ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело №...
г. Уфа 17 марта 2016 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Гибадуллиной Л.Г., Портянова А.Г.
при секретаре Сулейманове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г. Уфа РБ на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 26 ноября 2015 года, которым постановлено:
обязать администрацию г. Уфа направить Рассказову И.Т. проект договора купли-продажи земельного участка, площадью ... кв.м, кадастровый номер ..., по адресу: ... .
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рассказов И.Т. обратился в суд в вышеназванным иском, мотивируя тем, что истец является собственником жилого дома, общей площадью ... кв.м лит. А, а, с надворными постройками, расположенного на указанном земельном участке. Письмом от ... года администрация г.Уфа отказала в предоставлении данного земельного участка в собственность за плату на основании того, что данный земельный участок расположен в границах красных линий, отнесен к рекреационной зоне, зарезервированных для муниципальных нужд. Постановление главы администрации г. Уфа № ... от ... года «О предоставлении Рассказову И.Т. земельного участка по адресу: ... в аренду на ... лет для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек» свидетельствует о правомерности приобретения земельного участка и владения им. Жилой дом возведен на данном земельном участке еще в ... году. Земельным участком истец пользуется непрерывно, добросовестно и открыто. Из представленных истцом документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте либо изъятым для государственных или муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо третьих лиц. Таким образом, истец, как собственник домовладения имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность за плату.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация ГО г.Уфа РБ ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца В. о законности решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Исходя из требований ст.195 ГПК РФ о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При этом в силу ст.ст.12, 67 ГПК РФ судом должны быть созданы условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела; всесторонне, полно и объективно исследованы доказательства.
Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истца, исходил из того, что он является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: ..., в связи с чем, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность за плату. Ответчик вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на приватизацию земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Между тем, данные выводы судебная коллегия считает ошибочными исходя из следующего.
На основании ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Жилой дом, принадлежащий Рассказову И.Т. на праве собственности, расположен на спорном земельном участке, который состоит на кадастровом учете с ... года, ему присвоен кадастровый номер ..., индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, указана его площадь ... кв.м., разрешенное использование – для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка № ... от ... года.
... года истец обратился в администрацию г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.
Согласно ответа Управления по земельным ресурсам администрации г. Уфа РБ №... от ... года в предоставлении земельного участка в собственность истцу отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий и входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд, с ограничением предоставления в собственность.
Однако данный ответ судом первой инстанции необоснованно признан незаконным.
Так, на основании ст. 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта РФ. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Согласно решениям Совета городского округа г. Уфа за № ... от в ред. от ... года испрашиваемый истцом земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд сроком до ... года. Данное решение опубликовано в газете «...» за №... (...-...) от ... года.
Согласно п. 9 указанного Решения Совета Управлению по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа предписано в течение 30 рабочих дней с момента опубликования настоящего решения провести действия для осуществления регистрации ограничения прав на резервируемые земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ отказано в регистрации ограничения прав на земельные участки. Согласно указанного отказа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ сообщает, что, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», заявителю отказано в государственной регистрации ограничений на земельные участки, по следующим причинам: право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с Законом о регистрации.
При этом регистрационная служба ссылалась также и на статью 131 ГК РФ, которой установлено, что регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами, а также указывала на то, что согласно статье 4 Закона о регистрации наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Регистрационная служба указывала также, что в соответствии с пунктами 1 статьи 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранных зон.
Пунктом 2 статьи 56 ЗК РФ предусмотрено, что могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах:
особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного Мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному м установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Вступившим в законную силу решением ... суда РБ от ... года отказано в удовлетворении заявления Управления по земельным ресурсам Администрации г. Уфы о признании недействительным решения от ... года об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права в отношении земельных участков; возложении обязанности на Управление Федеральной службы государственной регистрации по РБ произвести правовую регистрацию ограничения (обременения) права в отношении земельных участков.
При этом суд исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация ограничения прав земельные участки, установленного решением о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, государственная регистрация ограничения на земельные участки в рассматриваемом случае противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, со стороны администрации г. Уфы соблюдена процедура обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд.
Решение Совета городского округа г. Уфа за № ... в ред. от ... года кем-либо не оспорено, не отменено, недействительным не признано.
Из вышеизложенного следует, что при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд это земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность.
