Решение по делу № 33-4945/2019 от 16.07.2019

Председательствующий: Ретуева О.Н.                                                         Дело № 33-4945/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Цериградских И.В.,

судей Астапчук Р.В., Дзюбенко А.А.,

при секретаре Александровой Т.С.

рассмотрела в судебном заседании 31 июля 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Омской области Карзаевой Г.Ю. на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области к Бюджетному учреждению здравоохранения <...> «Клинической онкологический диспансер», Министерству здравоохранения Омской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи областного суда Дзюбенко А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Управление Роспотребнадзора по Омской области обратился в суд с иском к Бюджетному учреждению здравоохранения города Омска «Клинической онкологический диспансер», Министерству здравоохранения Омской области о признании действий незаконными, возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование указал, что истцом была проведена плановая выездная проверка деятельности юридического лица БУЗОО «КОД». В ходе проверки выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, об устранении которых выданы предписания. Данные предписания медицинским учреждением исполнены не были. Как следует из Устава медицинского учреждения, его учредителем является Омская область. Функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Министерство здравоохранения Омской области (как отраслевой орган исполнительной власти Омской области).

Просил признать незаконной деятельность БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», выполняемую с нарушениями санитарного законодательства, возложить на БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» обязанность устранить нарушения санитарных правил в срок до <...>: 1) соблюдать поточность в операционном блоке, расположенном на № <...>м этаже стационара корпуса № <...> (<...>): обеспечить раздельные входы в операционные для пациентов и персонала; выделить помещение для подготовки больного, оборудовать санпропускник для персонала; 2) представить документы, подтверждающие обеспечение кондиционирования воздуха в помещениях чистоты классов А (в палатах интенсивной терапии палатных отделений стационара корпуса № <...> (<...>), в операционных и палате интенсивной терапии стационара корпуса № <...> (<...>). На индивидуальные кондиционеры и сплит-системы иметь документы, подтверждающие оснащение фильтрами высокой очистки (№ <...>), техническое обслуживание, замену фильтров. На систему кондиционирования в операционном корпусе (в отделении реанимации и анестезиологии, палатах интенсивной терапии по <...>) представить документы, подтверждающие замену фильтров высокой очистки № <...> 3) в патолого-анатомическом отделении (<...>) оборудовать второй секционный зал с запасным наружным выходом; 4) в помещениях стационара корпуса № <...> (<...>) устранить дефекты внутренней отделки: на лестничных маршах всех этажей 2-х запасных лестниц 3-х этажного корпуса провести косметический ремонт (устранить серый налет, дефекты отслоившейся краски и побелки на потолках и стенах); в централизованном стерилизационном отделении устранить дефекты плиточного покрытия и отслоившейся краски на полу, стенах, утеплить двери запасного выхода в грязной зоне; 5) в здании стационара корпуса № <...> (<...>) мусоропровод оснастить устройством, обеспечивающем возможность проведения его чистки, мойки, дезинфекции в соответствии с требованиями пунктов № <...> главы I СанПиН № <...> «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность и пункта № <...> СанПиН 2.<...>-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; 6) определить перечень канцерогенных факторов, влияющих на сотрудников учреждения; провести санитарно-гигиеническую паспортизацию, санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасного производства согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Омской области; 7) обеспечить эксплуатацию вентиляционных систем с механическим побуждением в соответствие с требованиями СанПиН 2№ <...>: в процедурном кабинете № <...> этажа поликлиники (помещение № <...> <...>), обеспечив кратность воздухообмена по притоку не менее +8, в процедурном кабинете онкологического отделения на № <...> этаже стационара (<...>), обеспечив кратность воздухообмена по притоку не менее +8; в операционной № <...> в операционном блоке на № <...>м этаже стационара корпуса № <...> (помещение № <...> <...>) отрегулировать работу обще-обменных приточно-вытяжных вентиляционных систем, обеспечив преобладание притока воздуха над вытяжкой и кратность воздухообмена по притоку не менее +10, по вытяжке не менее -8; результаты работ подтвердить лабораторно-инструментальными испытаниями; 8) в процедурной кабинета дистанционной лучевой терапии блок № <...> радиологического отделения № <...> (<...>) (установлен ГТА "Рокус-АМ", зав. № <...>) устранить дефекты внутренней отделки потолка (отслоение краски); 9) в эндоскопическом отделении (<...>) оборудовать моечно-дезинфекционные помещения в соответствии с требованиями п. № <...> СП 3№ <...>; 10) в корпусе № <...> (<...>) для помещений лаборатории клинико-диагностического отделения выделить изолированную часть здания.

