Решение
г. Звенигово 03 марта 2022 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью «Транспортная компания Вираж» (далее – ООО «ТК Вираж») по доверенности Никитина О.Ю. на постановление по делу об административном правонарушении № 18810112211201028712 от 01 декабря 2021 года,
установил:
постановлением начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл № 18810112211201028712 от 01 декабря 2021 года ООО «ТК Вираж» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, представитель ООО «ТК Вираж» Никитин О.Ю. обратился с жалобой в суд, в которой указал, что оно вынесено незаконно, поскольку превышения предельно допустимой общей массы транспортного средства не было допущено, а именно в момент фиксации административного правонарушения общая масса автопоезда <.....>, составила 39025 кг, данное транспортное средство проезжало через иные системы весового контроля, которые не зафиксировали никаких нарушений, в связи с чем просит постановление отменить и производство по делу прекратить, либо применить как к субъекту малого и среднего предпринимательства положения ст. 4.1.1 КоАП РФ о замене назначенного штрафа предупреждением.
Подробное обоснование доводов приведено заявителем в письменной жалобе.
В судебное заседание представитель ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл и законный представитель ООО «ТК Вираж», извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 12.21.1КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Правила дорожного движения), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.
В силу п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200 (далее – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
- указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
- владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация;
- транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Согласно п. 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
По смыслу действующего законодательства тяжеловесным автотранспортным средством является любой грузовой автомобиль или автопоезд, осевые нагрузки которого превышают установленные требования и оказывают разрушающее воздействие на дорожную одежду и покрытие, что вызывает преждевременный износ автомобильных дорог и сокращение межремонтного срока службы дорожных одежд и покрытий.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 24 ноября 2021 года в 19 часов 11 минут 00 секунд на 7 км 500 м автомобильной дороги Кокшайск-Красногорский Республики Марий Эл транспортное средство марки <.....>, собственником которого является ООО «ТК Вираж», в нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения и ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» двигалось с общей массой 41,506 т, при предельно допустимой общей массе 40 т (расхождение +3,77%), без специального разрешения.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в деянии ООО «ТК Вираж» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
В подтверждение доводов жалобы о том, что в момент фиксации нарушения превышения предельно допустимой общей массы транспортного средства марки <.....> не было допущено, заявителем представлены копии документов: весовая карта от 23 ноября 2021 года, свидетельства о регистрации транспортного средства, сертификат калибровки № полуприцепа-цистерны <.....> от 20 мая 2021 года, свидетельство о поверке №С-ВЧО/23-07-2021/82680196 от 23 июля 2021 года, паспорт на груз (эфир этиловый уксусной кислоты технический этилацетат) от 15 ноября 2021 года, транспортные накладные от 23 ноября 2021 года, счет-фактуры от 23 ноября 2021 года.
Доводы жалобы о том, что собственником транспортного средства ООО «ТК Вираж» не были превышены допустимые значения общей массы в момент фиксации правонарушения, являются необоснованными по следующим основаниям.
Согласно акту № от 24 ноября 2021 года результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, 24 ноября 2021 года зафиксирована общая масса транспортного средства 41,51 т (предельно допустимо 40 т), с учетом погрешности в 5%.
Согласно Приложению к свидетельству об утверждении типа средств измерений от 13 сентября 2019 года, выданному Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, следует, что предел допускаемой относительной погрешности при измерении полной массы транспортного средства составляет 5%, тогда как предел допускаемой относительной погрешности при измерении осевой нагрузки составляет 10%.
Доводы жалобы о том, что общая масса транспортного средства с полуприцепом составляет 39,025 т и не превышает допустимых параметров не состоятельны, поскольку заявлены в связи с неверным пониманием сущности измерений и нормативных положений, регулирующих допустимую нагрузку на оси транспортного средства.
Так, общая масса транспортного средства с учетом погрешности прибора составляет 41,51 т, данный расчет был получен путем сложения фактической массы нагрузки на каждую ось с последующим вычетом 5% погрешности, т.е. 7,500+11,480+7,940+8,240+8,530=43,69 т, далее из 43,69-5%=41,51 т, таким образом перегруз при максимально разрешенной нагрузке в 40 т составил 1,51 т.
Правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, «СВК-2-РВС» № 60787, свидетельство о поверке которого № С-БН/10082021/86225434 от 10 августа 2021 года, действительно до 09 августа 2022 года.
Техническое средство измерения весового и габаритного контроля «СВК-2-РВС» № 60787, с помощью которого произведена фиксация допущенного административного правонарушения, соответствует предъявляемым законодателем к специальным техническим средствам требованиям.
Оснований для не принятия данных, полученных указанным средством измерения, а именно полученных в результате весового контроля сведений о превышении допустимой общей массы автотранспортного средства, не установлено. Достоверность показаний работающего в автоматическом режиме специального технического средства, которым было зафиксировано нарушение, сомнений у суда не вызвала, основания полагать, что специальное техническое средство работало не в автоматическом режиме, отсутствуют.
Акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства составлен в полном соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта РФ 31 августа 2020 года N 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств». При определении окончательных результатов измерения применены установленные погрешности, что усматривается из акта № от 24 ноября 2021 года. Оснований считать показания, полученные в результате работы системы весового и габаритного контроля в движении ошибочными, не имеется.
Кроме того, необходимо отметить, что специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов выдается собственнику (владельцу) транспортного средства или его представителю.
Данных о том, что специальное разрешение выдавалось ООО «ТК Вираж» представленные материалы не содержат. ООО «ТК Вираж», являясь собственником тяжеловесного транспортного средства, при должной осмотрительности не было лишено возможности предусмотреть данное обстоятельство.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 2019 года № 5-П, согласно которой на собственнике транспортного средства лежит основная обязанность по соблюдению правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Приведенные в жалобе доводы о том, что при проезде иных пунктов весового контроля не было выявлено превышений допустимых значений общей массы, не подтверждены убедительными доказательствами и не позволяют исключить возможность изменения собственником совокупности осевых нагрузок транспортного средства в различные периоды транспортировки груза, в том числе путем их увеличения.
С учетом вышеизложенного, прихожу к выводу о том, что факт совершения ООО «ТК Вираж» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Вопреки доводам жалобы, нарушений норм материального и процессуального права при производстве по настоящему делу об административном правонарушении не допущено, ООО «ТК Вираж» привлечено к административной ответственности компетентным должностным лицом, в пределах установленного для данной категории дел срока давности, административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 января 2019 года № 5-П.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 указанного Кодекса.
В рассматриваемом случае не усматривается наличие условий, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, в связи с чем доводы жалобы о замене назначенного наказания в виде штрафа предупреждением, подлежат отклонению.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, свидетельствующих о возможности снижения назначенного размера административного штрафа или применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл № 18810112211201028712 от 01 декабря 2021 года, вынесенное в отношении ООО «Транспортная компания Вираж» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Никитина О.Ю. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Тарасов