Кроме того, одним из принципов земельного законодательства РФ является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы… (ст. 1 ЗК РФ).
Передача земельного участка из государственной или муниципальной собственности в собственность либо в аренду физических лиц возможна только в случаях и на основаниях предусмотренных действующим законодательством.
При этом, соблюдение общеправового принципа законности применительно к данным правоотношениям, в силу особой значимости земли как пространственного базиса соответствующих территорий, имеет первоочередное значение.
По смыслу главы V.l 3K РФ, размер земельного участка непосредственно связан с функциональным назначением объекта. При этом исключительное право на приобретение участка должно распространяться на экономически обоснованный размер участка в соответствии с требованиями ЗК РФ. Иное толкование вышеуказанной нормы приведет к приобретению земельного участка, размер которого многократно превышает площадь недвижимости и размер земли, необходимый для ее эксплуатации.
Также, в соответствии Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ... г. №..., действовавшим на дату возникновения спорных правоотношений, о республиканских нормативах градостроительного проектирования «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан» п. 2.2.5.5. Функциональный тип участка и максимально допустимые размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства в малоэтажной жилой застройке. В соответствии с таблицей № 15, где указано, что максимально допустимый размер земельный участков для обслуживая индивидуальных жилых домов составляет 0,06 Га в жилых образованиях в структуре городских округов и городских поселений (действовавший на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду).
При этом, судом установлено, что общая площадь испрашиваемого земельного участка составляет ... кв.м., что значительно превышает максимально допустимый размер земельного участка, установленный в городских округах РБ для обслуживания индивидуального жилого дома.
Вместе с тем, какие-либо доказательства, подтверждающие необходимость
использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества, истцом не представлены.
Сам по себе факт формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка площадью ... кв.м., не является основанием для предоставления истцу данного земельного участка в собственность в заявленном им размере.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Аналогичное положение закреплено в пункте 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которым размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с земельным законодательством, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Кроме того, согласно ответа ГлавАрхитектуры Администрации ГО г. Уфа от ... г. согласно сведениям публичной кадастровой карты от ... г., земельный участок с кадастровым номером ... входит в территориальную зону: «РБ, г. Уфа, зона рекреационного назначения Р-1» на основании Правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ от ... г. № ... .
Согласно п. п. 8, 11 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ акты земельного законодательства основываются на ряде принципов, в том числе на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, определения правового режима земли, исходя из ее принадлежности по целевому назначению к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок., проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе, к рекреационным.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (ч. 3).
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (ч. 9).
В соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные гуристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
В представленном суду градостроительном плане испрашиваемого земельного участка поименованы перечисленные в ст. 98 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка.
Судом при разрешении спора не принято во внимание то, что на землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению, запрещается строительство жилых домов, а лишь допускается сохранение ранее возведенных.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного, назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с пунктом 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами. прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, береговыми полосами водных объектов общего пользования, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Пункты 2 и 3 указанной статьи предусматривают, что для размещения объектов индивидуального жилищного строительства и садово-огороднического хозяйства предназначены жилые зоны.
Таким образом, в данном случае испрашиваемый истцом земельный участок не подлежит использованию в целях, не соответствующих его целевому назначению, что прямо предусмотрено положениями ч. 5 ст. 98 ЗК РФ. В данном случае, спорный земельный участок отнесен к рекреационным землям решением Совета ГО г. Уфа РБ. Испрашиваемый участок относится к территориям общего пользования в соответствии с вышеприведенными нормами градостроительного и земельного законодательства, в связи с чем, он может быть использован только в соответствии с целевым назначением, предусмотренным для земель рекреационного назначения, а указанный вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек - не входит в вид разрешенного использования земель рекреационных зон.
При таких обстоятельствах, размер испрашиваемого земельного участка должен быть непосредственно связан с функциональным назначением основного здания, строения, сооружения.
Поэтому, исходя из положений ст. 330 ГПК РФ исследуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 26 ноября 2015 года отменить. Вынести новое решение.
Отказать в удовлетворении иска Рассказова И.Т. о возложении обязанности на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ему земельный участок площадью ... кв.м кадастровый номер ..., по адресу: ..., в собственность в порядке выкупа.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Л.Г. Гибадуллина
А.Г. Портянов