроенного жилого помещения.

Руководствуясь решением ответчика Степановой М.А. о выборе способа переселения от 30 ноября 2022 года – предоставление по договору мены другого благоустроенного жилого помещения, комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда приобретено жилое помещение общей площадью 46 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Данное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, расположенную на 3 этаже десятиэтажного <адрес> года постройки. <адрес> квартиры составляет 46 кв.м., жилая 28,4 кв.м.

Ответчик отказалась от заключения договора мены жилых помещений, настаивала на предоставлении ей другого благоустроенного жилого помещения, поскольку в предоставляемом жилом помещении, её не устраивает площадь.

Из пояснения сторон следует, что ответчику предлагался только единственный вариант мены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав (Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года).

Как указывалось выше, дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Волгоградской области в 2019-2025 годах», утв. постановлением администрации Волгоградской области от 1 апреля 2019 года № 141-п.

Таким образом, собственник Степанова М.А. имеет право требовать предоставления другого жилого помещения в собственность.

Степанова М.А. известила администрацию о выборе способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения в собственность, на исполнении которого настаивала.

Таким образом, в силу положений п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» у администрации имеется обязанность предоставить Степановой М.А. в собственность другое равнозначное благоустроенное жилое помещение.

При этом, между администрацией <адрес> и собственником жилого помещения <адрес> Степановой М.А. отсутствует соглашение об обмене жилыми помещениями.

Отселение граждан из сносимых жилых домов и прекращение их права собственности на жилые помещения в этих домах может быть осуществлено только с согласия собственника путем заключения договора, что соответствует положениям ст. 235 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей основания прекращения права собственности.

Изъятию жилого помещения у собственника путем выкупа должна предшествовать процедура, установленная ст. 32 Жилищного кодекса РФ. Доказательства соблюдения обязательной в данном случае процедуры суду не представлены.

Разрешая спор, суд приходит к выводу, что процедура изъятия земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд, предусмотренная ст. 32 Жилищного кодекса РФ, истцом не соблюдена, при этом суд исходит из того, что соглашение между истцом и ответчиками о предоставлении жилого помещения не достигнуто.

На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, учитывая отказ Степановой М.А. от переселения в предложенную квартиру по вышеназванным основаниям, что исключает возможность принудительного наделения ее правом собственности на предлагаемое администрацией жилое помещение, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Волгограда к Степановой М.А.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований администрации Волгограда к Степановой Марине Анатольевне об изъятии жилого помещения – <адрес> для муниципальных нужд с предоставлением по договору мены другого благоустроенного жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, передаче жилого помещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья-                                                                                           О.С. Савокина

2-2470/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура Красноармейского района г. Волгограда
Администрация Волгограда
Ответчики
Потокина Татьяна Юрьевна
Степанова Марина Анатольевна
Другие
Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда
Решетова Мария Владимировна
Суд
Красноармейский районный суд г. Волгоград
Судья
Савокина Олеся Сергеевна
Дело на странице суда
krasn.vol.sudrf.ru
19.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2024Передача материалов судье
24.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Подготовка дела (собеседование)
10.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.08.2024Судебное заседание
23.08.2024Судебное заседание
08.10.2024Судебное заседание
08.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.11.2024Дело оформлено
15.11.2024Дело передано в архив
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее