24RS0023-01-2021-000340-56
Дело №2а-242/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Поляковой Т.П.,
при секретаре Слабинской Т.В.,
с участием прокурора Казачинского района Красноярского края Шрамова И.В.,
с участием посредством видеоконференцсвязи административного истца Храпуна К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Храпуна К. С. к МО МВД России «Казачинский», Министерству финансов Российской Федерации, ГУВД по Красноярскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Храпун К.С. обратился в суд с иском к МВД России «Казачинский» о признании действий незаконными, взыскании морального вреда в размере 60 000 руб. Свои требования мотивировал тем, что в период его нахождения в ИВС МО МВД России «Казачинский» с 11.02.2021г. по 20.02.2021г., с 09.03.2021г. по 12.03.2021г., с 05.04.2021г. по 06.04.2021г., с 27.04.2021г. по 30.04.2021г., с 15.06.2021г. по 16.06.2021г. он подвергался бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению. А именно:
- в камерах ИВС туалет не оборудован ни унитазом, ни сливным бачком. Представляет собой туалетную чашу, не имеющую водяной пробки, что приводит к вони. Высота ограждающей перегородки составляет 30 см, что не обеспечивает лицам, находящимся в камерах приватности. Камера имеет площадь 20 кв.м. и одно спальное место радом с туалетом;
- с 11.02.2021г. по 12.02.2021г., с 09.03.2021г. по 12.03.2021г. истец находился в камере № (одноместная), туалет не оборудован дверью, в результате чего сотрудник (постовой) в глазок видит место, где расположен туалет, рано как в камере есть видеокамера, которая снимает все, что происходит в камере и в том числе туалет, в связи с чем отсутствует приватность;
- камеры ИВС оборудованы радиоточками, регулировка громкости и настройка волн не доступна для лиц находящихся в камере, в связи с чем он вынужден слушать весь день ту радиоволну, и на той громкости, которую устанавливает администрация ИВС;
- камеры ИВС не оснащены телевизорами;
- камеры ИВС не оборудованы розетками и кипяток он просит у администрации;
- камеры ИВС оборудованы столом для приема приищи, а в камере № есть стол, но нет лавочки, в связи с чем приходиться кушать на спальном месте, дотянуться до стола невозможно. В камере № с 15.06.2021г. по 16.06.2021г. находилось 3 человека, во время приема пищи, сесть на лавочку всем троим было невозможно, т.к. она маленькая, приходилось ждать, а обед остывает;
- на регулярные жалобы заключенных по выше перечисленным фактам бесчеловечных и унижающих достоинство условиях администрация ответов не дает, нарушении не устраняет, условия содержания не изменяются.
Определением от 27.07.2021г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены - Министерству финансов Российской Федерации, ГУВД по Красноярскому краю, Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Присутствующий в судебном заседании административный истец Храпун К.С. с использованием ВКС поддержал доводы, изложенные в иске в полном объеме, по выше изложенным основаниям. Настаивал на их удовлетворении.
Присутствующий в судебном заседании представитель административного ответчика МО МВД России «Казачинский» - Кириллова И.В. (доверенность в деле) поддержала доводы, изложенные в возражения на иск и дополнениях к ним, просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель административного ответчика Министерства финансов Российской Федерации (извещался в том числе) через Управление Федерального казначейства по Красноярскому краю в зал суда не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Представил суду письменные возражения на иск, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных Храпун К.С. требованиях.
Представители ГУ МВД России по Красноярскому краю, представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации в зал суда не явились, о месте и времени рассомтре6ния дела извещены надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомили.
В силу ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных Храпуном К.С. требований – отказать, в полном объеме. Суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного лица, срок обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Аналогичные положения получили закрепление и в ст. 21 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно статьи 7 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
На основании ст. 23 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В силу ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность.
Как установлено в судебном заседании, осужденный Храпун К.С. в период с 11.02.2021г. по 20.02.2021г., с 09.03.2021г. по 12.03.2021г., с 05.04.2021г. по 06.04.2021г., с 27.04.2021г. по 30.04.2021г., с 15.06.2021г. по 16.06.2021г. содержался в ИВС МО МВД России «Казачинский»
Обращение в суд, в порядке установленном ст. 227.1 КАС РФ возможно в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. При этом в силу прямого указания, содержащегося в ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность его восстановления (в том числе и по уважительной причине) является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Таким образом, о предполагаемом нарушении своих прав Храпуну К.С. стало известно непосредственно в момент, когда такие нарушения были допущены, однако в суд с иском он обратился 20.07.2021г. (штамп почтового отделения), следовательно, периоды его нахождения в ИВС с 11.02.2021г. по 20.02.2021г., с 09.03.2021г. по 12.03.2021г., с 05.04.2021г. по 06.04.2021г. поданы за пределами трех месячного срока для обращения в суд. При этом доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки, Храпун К.С. не представил, о конкретных событиях, свидетельствующих о чинении ему администрацией ИВС препятствий в своевременном направлении иска в установленный законом срок не заявил.