Также просил обязать Министерство здравоохранения Омской области осуществить финансирование БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» в объеме, необходимом для устранения в указанные сроки нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Омской области Малицкая М.И. в судебном заседании требования иска поддержала.

Представители ответчика БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» Самоловова Ю.М. и Моргунова И.А. иск не признали. Указали на выполнение требований истца в части проведения ремонта в кабинете дистанционной лучевой терапии и размещения лаборатории клинико-диагностического отделения на территории иммунологической лаборатории. Отметили, что выполнение требований к поточности в операционном блоке потребует реконструкции здания. Также указали, что санитарно-гигиенический паспорт канцерогенно опасного производства был сдан истцу.

Представитель Министерства здравоохранения Омской области Карзаева Г.Ю. в судебном заседании иск не признала. Полагала, что финансирование работ по устранению выявленных нарушений не является расходным обязательством областного бюджета. Также полагала, что требования действующих санитарных норм и правил не применимы к зданию онкологического диспансера <...> года постройки.

Судом постановлено решение, которым деятельность БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» по охране здоровья граждан, в том числе оказанию специализированной онкологической помощи, признана осуществляемой с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. На БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» возложена обязанность в срок до <...> принять меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, на Министерство здравоохранения Омской области как главного распорядителя бюджетных средств возложена обязанность в указанный срок осуществить финансирование в целях устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», а именно: 1) обеспечить соблюдение поточности операционного блока № <...> этажа стационара корпуса № <...> (<...>) путем: обеспечения раздельных входов в операционные для пациентов и персонала; выделения помещения для подготовки больного, оборудования санпропускника для персонала; 2) представить документы: об обеспечении кондиционирования воздуха в помещениях чистоты классов А (в палатах интенсивной терапии палатных отделений стационара корпуса № <...> (<...>), в операционных и палате интенсивной терапии стационара корпуса № <...> <...>); на индивидуальные кондиционеры и сплит-системы, подтверждающие оснащение фильтрами высокой очистки (№ <...>), их техническое обслуживание, замену фильтров; на систему кондиционирования в операционном корпусе (в отделении реанимации и анестезиологии, палатах интенсивной терапии по <...>), подтверждающие замену фильтров высокой очистки № <...>; 3) в патолого-анатомическом отделении (<...>) оборудовать второй секционный зал с запасным наружным выходом; 4) в помещениях стационара корпуса № <...> (<...>) устранить дефекты внутренней отделки: на лестничных маршах всех этажей 2-х запасных лестниц 3-х этажного корпуса провести косметический ремонт (устранить серый налет, дефекты отслоившейся краски и побелки на потолках и стенах); в централизованном стерилизационном отделении устранить дефекты плиточного покрытия и отслоившейся краски на полу, стенах, утеплить двери запасного выхода в грязной зоне; 5) в здании стационара корпуса № <...> (<...>) мусоропровод оснастить устройством, обеспечивающем возможность проведения его чистки, мойки, дезинфекции в соответствии с требованиями пунктов № <...> главы I СанПиН № <...> «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность и пункта № <...> СанПиН № <...> «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»; 6) эксплуатацию вентиляционных систем с механическим побуждением привести в соответствие с требованиями СанПиН № <...>: в процедурном кабинете 1 этажа поликлиники (помещение № <...> <...>), обеспечить кратность воздухообмена по притоку не менее +8; в процедурном кабинете онкологического отделения на 9-м этаже стационара (<...>) обеспечить кратность воздухообмена по притоку не менее +8; в операционной № <...> операционного блока на № <...> этаже стационара корпуса № <...> (помещение № <...> <...>) отрегулировать работу обще-обменных приточно-вытяжных вентиляционных систем, обеспечив преобладание притока воздуха над вытяжкой и кратность воздухообмена по притоку не менее +10, по вытяжке не менее -8; результаты работ подтвердить лабораторно-инструментальными испытаниями; 7) в процедурной кабинета дистанционной лучевой терапии блок № <...> радиологического отделения № <...> (<...> <...>) (установлен ГТА «Рокус-АМ», зав. № <...>) устранить дефекты внутренней отделки потолка (отслоение краски).

На БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» возложена обязанность в срок до <...> принять меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: 1) определить перечень канцерогенных факторов, влияющих на сотрудников учреждения; провести санитарно-гигиеническую паспортизацию, санитарно-гигиенический паспорт канцерогеноопасного производства и согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Омской области; 2) в эндоскопическом отделении (г. Омск <...>) моечно-дезинфекционные помещения оборудовать в соответствии с требованиями п. № <...> СП № <...> 3) в корпусе № <...> (<...>) для помещений лаборатории клинико-диагностического отделения выделить изолированную часть здания.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Омской области Карзаева Г.Ю. просит отменить решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Омской области обязанности осуществить финансирование деятельности БУЗОО «КОД» по устранению выявленных нарушений. Указывает, что на министерство не может быть возложена обязанность по обеспечению соблюдения требований Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» подведомственными юридическими лицами. Отмечает отсутствие оснований для привлечения министерства к субсидиарной и солидарной ответственности по обязательствам учреждения. Считает, что постановленное решение возлагает на министерство обязанность по финансированию мероприятий, относящихся к компетенции сотрудников учреждения и должных лиц иных государственных органов, что ставит зависимость исполнения решения от действий иных лиц, в том числе не являющихся участниками настоящего спора. Полагает необоснованным применение при разрешении настоящего спора положений СанПиН № <...> Считает, что на министерство была возложена обязанность по финансированию мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств системы обязательного медицинского страхования. Отмечает, что функции учредителя медицинской организации от имени Омской области также исполняет Министерство имущественных отношений Омской области. Полагает необоснованными выводы суда об отсутствии у учреждения денежных средств для устранения выявленных нарушений. Считает, что министерством надлежащим образом были исполнены обязательства по финансированию учреждения.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель БУЗОО «КОД» Маркелов Д.А. поддерживает доводы в ней изложенные.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Управления Роспотребнадзора по Омской области Новоселова Ю.Е. считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.

Изучив материалы дела, выслушав представителя истца Новоселову Ю.Е., представителя ответчика БУЗОО «КОД» Леденеву А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Правовое регулирование в сфере обеспечения санитарного - эпидемиологического благополучия в Российской Федерации основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от <...> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы санитарной безопасности.

Санитарно-эпидемиологические требования согласно статье 1 Закона № 52-ФЗ - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

Санитарные правила, устанавливающие соответствующие правила поведения, порядок организации медицинской помощи и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения санитарной безопасности определены в СанПиН № <...> "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от <...> N 58 (далее - СанПиН 2№ <...>).

Пунктом 10 ст. 2 Федерального закона от <...> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Согласно Приложению 16 к СанПиН № <...> лечебно-профилактические организации - все виды организаций, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основным видом деятельности которых является амбулаторно-поликлиническая и/или стационарная медицинская помощь.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения № <...> от <...> специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области проведена плановая выездная проверка деятельности БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», по результатам которой выдано предписание № <...> от <...> с различными сроками устранения нарушений.

<...> БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» было заявлено ходатайство о продлении сроков исполнения предписания по части пунктов.

Решением № <...> от <...> Управлением Роспотребнадзора по Омской области продлен срок исполнения предписания по части пунктов.

На основании распоряжения № <...> от <...> специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области проведена плановая выездная проверка в соответствии с планом проверок на <...> год, по результатам которой выдано предписание № <...> от <...>.

