судья Моцный Н.В. дело №2-2840/2022
первая инстанция)
№33-1711/2023
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи - Жиляевой О.И.,
судей - Герасименко Е.В., Балацкого Е.В.,
при секретаре - Бабийчук Л.О.,
прокурора - Василенко С.Н.,
законного представителя ребенка- инвалида –Сизинцевой Ю.Л.,
третьего лица - Цвиренко Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах несовершеннолетнего Цвиренко М. Я. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить жилое помещение во внеочередном порядке,
по апелляционной жалобе законного представителя ребенка-инвалила Сизинцевой Ю. Л. и апелляционному представлению прокурора Гагаринского района г.Севастополя на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 18 октября 2022 года, заслушав доклад судьи Герасименко Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гагаринского района г.Севастополя, действуя в интересах несовершеннолетнего Цвиренко М.Я., обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о предоставлении семье несовершеннолетнего жилого помещения по договору социального найма в порядке п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, то есть во внеочередном порядке.
Исковые требования мотивированы тем, что несовершеннолетний Цвиренко М.Я. является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, отнесенным к Перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 18.10.2022 в удовлетворении искового заявления прокурора Гагаринского района г.Севастополя, действующего в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Цвиренко М.Я. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить жилое помещение во внеочередном порядке, отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, законный представитель несовершеннолетнего Цвиренко М.Я.-Сизинцева Ю.Л. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, иск удовлетворить в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор Гагаринского района г.Севастополя также просит решение суда отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на неверное применение судом первой инстанции норм материального и процессульного права.
Определением Севастопольского городского суда от 15.06.2023 осуществлен переход к рассмотрению заявления по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку суд первой инстанции рассмотрел дело в отсутствие Цвиренко Я.Н. – отца ребенка-инвалида Цвиренко М.Я., в квартире которого зарегистрирован несовершеннолетний, в связи с чем, суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица Цвиренко Я.Н.
С учетом изложенного и на основании части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит, что обжалуемое определение подлежит безусловной отмене по указанным основаниям.
В суд апелляционной инстанции не явился представитель ответчика Департамента капитального строительства г.Севастополя, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, копию уточненного иска получил, о причинах неявки суду не сообщил (т.2 л.д.28).
В соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, коллегия судей считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В суде апелляционной инстанции прокурор уточнил заявленные искоаые требования и просил обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить несовершеннолетнему ребенку –инвалиду Цвиренко М.Я. 2015 г.р. на состав семьи из трех человек вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории г.Севастополя общей площадью не ниже нормы предоставления.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения прокурора, законного представителя Сизинцеву Ю.Л. и третье лицо Цвиренко Я.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что Сизинцева Ю.Л., её несовершеннолетняя дочь Цвиренко Г.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., и несовершеннолетний сын Цвиренко М.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., распоряжением Департамента капитального строительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-р/2020 приняты на учет в качестве нуждающийся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», в соответствии с п.п. «г» п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №C «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» (т. 1 л.д.10, 11-12)
Согласно справки серии МСЭ-2014 №, выданной Бюро медико-социальной экспертизы № ФКУ «ГБ МСЭ по г. Севастополю» Минтруда России, несовершеннолетнему Цвиренко М.Я. с ДД.ММ.ГГГГ установлена категория «ребенок-инвалид» (т.1 л.д. 48, 81-82).
В соответствии с заключением врачебной комиссии ГБУЗС «Городская больница №» от ДД.ММ.ГГГГ № несовершеннолетний Цвиренко М.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеет заболевание G 40.2 «симптоматическая эпилепсия», которое согласно п. 4 приложения к приказу Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» является заболеванием, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире (т.1 л.д. 7).
Сизинцева Ю.Л., её несовершеннолетние дети: дочь Цвиренко Г.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын Цвиренко М.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., а также её мать Сизинцева С.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживают и зарегистрированы по месту жительства в <адрес> в <адрес>, при этом Сизинцева С.И. вселена в квартиру в качестве члена семьи собственника (мать жены собственника) (т.1 л.д. 49).
Квартира № по <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности Цвиренко Я.Н., являющегося отцом несовершеннолетнего ребенка Цвиренко М.Я., имеет общую площадь 40.83 кв.м., состоит из двух жилых комнат (т.1 л.д. 56).
Сизинцева Ю.Л. и Цвиренко Я.Н. в браке не состоят, совместно не проживают.
Согласно пояснениям Сизинцевой Ю.Л. квартира, расположенная по адресу: <адрес> предоставлена для проживания отцом ребенка – Цвиренко Я.Н.
На праве собственности Сизинцевой Ю.Л. принадлежит нежилое помещение, расположенное в <адрес> (т.1 л.д. 92).
На праве собственности либо по договору социального найма жилых помещений у Сизинцевой С.И. в городе Севастополе не имеется.
