Решение по делу № 2-376/2021 от 23.09.2020

УИД 32RS0003-01-2020-005753-84

Дело № 2-376/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Брянск 14 мая 2021 года

Брянский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Васиной О.В.,

при помощнике судьи Костюк О.С.

с участием истца Березко М.В., представителя истца Иванякова К.В., представителя ответчика Департамента здравоохранения Брянской области Исаковой И.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березко М.В. к ГБУЗ «Брянская межрайонная больница», Департаменту здравоохранения Брянской области о взыскании задолженности,

УСТАНОВИЛ:

Березко М.В. обратился в суд с настоящим иском, указав, что 02.06.2020 года был принят на работу в ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» (далее ГБУЗ «Брянская МБ» в должности санитара в структурном подразделении работодателя – госпиталь для лечения больных COVID-19 (реанимационные койки), по адресу: <адрес>, на срок функционирования госпиталя для лечения больных COVID-19.

16.06.2020 года трудовой договор расторгнут в связи с окончанием его срока. По итогам работы Березко М.В. были выплачены, в том числе, выплаты стимулирующего характера в размере 25000 руб. и 6649 руб. 89 коп.

Вместе с тем, Приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24.04.2020г. №460 «Об установлении выплат работникам медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета» утверждены 3 вида выплат стимулирующего характера, в том числе:

1)Выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ (Приложение №1);

2)Выплата стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств областного бюджета (Приложение №2);

3) Выплата стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ (Приложение №3).

Приложением №1 к Приказу для младшего медицинского персонала, обеспечивающего условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, установлена надбавка в размере 30% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Брянской области за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики (7563 руб. 60 коп.).

Указанная выплата произведена в размере 6649 руб. 89 коп., в связи, с чем задолженность составляет 913 руб. 71 коп.

Приложением №2 к Приказу к категориям работников, имеющих право на установление выплаты, относятся средний, младший медицинский персонал и прочий персонал, обеспечивающий условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, при этом размер выплаты составляет 22990 руб., которая ответчику произведена не была.

22.08.2020 года Березко М.В. в адрес ответчика было направлено письмо с требованием о произведении вышеуказанных выплат, однако до настоящего времени денежные средства не перечислены.

Определением Брянского районного суда Брянской области от 11.03.2021г. прекращено производство по делу в части исковых требований к Березко М.В. к ГБУЗ «Брянская МБ» о взыскании задолженности по выплате заработной плате в размере 913 руб. 71 коп., в связи с отказом истца Березко М.В. от исковых требований в указанной части.

В ходе рассмотрения настоящего дела к участию в нем в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения Брянской области, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Департамент финансов Брянской области, Правительство Брянской области.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения иска, в порядке ст. 39 ГПК РФ Березко М.В. просит суд взыскать с ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» задолженность по заработной плате, в части выплаты стимулирующего характера в общей сумме 20204 руб.

Истец Березко М.В., его представитель Иваняков К.В. в судебном заседании уточнённые исковые требования поддержали, ссылаясь на изложенные в уточненном исковом заявлении, а также в дополнениях к иску основания, просили иск удовлетворить, указав, что на момент увольнения истца действовала редакция нормативного акта, которым не были установлены ограничения по предоставлению субсидий на осуществление выплат стимулирующего характера, исходя из лимитов бюджетных обязательств.

В судебном заседании представитель ответчика Департамента здравоохранения Брянской области Исакова И.О. возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что ГБУЗ «Брянская МБ» является юридическим лицом, в связи, с чем отвечает самостоятельно по предъявленным требования и обязательствам. Кроме того, пояснила, что поскольку лимит бюджетных денежных средств был исчерпан, то оснований для выплат стимулирующего характера, установленных приказом Департамента здравоохранения Брянской области № 460 от 24.04.2020г., истцу не имеется, поскольку эта выплата не является обязательной, не входит в состав заработной платы как таковой, а выплачивается при определенных условиях, в данном случае при наличии лимитов денежных средств и оснований для выплаты. Указала, что поскольку лимиты денежных средств были исчерпаны в апреле-мае 2020г., то ГБУЗ «Брянская МБ» не должна была рассчитывать стимулирующую выплату.

Представитель ответчика ГБУЗ «Брянская МБ» после перерыва, иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От представителя ответчика ГБУЗ «Брянская МБ» поступило ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абз.5 ч.1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз.7 ч.2 ст. 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

В соответствии со ст.ст. 129, 135 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) является вознаграждением за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, и включает в себя компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), согласно ст. 135 ТК устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, зафиксированными в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, которую работодатель обязан выплачивать работнику в силу ст.ст. 21, 22 ТК РФ.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 ст. 5 ТК РФ).

Из приведенных положений Трудового кодекса РФ, следует, что заработная плата включает в себя оплату за труд, определенной на основании субъективных признаков, присущих конкретному работнику (квалификации, способности выполнения сложной работы, производительности труда и его качества), а также компенсационных и стимулирующих выплат, на установление которых влияют определенные объективные факторы производства (работа в условиях, отклоняющихся от нормальных; работа в особых климатических условиях и т.д.).

Полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно ч. 2 ст. 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с пунктами 1.1, 3.2 Положения о департаменте здравоохранения Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 76, департамент здравоохранения Брянской области (далее - департамент) является исполнительным органом государственной власти Брянской области, участвующим в формировании и проведении единой государственной политики в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения области, мобилизационной подготовки здравоохранения, разработки региональных государственных программ, координации деятельности в этой сфере исполнительных органов государственной власти Брянской области.

В области создания нормативно-правовой базы и методического обеспечения департамент здравоохранения Брянской области организует подготовку законодательных инициатив Правительства Брянской области, участвует в создании нормативной правовой базы по закрепленной сфере деятельности, издает нормативные правовые акты в пределах компетенции.

В соответствии с Законом Брянской области от 29 декабря 2014 года №89-З "О системах оплаты труда работников государственных учреждений Брянской области" постановлением Правительства Брянской области от 22 января 2016 года № 34-п утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Брянской области, пунктом 5.9 которого предусмотрено, что размер выплат стимулирующего характера за дополнительную медицинскую помощь определяется по основной должности, должности, занимаемой в порядке совместительства, за фактически отработанное время, с учетом критериев и показателей оценки эффективности деятельности указанных категорий работников, утверждаемых приказом департамента здравоохранения Брянской области.

В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 и от 12 апреля 2020 года № 484, приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460 "Об установлении выплат работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета" утвержден, в том числе Порядок установления выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией за счет средств областного бюджета согласно приложению N 2 к настоящему приказу (далее Порядка установления стимулирующих выплат).

На основании Приказа Департамента здравоохранения Брянской области от 17.03.2021 № 268 приказ департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460, в настоящее время признан утратившим силу.

Вместе с тем, в п. 2 Порядка установления стимулирующих выплат определены категории работников, имеющих право на установление выплаты, и их размер за счет средств областного бюджета, в частности пп. «е» предусмотрена выплата среднему, младшему медицинскому персоналу и прочему персоналу, обеспечивающему условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, - 22990,00 рублей.

Как следует из материалов дела, согласно трудовому контракту № 68 от 02.06.2020г., заключенному между ГБУЗ «Брянская МБ» и Березко М.В. и приказу № 254/лс от 02.06.2020г., установлено, что Березко М.В. был принят временно на работу в должности санитара (1 ставка) в госпиталь для лечения больных с COVID-19 (реанимационные койки) ГБУЗ «Брянская МБ» с 02.06.2020г. на время функционирования госпиталя для лечения больных с COVID-19.

В соответствии с условиями договора работнику были установлены следующие особенности режима работы: посменный график работы с 09.00 до 09.00 следующего дня согласно графика сменности.

На основании приказа № 296/лс от 16.06.2020г. трудовой договор с Березко М.В. был, расторгнут в связи с окончанием срока трудового договора, с 16.06.2020г. истец был уволен.

В соответствии со ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст. 140 настоящего Кодекса.

Статьей 140 ТК РФ установлено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

Как следует из материалов дела и установлено судом в день увольнения Березко М.В. была выдана трудовая книжка, и произведена выплата денежных средств при увольнении.

Вместе с тем, полагая, что работодателем выплата была произведена не в полном объеме, Березко М.В. обратился, путем направления 22.08.2020г. почтового отправления в ГБУЗ «Брянская МБ» заявления о производстве выплат, предусмотренных приказом департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460. Указанное заявление было оставлено ответчиком без удовлетворепния, что и послужило основанием для обращения Березко М.В. в суд с настоящим иском.

В силу п. 1.5 Приказа Минздрава России № 1183н от 20.12.2012г. "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" должность санитара отнесена к иным должностям медицинских работников (младший медицинский персонал).

Пунктом 3 Порядка установления стимулирующих выплат предусмотрено, что размер выплаты за счет средств областного бюджета устанавливается по основной должности, а также по должности, занятой в порядке совместительства (срочный трудовой договор), за фактически отработанное время.

В целях предоставления бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета учреждения, подведомственные департаменту здравоохранения Брянской области (далее - учреждения), представляют в департамент здравоохранения Брянской области (далее - департамент) в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным, заявку о предоставлении субсидии на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией (далее - заявка) по форме согласно приложениям N 2 к настоящему Порядку.

Согласно п. 6 вышеназванного Порядка установления стимулирующих выплат (в редакции от 26.05.2020г.) департамент в течение 20 рабочих дней с момента поступления (в соответствии с установленными сроками выплаты заработной платы) рассматривает заявки с прилагаемым проектом локального нормативного акта учреждения и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении. В случае принятия решения о предоставлении субсидии заключается соглашение о предоставлении субсидии на иные цели между департаментом и учреждением.