На основании распоряжения № <...> от <...> специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области проведена плановая выездная проверка ранее выданного предписания № <...> от <...>, по результатам которой выдано предписание № <...>/вп от <...>.

На основании распоряжения № <...> от <...> специалистами Управления Роспотребнадзора по Омской области проведена плановая выездная проверка ранее выданного предписания № <...> от <...>.

В ходе проверки выявлен факт невыполнения ранее выданных предписаний, нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (акт проверки № <...> от <...>).

<...> в отношении БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» составлен протокол об административном правонарушении по ст. <...> КоАП РФ (л.д. 19-27).

Таким образом, Управлением Роспотребнадзора по Омской области неоднократно с <...> года в отношении БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» проводились плановые проверки, неоднократно составлялись акты и выдавались предписания для устранения нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (л.д. 13-154), требования которых исполнены частично.

Обращаясь в <...> в суд с настоящим иском, Управление Роспотребнадзора по Омской области указало на выявленные многочисленные нарушения БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, меры к устранению которых не приняты.

В соответствии с пунктом № <...> Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от <...> N 656, в случае выявления при проведении проверки нарушений требований санитарной безопасности орган надзора обязан выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.

Правовое содержание понятия «бездействие» раскрывается п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <...> № <...> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в соответствии с которым к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Сопоставив предпринятые надзорным органом действия по проверке деятельности учреждения здравоохранения, итоговый результат проверки, при том, что фактическое наличие выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком опровергнуто не было, достоверность нарушений не оспорена, учитывая законодательно закрепленную обязанность бюджетного учреждения соблюдать требования санитарного законодательства, бездействие бюджетного учреждения в части исполнения данной обязанности, суд правомерно возложил на БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» обязанность по устранению выявленных нарушений.

Решение суда в части объема мероприятий, необходимых для устранения в медицинском учреждении санитарных норм и правил, возложения на бюджетное учреждение соответствующих обязанностей, обжалуется в части необеспечения БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» соблюдения поточности в операционном блоке, расположенном на <...> этаже стационара корпуса № <...> по адресу: <...>, а именно, необеспечения раздельных входов в операционные для пациентов и персонала и невыделения помещения для подготовки больного; необорудования санпропускника для персонала в операционном блоке.

Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что требования СанПиН № <...> на не распространяются на здание по <...>, поскольку последнее построено до введения в действие СанПиН № <...>, подлежат отклонению. Лечебное учреждение не может осуществлять свою деятельность в нарушение установленных санитарных правил и в силу закона обязано соблюдать требования санитарно-эпидемиологического законодательства.

В пункте № <...> раздела № <...> СанПиН № <...> прямо указано, что они обязательны для исполнения на территории Российской Федерации при эксплуатации объектов здравоохранения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исходя из площади здания невозможно разделить потоки персонала и пациентов в операционном блоке также подлежат отклонению.

Так, из письма АО ТПИ «Омскгражданпроект» от <...>, к которому обратилось БУЗОО «КОД» и просило дать оценку возможности разделения потоков персонала и пациентов в операционном блоке (л.д. 233 т.1), следует, что приведение здания в соответствие с СанПиН № <...> возможно путем реконструкции (л.д. 233-234). В отзывах на иск податель апелляционной жалобы и БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» также указывали на возможность обеспечения поточности путем проведения реконструкции.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Постановлением Правительства Омской области от <...> N 265-п "Об утверждении государственной программы Омской области "Развитие здравоохранения Омской области" предусмотрены мероприятия по строительству лечебного корпуса на 120 коек с поликлиникой на 900 посещений в смену по <...>, срок ввода в эксплуатацию - <...> год, в связи с чем мероприятия по п. 1 не целесообразны, подлежат отклонению.

Суд первой инстанции верно указал, что при рассмотрении заявленных требований подлежит оценке существующая ситуация, и вероятность ее изменения в будущем не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Указанный корпус не построен, эксплуатация действующего корпуса не прекращена, в связи с чем действующий корпус полежит приведение в соответствие с нормами действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы, что выполнения предписания в указанной части зависит от действий третьих лиц - БУЗОО «Клинический онкологический диспансер», Правительства Омской области и органа, выдающего разрешения на строительство также несостоятельны.

БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» не исполнило предписание по причине отсутствия финансирования, а за выдачей разрешения на строительство никто не обращался, соответственно, факт нарушений со стороны органа, выдающего разрешения на строительство, отсутствует. Ссылки подателя апелляционной жалобы на действия Правительства Омской области также несостоятельны, поскольку главным распорядителем бюджетных средств в данной части является именно податель апелляционной жалобы.

В остальной части решение суда в части объема мероприятий, необходимых для устранения в медицинском учреждении санитарных норм и правил, возложения на бюджетное учреждение соответствующих обязанностей и сроках их исполнения, сторонами не обжалуется, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ не является.

Доводы апелляционной жалобы о недопустимости возложения на Министерство здравоохранения по Омской области обязанности по осуществлению финансирования в целях устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии в деятельности БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» подлежат отклонению по следующим мотивам.

В общем виде нормативное регулирование в области санитарной безопасности предполагает соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований санитарной безопасности.

В данной связи, устанавливая субъектов ответственности и исполнения обязанности по устранению нарушений требований санитарной безопасности, суд первой инстанции правильно исходил из того, что наряду с БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» ответственность несет Министерство здравоохранения Омской области.

При этом юридическая основа и формы исполнения обязанности по устранению в медицинском учреждении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства у бюджетного учреждения и органа государственной власти являются следующими: исполнение судебного акта в части непосредственного устранения выявленных нарушений (в натуре) предполагается действиями самого бюджетного учреждения; финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарных требований должно осуществляться и с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 52-ФЗ (п. 2 в ред. Федерального закона от <...> N 122-ФЗ) осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Согласно п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от <...> N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в. целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В пункте 2 указанной статьи установлено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Согласно п. № <...>. Устава функции учредителя БУЗОО «КОД» осуществляет Омская область. При этом функции учредителя от имени Омской области в пределах своих полномочий осуществляет Министерство здравоохранения Омской области (как отраслевой орган исполнительной власти Омской области).

Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, находящееся в собственности Омской области и во владении и пользовании БУЗОО «КОД» передано учреждению на праве оперативного управления (п. № <...> Устава).

Согласно п. № <...> Устава контроль за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за БУЗОО «КОД» на праве оперативного управления имущества осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области и Министерством здравоохранения Омской области (как отраслевым органом исполнительной власти Омской области).

Соответственно, объем ответственности Министерства здравоохранения Омской области за выявленные в БУЗОО нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению осуществляет функции учредителя и является главным распорядителем денежных средств.

Полномочия Министерства здравоохранения как главного распорядителя, в том числе осуществление внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в соответствии с законодательством, закреплены в № <...> Положения о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от <...> N № <...>. Реализуя предоставленные полномочия, Министерство здравоохранения Омской области, являясь органом исполнительной власти Омской области, реализует также полномочия собственника и учредителя (Омской области) и обеспечивает проведение государственной политики на территории Омской области в сфере охраны здоровья населения Омской области.

Статьей 38.1 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

В соответствии со ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Согласно постановлению Правительства Омской области от <...> N № <...>п "Об установлении подведомственности получателей средств областного бюджета" главным распорядителям средств областного бюджета, являющимся органами исполнительной власти Омской области, подведомственны получатели средств областного бюджета -территориальные органы указанных органов, обладающие правами юридического лица, казенные учреждения Омской области, бюджетные учреждения Омской области (за исключением бюджетных учреждений Омской области, которым предоставляются из областного бюджета субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), и на иные цели), в отношении которых указанные органы осуществляют функции учредителя в качестве отраслевых органов исполнительной власти Омской области.

В силу ч.2,3 ст. 9.2 Федерального закона от <...> N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (ч.6 ст. 9.2 Федерального закона от <...> N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Как следует из Устава БУЗОО, формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется отраслевым органом (Министерством здравоохранения Омской области).

Недвижимое имущество, находящееся в собственности Омской области и во владении и пользовании БУЗОО, передано учреждению на праве оперативного управления.

