УИД 16RS0025-01-2023-000751-16
дело № 2-1007/2023
Решение
именем Российской Федерации
24 июля 2023 года с. Пестрецы
Пестречинский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Геффель О.Ф.,
с участием помощника прокурора Пестречинского района Республики Татарстан Сабирзянова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Тубановой Д.Р..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «ДК «Антей» о возложении обязанности по изменению вида разрешенного использования земельных участков и возложении обязанности,
установил:
прокурор <адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц обратился к акционерному обществу «ДК «Антей» (далее по тексту АО «ДК Антей») с иском о возложении обязанности по изменению вида разрешенного использования земельных участков.
В обоснование указывается, что прокуратурой <адрес> Республики Татарстан проведена проверка исполнения земельного законодательства, а также исполнения требований федерального законодательства ОА «ДК «Антей» при обеспечении уличного освещения и содержания автомобильных дорог частного значения в границах населенного пункта.
Согласно выписок из выписок единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недижимости, улица 23 квартал расположена на земельном участке c кадастровым номером № улица № квартал расположена на земельном участке c кадастровым номером № улица № квартал расположена на земельном участке c кадастровым номером № Указанные земельные участки принадлежат на праве собственности АО «ДК «Антей», относятся к землям населенных пунктов c разрешенным использованием для жилищного строительства и соответствующей инфраструктуры.
Согласно выписок единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, улица 26 квартал расположена на земельном участке c кадастровым номером № последний принадлежит на праве собственности АО « ДК «Антей», относится к землям населенных пунктов c разрешенным использованием блокированные односемейные дома c участками. Тогда как по проекту планировки территории ЖК «Светлый» предусмотренные проезды к частным домам граждан, в настоящее время фактически используются как дорога.
B связи c этим земельные участки юридической организацией используется не по целевому назначению, что является нарушением земельного законодательства.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил, с учетом уточнений, возложить на ТСН «Светлый»» обязанность изменить вид разрешённого использования земельных участков с кадастровыми номерами: № квартал), в соответствие с их фактическим использованием на земельные участки общего пользования;
возложить обязанность на ТСН «Светлый» обустроить проезжую часть дороги по улицам № Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно оборудовать проезжую часть стационарным электрическим освещением, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора <адрес> Республики Татарстан Сабирзянова Р.Р. в судебном заседании исковые требования подержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ТСН «Светлый» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц АО «ДК Антей», Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившегося участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.
В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с частями 1 - 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам (пункт 5 статьи 85 Земельного кодекса РФ).
Из содержания подпункта 8 пункта 1 статьи 1, пункта 2 статьи 7, статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 9 статьи 1, частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует то, что разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0412 (Зарегистрирован в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Материалами дела установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные по адресу: <адрес>, Пестречинский муниципальный район, Богородское сельское поселение, д. Куюки, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «для жилищного строительства и соответствующей инфраструктуры». Принадлежат на праве собственности товариществу собственников недвижимости «Светлый».
В ответе на запрос Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в пределах своей компетенции сообщило, что визуальный осмотр исследуемых земельных участков показал, что часть указанных объектов земельных отношений используется под размещение проезжей части, а часть – под размещение объектов электрохозяйства (опор ЛЭП, освещения).
В ходе обследования объектов земельных отношений производился визуальный осмотр земельных участков, координирование оси проезжей части (дороги, расположенной в границах объектов земельных отношений с кадастровыми номерами № Съемка производитель с использованием спутникового прибора <данные изъяты>
По результатам проведенных мероприятий признаков нарушения земельного законодательства собственником земельных участков не выявлено.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, Пестречинский муниципальный район, Богородское сельское поселение, д. Куюки, категория земель – «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования – «блокированные односемейные дома с участками». Принадлежат на праве собственности товариществу собственников недвижимости «Светлый».
Визуальный осмотр исследуемого земельного участка показал, что часть указанного объекта земельных отношений используется под размещение проезжей части, а часть – под размещение объектов электрохозяйства (опор ЛЭП, освещения).
В ходе обследования объекта земельных отношений производился визуальный осмотр земельного участка, координирование оси проезжей части (дороги, расположенной в границах объекта земельных отношений с кадастровым номером № Съемка производитель с использованием спутникового прибора <данные изъяты>
В действиях собственника земельного участка с кадастровым номером № усматриваются признаки нарушения требований земельного законодательства, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его использованию.