Согласно акту № обследования жилого помещения инвалида от ДД.ММ.ГГГГ, составленному Межведомственной комиссией города Севастополя по обследованию жилых помещений, занимаемых инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемых для их постоянного проживания, установлено, что квартира <адрес> принадлежит на праве собственности Цвиренко Я.Н., являющегося отцом несовершеннолетнего ребенка Цвиренко М.Я., имеет общую площадь 40.83 кв.м., состоит из двух жилых комнат; фактически в квартире проживают Сизинцева Ю.Л., её несовершеннолетние дети, а также её мать Сизинцева С.И., проживающая в отдельной комнате (т.1 л.д. 83-89).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего от ДД.ММ.ГГГГ, в квартире по <адрес> проживает Сизинцева Ю.Л., её несовершеннолетние дети, а также её мать Сизинцева С.И., которая занимает отдельную комнату ( т.2 л.д. 1-6).
Согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ Сизинцева Ю.Л., проживающая по адресу: <адрес> состоит на учете в Управлении труда и социальной защиты населения Нахимовского района г.Севастополя как получатель государственной социальной помощи, в состав малоимущей семьи входят сын Цвиренко М.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь Цвиренко Г.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (т.2 л.д. 7).
Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ у Сизинцевой Ю.Л., Цвиренко М.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Цвиренко Г.Я. ДД.ММ.ГГГГ жилых помещений на праве собственности не имеется. На праве собственности Сизинцевой Ю.Л. принадлежит нежилое помещение, расположенное в <адрес> ( т.2л.д. 8, 12-15).
Согласно сведениям из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ у Цвиренко Я.Н. ДД.ММ.ГГГГ г.р. (отца ребенка- инвалида Цвиренко М.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р.) имеются две квартиры в г.Севастополе, в одной из которых зарегистрированы и проживают Сизинцева Ю.Л., Цвиренко М.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Цвиренко Г.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и жилой дом в Алуште (т.2 л.д.9-11).
Вместе с тем, судебной коллегией установлено и материалами дела подтверждено, что Цвиренко Я.Н. совместно с Сизинцевой Ю.Л. и детьми не проживает с 2018 года, квартиру предоставил Сизенцевой Ю.Л. и детям для получения социальных гарантий и пособий и постановки на учет как нуждающихся в жилом помещении.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Будучи исключением из общего правила, позволяющим таким гражданам встать на учет независимо от характеристик занимаемого ими жилого помещения, данная гарантия установлена как в интересах самих граждан, страдающих соответствующими заболеваниями, так и в интересах иных лиц, проживающих с ними в одной квартире в составе других семей.
Возражая относительно удовлетворения исковых требований о постановке истца на учет на внеочередное получение жилья в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, Департамент капитального строительства города Севастополя ссылается на отсутствие необходимого условия для обеспечения жильем: проживание в квартире, занятой несколькими семьями, поскольку Сизинцева С.И. 1959 г.р. вселена в квартиру в качестве члена семьи.
Между тем, данное толкование пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является ошибочным.
Законодатель не связывает возможность признания граждан нуждающимися в жилом помещении по основанию пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации с наличием семейных отношений исключительно на момент вселения лиц в жилое помещение, такие основания должны наличествовать на момент обращения с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
Такой перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" и действовал до 01.01.2018 (далее - Перечень). В настоящее время действует приказ Минздрава России от 29.11.2012 N 987н "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире".
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Как усматривается из материалов дела, Сизинцева Ю.Л., её несовершеннолетняя дочь Цвиренко Г.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и несовершеннолетний сын Цвиренко М.Я., ДД.ММ.ГГГГ г.р., распоряжением Департамента капитального строительства г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-р/2020 приняты на учет в качестве нуждающийся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов», а ее мать Сизинцева С.И. ДД.ММ.ГГГГ г.р. на учет в качестве нуждающейся в составе семьи Сизинцевой Ю.Л. не принималась; доказательств того, что Сизинцева С.И. вселена в жилое помещение, принадлежащее на праве собственности Цвиренко Я.Н., как член семьи собственника или Сизинцевой Ю.Л. не представлено; согласно актам обследования от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Сизинцева С.И. проживает в квартире в отдельной комнате.
Для предоставления жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимы такие условия, как принятие гражданина, признанного в установленном законом порядке малоимущим (после 1 марта 2005 г.), на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
При этом каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления данной категории граждан жилых помещений вне очереди действующим жилищным законодательством не предусмотрено.
Иное толкование положений статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации противоречит прямо установленному данной нормой исключению для лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне.
Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ № 46КГ18-72 от 26.02.2019.
Разрешая спор по существу, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Гагаринского района г.Севастополя в интересах несовершеннолетнего Цвиренко М.Я. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, исходя из состава семьи три человека – Сизинцевой Ю.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Цвиренко Г.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ребенку-инвалиду – Цвиренко М.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р., в силу следующего.
Как установлено судом, несовершеннолетний Цвиренко М.Я. является ребенком-инвалидо нуждающимся в круглосуточном уходе и опеке, которые не могут быть обеспечены в случае его самостоятельного проживания.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.01.2018 N 4-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.А. Шакировой, М.М. Шакирова и А.М. Шакировой" указал, что согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7), материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (статья 38, части 1 и 2).
Действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378), в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.