В п. п. 2, 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ правосудию (ст. 46 Конституции Российской Федерации), а проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд. Судьям необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление с признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного липа, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Между тем, Храпун К.С. оспаривает действия ИВС в определенный временной период, перечисленные в его иске действия носили эпизодический характер и не являлись длящимися, то есть срок на обращение в суд должен определяться с даты каждого из оспариваемых действий.
Поскольку требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в ИВС является производным от требования, связанного с признанием бездействия ИВС незаконными, оснований для его удовлетворения также не имеется. Таким образом, требования Храпун К.С. за период с 11.02.2021г. по 20.02.2021г., с 09.03.2021г. по 12.03.2021г., с 05.04.2021г. по 06.04.2021г. удовлетворению не подлежат, в связи с пропуском срока обращения с заявленными требованиями и отсутствия уважительных причин для его восстановления.
По существу судом рассматриваются требования Храпуна К.С. за период с 27.04.2021г. по 30.04.2021г., с 15.06.2021г. по 16.06.2021г. нахождения в ИВС МО МВД России «Казачинский».
Суд считает несостоятельными доводы Храпуна К.С. изложенные в иске о том, что он подвергался бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению. А именно:
- в камерах ИВС туалет не оборудован ни унитазом, ни сливным бачком. Представляет собой туалетную чашу, не имеющую водяной пробки, что приводит к вони. Высота ограждающей перегородки составляет 30 см, что не обеспечивает лицам, находящимся в камерах приватности. Камера имеет площадь 20 кв.м. и одно спальное место радом с туалетом;
- камеры ИВС оборудованы радиоточками, регулировка громкости и настройка волн не доступна для лиц находящихся в камере, в связи с чем он вынужден слушать весь день ту радиоволну, и на той громкости, которую устанавливает администрация ИВС;
- камеры ИВС не оснащены телевизорами;
- камеры ИВС не оборудованы розетками и кипяток он просит у администрации;
- камеры ИВС оборудованы столом для приема приищи, а в камере № есть стол, но нет лавочки, в связи с чем приходиться кушать на спальном месте, дотянуться до стола невозможно. В камере № с 15.06.2021г. по 16.06.2021г. находилось 3 человека, во время приема пищи, сесть на лавочку всем троим было невозможно, т.к. она маленькая, приходилось ждать, а обед остывает;
- на регулярные жалобы заключенных по выше перечисленным фактам бесчеловечных и унижающих достоинство условиях администрация ответов не дает, нарушении не устраняет, условия содержания не изменяются.
Доводы Храпуна К.С. о нарушении условий содержания в ИВС не соответствуют действительности и опровергаются следующими доказательствами.
В соответствии с п. 42 Правил приказа МВД Российской Федерации от 22.11.2005г. №950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
В соответствии с п. 45 Правил камеры ИВС оборудованы индивидуальными кроватями, столами и скамейками по лимиту мест в камере, для хранения [индивидуальных принадлежностей, для питания оборудован стол, в камерах имеются санитарные узлы с соблюдением требований приватности имеются приватные перегородки высотой 1 м. выполнены из кирпича, оштукатурены, окрашены, оборудованы фанерной дверью, кран с водопроводной водой.
29.10.2021г. года было проведено комиссионное обследование ИВС отделения полиции Отдела с участием представителя Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае в Большемуртинском районе. Нарушений условий оборудования камер (в том числе соответствие нормативам) не выявлено.
Во время нахождения в ИВС отделения полиции МО МВД России «Казачинский»" Храпун К.С. содержался в камерах №, № и №, что подтверждается книгой покамерного учета лиц, содержащихся в ИВС. В данных камерах присутствуют санузлы с соблюдением условий приватности.
Камера № – трех местная, камеры №, № - одноместные. В указанные периоды Храпун К.С. содержался вдвоем - ДД.ММ.ГГГГ, 15 и 16.06.21 в камере №, в остальные периоды содержался один.
В связи с отсутствием в Большемуртинской районе радиоточки, сотрудниками ИВС установлен радиодинамик и подключен к музыкальному центру для вещания. Жалоб со стороны осужденного о режиме работы радиовещания не поступало.
Оснащение камер ИВС телевизорами не предусмотрено Правилами.
В соответствии с пунктом 48 Правил при отсутствии в камере системы подачи горячей водопроводной воды горячая вода (температурой нс более) 50 градусов), а также кипяченая вода для питья выдаются ежедневно с учетом потребности.
Согласно п.413 приказа МВД России от 07.03.2006 №140 ДСП электропроводка должна быть скрытой поэтому электрические розетки в ИВС отсутствуют.
В указанные периоды содержания условия содержания ежедневно проверяются сотрудниками ОВД, а также прокурором района. При этом жалоб от Храпуна К.С. не поступало, что подтверждается журналом регистрации предложений, заявлений и жалоб подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в ИВС, постовой ведомостью.
Также судом установлено, что 15.04.2021 гола условия содержания в ИВС были проверены представителем общественного совета. Нарушений не выявлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
В соответствии с 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. N 950, организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка возлагается на соответствующего начальника территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, его заместителя - начальника полиции, заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка), начальника ИВС.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" в качестве основных направлений деятельности полиции, среди прочего, закреплены защита личности от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений.
На основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 3-ФЗ полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать в своей деятельности достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
Как установлено ч. 3 ст. 11 Федерального закона №3-ФЗ полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофпксации. при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
Для обеспечения реализации названных принципов в деятельности ИВС МВД России издан приказ от 25 июля 2011 г. N 876 "Об утверждении специальных технических требований по инженерно-технической укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", в соответствии с которым во всех помещениях ИВС в целях обеспечения правопорядка при содержании подозреваемых и обвиняемых и кош роля за их поведением устанавливаются средства видеоиаблюденмя. В соответствии с пунктом 6.4 Специальных технических требований по инженерно- технпческой укрепленности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 25.U7.201 1 N 876 для надзора в камерах и коридорах, в прогулочных дворах, в том числе па крышах и стенах корпуса изолятора временного содержания и на территории, прилегающей к запретной зоне, устанавливаются системы видеонаблюдения. Видеокоптрольпые устройства данных систем устанавливаются в помещении дежурного по изолятору временного содержания.
Таким образом, право администрации ИВС использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых н осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей (ч. I ст. 15 Федерального закона N ЮЗ-ФЗ), а потому закрепление указанною права преследует значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя.
В соответствии с пунктом 6.4 приказа МВД России от 25.07.2011 № 876. для надзора в камерах и коридорах ИВС отделения полиции МО МВД России «Казачппекий», установлены стационарные камеры видеонаблюдения с выводом изображения на пульт дежурной части отделения полиции Отдела. Оборудование камер ИВС системой видеонаблюдения произведено в соответствии с положениями Специальных технических требований. В сектор обзора видеокамер частично попадет санузел, на мониторах зона приватности не просматривается. При этом унитаз расположен в углу камеры с соблюдением необходимых требований приватности, имеет перегородку высотой 1 метр, оборудован фанерной дверыо, что подтверждается актом комиссионного обследования ИВС.
Согласно пункта 141 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 г. № 140 дсп, при отсутствии в ИВС штатных работников, уборка камер, мытье полов и посуды проводится лицами из числа подозреваемых и обвиняемых, назначенных на сутки дежурными по камерам, под наблюдением дежурного по ИВС (помощника дежурного) и выводного.
На основании п.44 Правил внутреннего распорядка, утвержденного приказом МВД России от 22 ноября 2005 года №950 (Далее Правила внутреннего распорядка) для общего пользования в камеры ИВС в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются чистящие средства для уборки и уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере (швабра, ведро для мытья полов, веник, тряпка для мытья полов).
Поддержание санитарного состояния камер, в том числе и санитарною узла, возлагается на подозреваемых и обвиняемых.
Предметы для уборки камер выдаются при проведении утренней оправки. При этом выдаются по необходимости: универсальное моющее средство, мыло жидкое, мыло туалетное твердое, чистящее средство для сантехники, дезинфицирующее средство, средство для мытья пола. После проведения уборки данные средства, а также швабра и тряпка изымаются и выдаются в течении дня по необходимости.
Правовыми актами, ведение журнала (книги) по выдаче средств для уборки камер не предусмотрено.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц. подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации па мирное время" исходя из положений о материально бытовом обеспечении подозреваемых и обвиняемых, в камеры ИВС общего пользования, в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц. выдается мужчинам из расчета на 1 месяц: хозяйственное мыло 200 гр., туалетное мыло 50 гр., зубная паста (порошок) 30 гр., одноразовая бритва 6 шт„ туалетная бумага 25 метров. Данные средства личной гигиены выдаются на помещение в камеру ИВС.
Все камеры ИВС оборудованы раковинами и водопроводом е подачей холодной воды, а также столом и скамейками по лимиту мест, что также подтверждается актом комиссионного обследования ИВС.
Каких-либо жалоб на условия содержания в ИВС отделения полиции Храпун К.С. не высказывал, в установленном порядке с жалобами и заявлениями не обращался. Кроме того, истцом не указано, какие нравственные или физические страдания он перенес, какова степень этих страданий, не представлены доказательства, свидетельствующие о тяжести перенесенных страданий, не представлены доказательства, подтверждающие факт причинения страданий, истцом не доказана причинно-следственная связь между действиями ответчика и моральным вредом. На основании выше изложенного, требования Храпуна К.С. к МО МВД России «Казачинский», Министерству финансов Российской Федерации, ГУВД по Красноярскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании морального вреда, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Храпуна К. С. к МО МВД России «Казачинский», Министерству финансов Российской Федерации, ГУВД по Красноярскому краю, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании действий незаконными, взыскании морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, через Казачинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: Т.П. Полякова
Копия верна. Судья.
Мотивированное решение изготовлено 25.11.2021г.