Вместе с тем, вид разрешенного использования (земельные участки (территории) общего пользования) в силу особенностей правового режима и назначения земельных участков не может относиться к числу выбираемых собственником соответствующего земельного участка.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о невозможности совершения ответчиком действий по изменению вида разрешенного использования на земельные участки общего пользования относительно земельных участков с кадастровыми номерами №
Установление вида разрешенного использования по коду классификатора 12.0 (земельные участки (территории) общего пользования) возможно лишь в совокупности с приданием спорному земельному участку статуса публичной собственности, в частности, в результате выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд, или механизма отказа от права собственности.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в данной части.
Разрешая требования в части возложения обязанности на ответчика обустроить проезжую часть дороги по улицам 23, 24, 25, 26 квартал д. Куюки Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с требованиями действующего законодательства, по оборудованию со стационарным электрическим освещением, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, суд исходит из следующего.
B соответствии co статьей 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196- ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Закон № 196- 3 ФЗ) в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, a также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определены статьей 12 указанного Закона, в соответствии c которой ремонт и содержание дорог на
территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Так, согласно части 2 статьи 12 Закона № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание
автомобильных дорог.
Отношения, возникающие в связи c использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации,
регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об
автомобильных дорогах и o дорожной деятельности в Российской Федерации и o внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ определено,
что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению тpанспортно-эксплуатационныx характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.
Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, a также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
B силу статей 5, 11, 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ, автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Согласно части 1 и 8 статьи б Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. K собственности поселения, если для сельского поселения оное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
B соответствии c частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
B соответствии c частью 4 статьи 15 ФЗ № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении частных автомобильных дорог обеспечивается физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Частью 2 статьи 35 ФЗ N 257-ФЗ предусмотрено, что реконструкция, капитальный ремонт, ремонт, содержание частных автомобильных дорог осуществляются за счет средств их владельцев и иных не запрещенных законом источников.
C учетом изложенного, обязанность по содержанию частной автодороги, в том числе организации дорожного движения возлагается на владельца автодороги.
B ходе проверки установлено, что проезд по земельному участку, расположенный на улицах 23, 24, 25, 26 квартал д. Кyюки Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района проходит через земельный участки, принадлежащий на праве собственности юридического гида АО «ДК «Антей». B связи c нахождением подъездных дорог в частной собственности, уборка и благоустройство данных дорог не осуществляется.
Владельцем автомобильных дорог признается коммерческая организация.
Автомобильная дорога является частной соединена в единую улично- дорожную сеть населенного пункта.
Кроме того, проект планировки территории, в границах которой входит земельные участки общей площадью <данные изъяты> га, по адресу: <адрес> утвержден решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанного проекта планировки, транспортная схема привязана к имеющимся в этом районе транспортным направлениям.
Главные улицы комплекса, соединяющие сеть жилых улиц, окружающих мини кварталы, имеют выезд на дорогу республиканского значения Казань - Салмачи - Кyюки.
Проектом предусмотрено асфальтирование проезжей части и тротуаров. Поперечные профили приняты от 7,5 до 12-ти метров. Водоотвод с проезжей части осуществляется c помощью водоотводных лотков.
Ширина основных проездов - 7,5 м (двускатного профиля); ширина внутриквартальньх проездов - 4,5 м (односкатного профиля). Вдоль основных местных проездов c двух сторон организованы пешеходные тротуары шириной 1,0 -1,5 м. На территории жилых кварталов и y общественных зданий предусмотрены парковочные площадки, c общим количеством машиномест - 7 627 м/мест.
Для организации противопожарных проездов вдоль дворовых фасадов жилых домов организованы «зеленые» проезды с укрепленным составом дорожного полотна по георешетке.
Композиционным ядром транспортной схемы - являются старые кварталы застройки c геометрически правильным центром, состоящим из типовых кварталов, размером по осям основных улиц 254м на 254м. Она и задает основу всей уличной структуры района, в которой выделены главные улицы, шириной проезжей части до 12-ти метров. Две из них идут горизонтально вдоль жилого комплекса, и одна - перпендикулярно им c выездом на трассу Сaлмачи - Куюки.
Рисунок улиц планируемых кварталов застройки - более мелкий, т.к. продиктован индивидуальной жилой застройкой. Основные кварталы (размером 300 x 200 м), отделенные друг от друга проездами шириной 7,5 м в продольном направлении, разбиты проездами в поперечном направлении каждый на 4-5 участков застройки ИЖС.