Исходя из вышеизложенного, Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.01.2018 N 4-П признал пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части первой статьи 51 данного кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, и само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Данная позиция изложена в Определении Верховного суда РФ № 18-КГПР21-15-К4 от 6.04.2021.
Конкретизируя предписания статей 7 (часть 1), 38 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 60, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, и корреспондирующие этим предписаниям приведенные положения международно-правовых актов, предполагающих, помимо прочего, предпочтительность совместного проживания родителей со своими несовершеннолетними детьми и, соответственно, возлагающих на государство ответственность за создание для этого необходимых условий, федеральный законодатель ввел в правовое регулирование правила, касающиеся места жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, и граждан, находящихся под опекой, каковым признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 ГК Российской Федерации и пункт 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующее законодательство, учитывая физическую и умственную незрелость несовершеннолетнего ребенка, а в отношении ребенка-инвалида - также необходимость постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, исходит из того, что местом жительства ребенка является место жительства его семьи (законного представителя), и устанавливает обязанность родителей (иных законных представителей) проживать совместно с ребенком.
Как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования; федеральный законодатель - исходя из того, что несовершеннолетние дети, по общему правилу, находятся на попечении родителей, которые вправе и обязаны действовать в их интересах в качестве законных представителей, - должен устанавливать эффективные механизмы, гарантирующие приоритетную защиту прав и интересов несовершеннолетних, восстановление нарушенных прав ребенка, недопущение их дискриминации; законодательное регулирование отношений в жилищной сфере, участниками которых являются собственник жилого помещения и проживающие совместно с ним несовершеннолетние члены его семьи, должно быть направлено на обеспечение возможности использования дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод (Постановления от 16.12.1997 N 20-П и от 08.06.2010 N 13-П; Определения от 15.02.2005 N 17-О и от 09.02.2017 N 215-О).
Несовершеннолетние дети, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378), в частности дети-инвалиды, тем более нуждаются в том, чтобы им были обеспечены условия для полноценного развития и интеграции в общество. В этих целях при осуществлении правового регулирования общественных отношений с участием инвалидов необходимо учитывать их интересы и потребности как лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, что предполагает не только создание специальных правовых механизмов, предоставляющих инвалидам дополнительные преимущества и гарантирующих им право на равные с другими гражданами возможности при реализации конституционных прав, но и введение мер социальной поддержки для лиц, осуществляющих социально значимую функцию воспитания детей-инвалидов и ухода за ними, связанную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами, с тем чтобы определенным образом компенсировать таким лицам соответствующие обременения, возникающие в связи с необходимостью обеспечивать особые нужды и потребности детей-инвалидов, обусловленные их возрастом и состоянием здоровья.
Исходя из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлениях от 01.07.2014 года N20-П и от 27.06.2017 N 17-П, и с учетом природы России как социального государства, обязанного обеспечивать охрану семьи и права ребенка, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в расчете лишь на самого несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо - при ее использовании - к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией Российской Федерации и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей, а следовательно, лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, делая его иллюзорным, что противоречило бы статьям 7, 38 (части 1 и 2), 40 (часть 1) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого несовершеннолетним гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования обязывает правоприменительные органы при принятии соответствующих решений обеспечивать баланс прав и законных интересов таких несовершеннолетних, их родителей и других проживающих совместно с ними в одном жилом помещении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, а также граждан, включенных администрацией муниципального образования в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Это означает, что пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во всяком случае не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, то есть без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи. Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади.
Учитывая вышеуказанное Постановление Конституционного Суда РФ, а также, что Цвиренко М.Я. является несовершеннолетним, по состоянию его здоровья с ним необходимо проживание опекуна в отдельной комнате, совместное проживание ребенка с опекуном является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в обществе, а также принимая во внимание интересы несовершеннолетней Цвиренко Г.Я. <данные изъяты> г.р.- сестры ребенка –инвалида, которая в силу своего возраста не может проживать отдельно от матери Сизинцевой Ю.Л., судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Гагаринского района г.Севастополя в интересах несовершеннолетнего Цвиренко М.Я. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке на состав семьи три человека - Сизинцевой Ю.Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Цвиренко Г.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ребенку-инвалиду – Цвиренко М.Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 18 октября 2022 года отменить.
Исковые требования прокурора Гагаринского района г. Севастополя в интересах несовершеннолетнего Цвиренко М. Я. к Департаменту капитального строительства г. Севастополя о понуждении предоставить жилое помещение во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя предоставить Сизинцевой Ю. Л. как члену семьи, осуществляющего уход за несовершеннолетним ребенком –инвалидом на состав семьи из трех человек (Сизинцева Ю. Л. ДД.ММ.ГГГГ г.р., Цвиренко Г. Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ребенок-инвалид – Цвиренко М. Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдающий тяжелой формой хронического заболевания) жилое помещение по договору социального найма с учетом права Цвиренко М. Я. ДД.ММ.ГГГГ г.р. на дополнительную площадь не ниже нормы предоставления во внеочередном порядке.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационной суд общей юрисдикции.
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 29 июня 2023 года.
Председательствующий: О.И.Жиляева
судьи: Е.В.Герасименко
Е.В.Балацкий