Вместе с тем, согласно п.1.2. Приказа Департамента здравоохранения Брянской области от 08.06.2020 N 535 в указанный выше п.6 Порядка установления стимулирующих выплат внесены изменения, а именно вышеназванный пункт изложен в следующей редакции:

"6. Департамент в течение 20 рабочих дней с момента поступления (в соответствии с установленными сроками выплаты заработной платы) рассматривает заявки с прилагаемым проектом локального нормативного акта учреждения и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении. В случае принятия решения о предоставлении субсидии заключается соглашение о предоставлении субсидии на иные цели между департаментом и учреждением. Основанием для отказа в предоставлении субсидии является отсутствие обоснования в установлении выплаты конкретному работнику.

Субсидии на осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, за счет средств областного бюджета предоставляются учреждениям в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до департамента здравоохранения Брянской области как получателя средств областного бюджета на предоставление указанной субсидии на цели, указанные настоящим Порядком."

В силу ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 г. № 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

Аналогичные положения действия трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, во времени, установлены ст. 12 ТК РФ

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида (ч.1. ст. 12 ТК РФ).

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие (ч. 3 ст. 12 ТК РФ).

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом (ч. 4 ст. 12 ТК РФ).

В силу п.3 Приказа Департамента здравоохранения Брянской области от 08.06.2020 № 535 установлено, что изменения, внесенные названным Приказом в п. 6, распространяются на правоотношения, возникшие с 01.06.2020.

Таким образом, в приведенном Приказе Департамента здравоохранения Брянской области нормативным положениям придана обратная сила, в связи, с чем на правоотношения сторон распространяется действие Порядка установления стимулирующих выплат в редакции Приказа Департамента здравоохранения Брянской области от 08.06.2020 № 535.

Вместе с тем установлено и следует из материалов дела, что согласно информации предоставленной Департаментом здравоохранения Брянской области от 02.02.2021г. и изложенной в отзыве на иск следует, что средства, предусмотренные в областном бюджете на выплаты стимулирующего характера в соответствии с Приказом Департамента здравоохранения Брянской области от 24.04.2020 № 460, были распределены и перечислены медицинским организациям для осуществления выплат работникам медицинских организаций в апреле-мае 2020г. в полном объеме в соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств.

Оценивая довод стороны истца о том, что поскольку на момент увольнения истца (16.06.2020г.) не вступил в законную силу Приказ Департамента здравоохранения Брянской области от 08.06.2020 № 535, которым внесены изменения в приказ департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года № 460, в соответствии с которым установлено, что субсидии на осуществление выплат стимулирующего характера за счет средств областного бюджета предоставляются учреждениям в пределах лимитов бюджетных обязательств, постольку ответчиком не исполнена обязанность по выплате стимулирующего характера, суд полагает, что данный довод ошибочным в силу следующего.

Как указывалось выше, что в п. 4-6 Порядка установления стимулирующих выплат, установлена процедура получения субсидии на осуществление выплат стимулирующего характера, в соответствии с которой учреждения, представляют в департамент здравоохранения Брянской области в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным, заявку о предоставлении субсидии на выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам медицинских организаций, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией с приложением перечня документов поименованных в п.5 этого Порядка установления стимулирующих выплат.

После чего, департамент здравоохранения Брянской области в течение 20 рабочих дней с момента поступления (в соответствии с установленными сроками выплаты заработной платы) рассматривает заявки с прилагаемым проектом локального нормативного акта учреждения и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидии (п.6 Порядка установления стимулирующих выплат).

Исходя из изложенного обязанность ГБУЗ «Брянская МБ» по стимулирующей выплате возникает после принятия решения непосредственно департамента здравоохранения Брянской области.

Таким образом, в силу системного толкования приведенных положений, суд приходит к выводу, о том, что на момент исполнения ответчиками обязанности по спорной стимулирующей выплате вступил в силу Приказ Департамента здравоохранения Брянской области от 08.06.2020 № 535, которым внесены изменения устанавливающие предоставление субсидии для выплат при наличии лимитов бюджетных обязательств.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, суд принимает во внимание, что стимулирующая выплата имеет характер дополнительного материального стимулирования, не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда работодателя, а не безусловной обязанностью работодателя, при том, что на момент принятия решения о выплате установлено отсутствие лимитов бюджетных обязательств в департаменте здравоохранения Брянской области, что в силу действовавшей на тот момент редакции п.6 Порядка установления стимулирующих выплат (Приложение №2) приказа департамента здравоохранения Брянской области от 24 апреля 2020 года N 460, исключало обязанность производства такой стимулирующей выплаты.

Учитывая приведенные требования закона и установленные по делу обстоятельства, что суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с ГБУЗ «Брянская МБ» задолженность по выплате стимулирующего характера.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Березко М.В. к ГБУЗ «Брянская межрайонная больница», Департаменту здравоохранения Брянской области о взыскании задолженности, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий О.В. Васина

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2021 года.

2-376/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Березко Максим Викторович
Ответчики
ГБУЗ"Брянская межрайонная больница"
Суд
Брянский районный суд Брянской области
Судья
Васина О.В.
Дело на странице суда
briansky.brj.sudrf.ru
23.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.09.2020Передача материалов судье
28.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2020Подготовка дела (собеседование)
18.12.2020Подготовка дела (собеседование)
18.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2021Судебное заседание
11.03.2021Судебное заседание
02.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
14.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее