11RS0002-01-2021-002389-03
Дело № 2а-1802/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре судебного заседания Акимовой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
29 июля 2021 года административное дело по административному иску прокурора г.Воркуты, поданному в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной к распространению,
установил:
Прокурор г. Воркуты обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на Интернет-странице http://theplantmagic.com/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации посредством всех операторов связи и направлении соответствующего решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения страницы вышеназванного Интернет-ресурса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование административного иска указано, что прокуратурой г. Воркуты проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон об информации №149-ФЗ). В ходе проверки была выявлена Интернет-страница со следующим адресом в сети Интернет: http://theplantmagic.com/, содержащая в свободном доступе для неограниченного круга лиц информацию, распространение которой на территории РФ запрещено. Доступ к данной Интернет-странице не ограничен, записи об этой странице в Едином реестре запрещенной информации отсутствуют. Установить лиц, осуществивших производство и распространение данной информации посредством сети Интернет, не представляется возможным.
Административный истец – прокурор г.Воркуты надлежащим образом извещен о слушании дела, в судебное заседание не явился.
Заинтересованное лицо – Управление Роскомнадзора по Республике Коми, надлежащим образом извещенный о слушании дела, своего представителя в судебное заседание не направил. В письменном отзыве представитель заинтересованного лица требования прокурора поддержал.
Руководствуясь ст.150 КАС РФ, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя заинтересованного лица.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ).
В силу ст. 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу подп. «б» п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ основаниями для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет», в том числе информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений.
Согласно ч.1 ст.2.1 Федерального закона от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркосодержащие растения, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.
Растение Ибога (растение вида Tabernanthe iboga) включено в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 №934.
В ходе проверки обнаружено, что на указанной интернет-странице размещена информация о продаже коры корня ибоги, которая является наркосодержащим растением.
Статьей 17 Конвенции о правах ребенка провозглашено, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что целью государственной политики в интересах детей является, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии со ст. ст. 2, 22 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информационной безопасностью детей является состояние их защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. К информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, относится запрещенная для распространения среди детей информация порнографического характера. Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти в Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье, жизнь несовершеннолетних.
Как установлено судом, прокуратурой г.Воркуты проведена проверка соблюдения законодательства РФ в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей сведения о запрещенных информационных материалах. В ходе проверки установлено, что на интернет-странице с адресом http://theplantmagic.com/ размещена информация о продаже наркосодержащего растения.
Таким образом, проведенной проверкой установлено наличие материалов о наркосодержащем растении.
Законом запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная ответственность, в том числе порнографических материалов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»).
Так, согласно п.6 ст.10 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность, запрещено.
Статьей 228.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные сбыт или пересылку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества.
Кроме того, в силу п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится в том числе информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, а также способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества. Данная норма носит императивный характер, не допуская исключений и иного толкования.
При таких обстоятельствах размещение информации о продаже наркосодержащих растений нарушает запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляет реальную угрозу здоровью детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Добытыми в ходе судебного разбирательства доказательствами установлено, что спорная Интернет-страница размещена в сети «Интернет» в открытом доступе, то есть информация с этой страницы является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных. При этом материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих возможность ограничить доступ детей к упомянутым сайтам технически эффективным способом. Вместе с тем, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к Интернет-ресурсам, содержащим материалы о продаже наркосодержащих растений.
Как следует из ст. 1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», настоящий Закон регулирует отношения, возникающие, в том числе при осуществлении права на распространение информации, трактуя распространение информации, как действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц. Следовательно, в данном случае распространение запрещенной информации в отношении неопределенного круга лиц осуществляется путем предоставления технической возможности открытого и неограниченного доступа к запрещенной законом информации в сети Интернет, при полном отсутствии каких-либо мер по её ограничению.
Суд полагает, что в рамках настоящего административного иска о признании запрещенной на территории РФ порнографической информации, размещенной на вышеуказанной Интернет-странице, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения по данному сетевому адресу в сети «Интернет» запрещенной для детей информации и, как следствие, установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.
Поскольку размещение информации на указанном Интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних детей, требование прокурора о признании указанной информации, распространение которой на территории РФ запрещено, подлежат удовлетворению.
Пункт 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101, устанавливает исчерпывающий перечень оснований для включения страниц сайтов в такой реестр, среди которых решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Основанием для включения в указанный реестр может быть решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в отношении информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства и призывов к совершению самоубийства, размещенной в продукции средств массовой информации, распространяемой посредством сети «Интернет».
Вместе с тем материалы дела не содержат данных, указанных в п.5 Правил, позволяющих Роскомнадзору включить спорные сайты в вышеуказанный единый реестр.
Таким образом, судом установлено, что спорные сайты в указанный реестр не включены. Однако вышеназванные Правила и иные нормативные правовые акты не содержат запрета на выбор прокурором иного способа защиты интересов неопределенного круга лиц, в том числе и путем предъявления иска об ограничении доступа к информации, запрещенной к распространению.
В силу ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, является, согласно п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При таких обстоятельствах основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является судебное решение.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск прокурора города Воркуты о признании информации запрещенной к распространению удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на Интернет-странице http://theplantmagic.com/, информацией, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в целях немедленного исполнения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Коми (167000, г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, д.17) для включения интернет-страницы http://theplantmagic.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 30.07.2021.
Судья У.Н. Боричева