Контроль за сохранностью и использованием закрепленного за БУЗОО на праве оперативного управления имущества осуществляется Министерством имущественных отношений Омской области и Министерством здравоохранения Омской области (как отраслевым органом исполнительной власти Омской области) (п.3.13 Устава).

Согласно подп. 8-9 п. 5.2 Устава, Министерством здравоохранения Омской области (как отраслевым органом исполнительной власти Омской области) обеспечивается надлежащее содержание закрепленного за учреждением движимого и недвижимого имущества, в том числе, своевременное проведение капитального и текущего ремонтов; обеспечивается выполнение учреждением государственных заданий (заданий) по предоставлению государственных услуг.

В свою очередь, сведений о том, что БУЗОО через Министерство здравоохранения Омской области как учредителя и главного распорядителя выделялись достаточные денежные средства для финансирования расходов на устранение нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в рамках необходимого государственного задания, в материалах гражданского дела не имеется.

В то же время обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства у Омской области в лице Министерства здравоохранения Омской области как учредителя бюджетного учреждения существовала с <...> года, когда в деятельности БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Как указано выше, Управлением Роспотребнадзора по Омской области неоднократно <...> года в отношении БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» проводились плановые проверки, неоднократно составлялись акты и выдавались предписания для устранения нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (л.д. 13-154), требования которых исполнены частично.

В остальной части нарушения не устранены по причине отсутствия у учреждения денежных средств для их выполнения.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о необходимости возложения обязанности по устранению нарушений требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения на учредителя юридического лица в лице соответствующего отраслевого органа.

Имущественная ответственность медицинского учреждения по своим обязательствам не освобождает Министерство здравоохранения Омской области как отраслевой орган от обязанности по финансовому обеспечению деятельности учреждения.

Обязанность по устранению выявленных нарушений на Министерство судом правомерно возложена в связи с отсутствием необходимых средств у бюджетного учреждения, поскольку несоответствие зданий и помещений учреждения требованиям санитарного законодательства создает угрозу причинению вреда жизни и здоровью пациентов.

В соответствии с уставом учреждения Министерство обязано обеспечивать надлежащее содержание и при необходимости ремонт здания учреждения в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами. В данном случае суд правомерно определил данную обязанность путем осуществления финансирования названных расходов.

Доводы апелляционной жалобы о том, что одним из обязательных условий привлечения собственника имущества БУ к субсидиарной ответственности по долгам учреждения является недостаточность имущества и лишь по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, основанием к отказу в иске в указанной части явиться не могут.

В данном случае на Министерство возложена обязанность не по долгам бюджетного учреждения, а в связи с необходимостью устранения выявленных нарушений законодательства.

Являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, не осуществляя финансирование в необходимом и достаточном для устранения в полном объеме всех выявленных нарушений санитарного законодательства, отраслевой орган надлежаще не выполнил возложенную на него законом обязанность, в связи с чем суд правомерно возложил на указанный государственный орган ответственность по финансированию выполнения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства.

При этом реализация полномочий органов государственной власти в рассматриваемой области действующим законодательством не ставится в зависимость от наличия, финансовой возможности. На Министерство должна быть возложена обязанность по устранению нарушений с учетом недостаточности имеющихся у бюджетного учреждения (выделенных ему) денежных средств. Указанное отвечает требованиям об обязательной исполнимости судебных актов (ст. 13 ГПК РФ), соответствует положениям Федерального закона от <...> N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Гражданского кодекса РФ, в том числе ст. 210 Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ).

Поскольку контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества в пределах своей компетенции осуществляет отраслевой орган (Министерство здравоохранения по Омской области), на последнем в любом случае лежала обязанность по своевременному выявлению нарушений и принятию мер к их устранению. Поскольку выявленные нарушения не были своевременно устранены, суд верно возложил обязанность их устранению на Министерство. Министерство имеет возможность исполнить возложенную на него обязанность путем выделения необходимого финансирования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что применительно к положениям ч. 7 ст. 35 Федерального закона от <...> N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" выполнение указанных мероприятий по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства в целях устранения выявленных нарушений входит в структуру тарифа на оплату медицинской помощи проведение и не должно финансироваться за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, подлежат отклонению последующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулирует Федеральный закон от <...> N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования (пункт 1 статьи 3 Федерального закона N 326-ФЗ).

