Судья Кулеш М.А. Дело № 33а –585/2020
№2а-517/2019 07RS0005-01-2019-001006-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«19» июня 2020 года г. Нальчик
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего: Канунникова М.А.
судей: Думаева А.Б. и Вологирова А.Ж.
при секретаре: Жантуеве К.Р.
с участием: административного ответчика Мосежной Т.Н.
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Кабардино-Балкарской Республике к Мосежной Т.Н. о взыскании обязательных платежей в размере 28757, 88 рублей, по апелляционной жалобе административного ответчика Мосежной Т.Н. на решение Майского районного суда КБР от 09 декабря 2019 года,
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по г. Кабардино-Балкарской Республике (далее налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мосежной Т.Н. о взыскании:
- недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей,
- земельному налогу с физических лиц за 2016 год в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рубля,
- страхового взноса на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере <данные изъяты> рублей;
- страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере <данные изъяты> рублей;
- единого сельскохозяйственного налога в размере <данные изъяты> рублей и пени в размере <данные изъяты> рублей- на общую сумму <данные изъяты>
Требования мотивированы тем, что Мосежная Т.Н. с 20.06.2016г. по 07.12.2018г. была зарегистрирована главой крестьянского (фермерского) хозяйства, а также является собственником четырех объектов недвижимого имущества:
- квартиры с кадастровым номером: №, расположенной по адресу: КБР, <адрес>;
- жилого дома с кадастровым номером: № расположенного по адресу: КБР, <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу КБР, <адрес>;
- земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу КБР, <адрес>, и соответственно плательщиком налога с имущества физического лица и земельного налога.
В связи с выявленной задолженностью по налогам и страховым взносам налоговым органом в отношении Мосежной Т.Н. выставлены требования от 13.11.2018 №, от 28.11.2018 №, от 29.11.2018 № с указанием о необходимости уплатить начисленные налоги.
Ввиду неисполнения названного требования в установленный срок, на основании заявления налогового органа мировым судьей судебного участка № Майского судебного района КБР 30 апреля 2019 года вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика указанной выше недоимки. Определением того же судьи от 23 мая 2019 года судебный приказ отменен на основании возражения должника.
Утверждая, что на дату подачи административного искового заявления административным ответчиком начисленные налоги и пени не уплачены, налоговый орган просил суд взыскать с Мосежной Т.Н. образовавшуюся задолженность налогам в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Майского районного суда КБР от 09 декабря 2019 года исковые требования МИФНС № по КБР удовлетворены.
С решением Мосежная Т.Н. не согласилась, подала на него апелляционную жалобу в которой просит решение суда отменить и принять новое – об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что будучи зарегистрированной с 20 июня 2016 года главой крестьянского фермерского хозяйства, субсидию на которую она рассчитывала при регистрации не получила, в связи с чем никакой деятельности не вела и доходов не получала и следовательно обязанность по уплате налогов у нее не возникла.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поддержанной административным ответчиком Мосежной Т.Н., посчитав возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа, надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу статьи 10, пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании" индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в фонд обязательного медицинского страхования.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Данная обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статья 25 названного закона закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным иском о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций должно быть оформлено в соответствии с требованиями частей 1, 8 и 9 статьи 125 настоящего Кодекса и подписано руководителем контрольного органа, от имени которого подано заявление. В административном исковом заявлении должны быть указаны:
1) сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и ее расчет;
3) положения федерального закона или иного нормативного правового акта, предусматривающие уплату обязательного платежа;
4) сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
5) размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию;
6) сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса. (ст. 287 КАС РФ)
Как следует из материалов дела, Мосежная Т.Н. с 20 июня 2016 года по 7 декабря 2018года была зарегистрирована главой крестьянско-фермерского хозяйства. и являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов.
Согласно расчетам, представленным административным истцом, сумма задолженности Мосежной Т.Н. за указанный период составила <данные изъяты> рублей.
Поскольку предусмотренные законодательством обязанности по уплате страховых взносов ею не исполнены, налоговым органом в отношении Мосежной Т.Н. выставлены требования № от 13 ноября 2018 года, № от 28 ноября 2018 года и № от 29 ноября 2018 года.
Процедура направления требования административным истцом соблюдена.
В установленный срок указанное требование не исполнено, что явилось основанием для обращения ИФНС России № по КБР к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника Мосежной Т.Н. образовавшейся задолженности по уплате страховых взносов.
23 мая 2019 года определением мирового судьи судебного участка № Майского судебного района судебный приказ о взыскании с должника Мосежной Т.Н. задолженности по уплате страховых взносов, налог на имущество и земельного налога отменен в связи с поступившими от Мосежной Т.Н. возражениями.
Отмена судебного приказа явилась основанием для обращения административного истца в Майский районный суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Таким образом административным истцом соблюдены требования, предъявляемые как к административному исковому заявлению в взыскании обязательных платежей и санкций, так и к срокам его подачи.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование ответчиком не исполнена. Суд не нашел оснований для освобождения ответчика от обязанности по уплате недоимки по страховым взносам, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании недоимки по страховым взносам и пени.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Мосежная Т.Н. за весь период, когда она имела статус главы крестьянско-фермерского хозяйства, какой-либо хозяйственной деятельностью не занималась, дохода не получала, не являются основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Майского районного суда КБР от 09 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Мосежной Т.Н. – без удовлетворения.
председательствующий: М.А. Канунников
судьи А.Б. Думаев
А.Ж. Вологиров