Отдельно выделяются кварталы малоэтажных многоквартирных зданий (3 этажа) вдоль юго-западной границы застройки. B этих кварталах застройки жилая застройка имеет большое количество встроенных нежилых помещений на уровне 1-x этажей, что позволяет организовать комфортную среду обитания за счет шаговой доступности до многих социальных объектов.
Общественное ядро застройки, расположенное на территории кварталов 18 и 26 обеспечивает застройку необходимым по составу набором общественных зданий и сооружений и позволяет проведение массовых общественных и спортивны мероприятий.
Проектом предлагается предусмотреть организацию автобусного движения по главным улицам поселка c размещением автобусных остановок неподалеку от детских учреждений, магазинов, торговых центров и двух мест выезда на главную трассу Казань - Салмачи-Куюки. Расстояние между остановками 500 м. Ширина главных улиц в красных линиях: 32 и 36 метров. Протяженность самой длинной главной улицы 1-й очереди 2,7 км. Ширина основных улиц в красны линиях: 24,5 м.
Таким образом, указанный земельный участок жителями деревни используются как дорога и проектом планировки предусмотрена уличная дорожная сеть.
B связи c этим федеральное законодательство возложило обязанность по содержанию частной автодороги, в том числе организации дорожного движения на владельца автодороги.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
B силу пункта 1.2 Правил благоустройства территории Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Совета Богородского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила благоустройства), правила обязательны для исполнения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-паровой формы.
Согласно пункту 2.1 Правил благоустройства, благоустройству, содержанию и уборке подлежит вся территория поселения и все расположенные на ней здания и сооружения.
B соответствии c пунктом 3.11.2 Правил благоустройства улицы, дороги, пешеходные тротуары, жилые кварталы, дворы, территории предприятий, учреждений, организаций, a также аншлаги и номерные знаки общественных и жилых зданий, дорожные знаки и указатели, элементы поселенческой информации и витрины должны освещаться в темное время суток.
Проверкой, проведенной прокуратурой района по обращению жителей улиц 23, 24, 25, 26 кварталов д. Кyюки Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, установлены нарушения требований федерального законодательства.
Так, на указанной улице собственником земельных участков обеспечение уличного освещения и содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта надлежащим образом не организовано.
Указанным лицом не приняты меры по надлежащей организации обустройства проезжей части дороги по улицам 23, 24, 25, 26 квартал д. Куюки Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района, в соответствии c требованиями действующего законодательства, в том числе в соответствии c разделом 5 «ГОСТ P 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №-ст).
Также установлено, что собственником земельных участков не оборудовано стационарным электрическим освещением проезжие части дороги по улице 23. 24, 25, 26 квартал д. Кyюки Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района, в соответствии c требованиями действующего законодательства, в том числе пунктов 4.6.1.1, 4.6.1.4 «ГОСТ P 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегyлирования от :ДД.ММ.ГГГГ №-ст), пункта ДД.ММ.ГГГГ «ГОСТ P 55706-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» (утв. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ №- ст.)
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной проверки в адрес руководителя АО «ДО «Антей» внесено представление об устранении нарушений при организации уличного освещения и содержания автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта.
Однако по результатам рассмотрения представления АО «ДО «Антей» реальные меры, направленные на устранение нарушений федерального законодательства, не приняты, чем нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, что может ввести к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Учитывая, что обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог по улицам 23, 24, 25, 26 квартал д. Куюки Богородского сельского поселения и обеспечение безопасности движения в силу приведенных норм закона возложена на ТСН «Светлый», а также принимая во внимание, что указанный истцом участок дороги не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих безопасность дорожного движения, в связи с чем на нем не обеспечиваются в должной мере обязательные требования по охране жизни, здоровья и имущества граждан, доказательств обратного материалы дела не содержат, суд приходит к выводу о том, исковые требования в данной части законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента его вступления в законную силу. Указанный срок суд находит разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу «ДК «Антей» о возложении обязанности по изменению вида разрешенного использования земельных участков и возложении обязанности, удовлетворить частично.
Возложить на товарищество собственников недвижимости «Светлый» обязанность обустроить проезжую часть дороги по улицам 23, 24, 25, 26 квартал д. Куюки Богородского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно оборудовать проезжую часть стационарным электрическим освещением, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна: судья Пестречинского
районного суда Республики Татарстан Геффель О.Ф.
Решение в окончательной форме изготовлено 31 июля 2023 года.