В силу ст. 8 названного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относятся:

1) уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

2) установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

3) финансовое обеспечение и реализация территориальных программ обязательного медицинского страхования в размере, превышающем размер субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов;

4) утверждение бюджетов территориальных фондов и отчетов об их исполнении.

Согласно ч. 7 ст. 35 Федерального закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Мероприятия по обеспечению соблюдения поточности операционного блока № <...>го этажа стационара корпуса № <...> путем обеспечения раздельных входов в операционные для пациентов и персонала, выделения помещения для подготовки больного, оборудования санпропускника для персонала возможны путем проведения реконструкции в здании БУЗОО «Клинический онкологический диспансер» применительно к положениям ч. 7 ст. 35 Федерального закона от <...> N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в структуру тарифа на оплату медицинской помощи не входит и должно финансироваться за счет бюджетных ассигнований областного и местного бюджетов (в соответствии со ст. 16 Федерального закона от <...> N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ст. 29 Федерального закона от <...> N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), равно как и мероприятия по производству ремонтных и отделочных работ зданий, и иные дорогостоящие мероприятия (например, оснащение мусоропровода очищающим устройством, приведение в соответствие системы вентиляции, оснащение системы кондиционеров и сплит-системы фильтрами высокой очистки).

Кроме того, обязанность подлежит возложению на учредителя бюджетного учреждения - Министерство здравоохранения Омской области как на отраслевой орган исполнительной власти Омской области, которым согласно подп. 8-9 п. 5.2 Устава, обеспечивается надлежащее содержание закрепленного за учреждением движимого и недвижимого имущества, в том числе, своевременное проведение капитального и текущего ремонтов и выполнение учреждением государственных заданий (заданий) по предоставлению государственных услуг. Министерство здравоохранения Омской области является главным распорядителем денежных средств по отношению к учреждению, обеспечивает проведение государственной политики на территории Омской области в сфере охраны здоровья населения Омской области согласно Положению о Министерстве здравоохранения Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от <...> N 133, а в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации.

Суд возложил обязанность по устранению нарушений на Министерство в связи с отсутствием необходимых средств у бюджетного учреждения. Между тем, Министерство, являясь обязанным лицом по финансированию учреждения, обязано принимать участие в организации строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов для государственных учреждений Омской области, подведомственных Министерству, участвовать в разработке и реализации программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Омской области, в том числе путем выявления и устранения иных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности подведомственных ему учреждений.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности выводов суда об отсутствии у учреждения денежных средств для устранения выявленных нарушений подлежат отклонению, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что нарушения не устранены по причине отсутствия финансирования. Соответственно, по вышеизложенным доводам подлежат отклонению указания в апелляционной жалобе на то, что Министерством надлежащим образом были исполнены обязательства по финансированию учреждения.

Соответственно, суд правомерно возложил на него обязанность по устранению нарушений санитарного законодательства. Нарушения требований санитарного законодательства при деятельности учреждения создает угрозу причинению вреда жизни и здоровью пациентов.

В этой связи ссылки ответчика на финансирование бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования (одноканальное финансирование, предусматривающее включение всех расходов в структуру тарифа на оплату медицинской помощи), на возможность осуществления учреждением иной деятельности, приносящей доход, основанием для иных выводов во всяком случае не являются.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Управлением Роспотребнадзора по Омской области требования. Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании и применении норм действующего законодательства.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, распределил между сторонами бремя доказывания, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку. Нормы материального права судом применены верно и приведены в решении.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием к отмене судебного акта, судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к субъективному толкованию норм материального права, по существу, повторяют изложенную ответчиком позицию по делу, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Омска от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства здравоохранения Омской области Карзаевой Г.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи

31.07.2019Судебное заседание
05.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2019Передано в экспедицию
31.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее