Решение по делу № 2-28/2023 (2-431/2022;) от 15.12.2022

Дело №2-28/2023

УИД 32RS0011-01-2022-000522-59

Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2023 года г. Злынка

Злынковский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Мотыревой О.В.,

при секретаре Тищенко Н.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Злынковского района Дылдиной О.В.,

истца Тарановой О.Ф., действующей также в интересах несовершеннолетних Тарановой А.Н. и Тарановой З.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Злынковского района в защиту жилищных прав Тарановой ФИО12, Таранова ФИО13, несовершеннолетних Тарановой ФИО11 и Тарановой ФИО10 к администрации Злынковского района Брянской области о признании права на приватизацию жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Злынковского района обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ с исковым заявлением к администрации <адрес>, с учетом уточнения, о признании права семьи Тарановых в составе: мать – Таранова О.Ф., отец – Таранов Н.А., дочь – Таранова А.Н., дочь – Таранова З.Н., на приватизацию жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: г.Злынка, <адрес> и возложении обязанности на администрацию Злынковского района передать указанное жилое помещение в собственность Тарановой О.Ф., Таранова Н.А., Тарановой А.Н., Тарановой З.Н., путем заключения договора передачи в порядке, установленном законодательством, не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование иска указано, что прокуратурой Злынковского района по обращению Тарановой О.Ф. была проведена проверка в сфере исполнения жилищного законодательства, которой установлено следующее.

Таранова О.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроена в ГБУЗ «Злынковская ЦРБ» в должности участкового врача. ДД.ММ.ГГГГ принята на очередь в качестве нуждающейся в получении жилья. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и Тарановой О.Ф. заключен договор найма служебного жилого помещения – жилого дома <адрес> в г.Злынка.

На основании заявления нанимателя, ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Злынковская ЦРБ» в администрацию Злынковского района направило ходатайство об исключении вышеуказанного жилого дома из специализированного жилого помещения и предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма. В связи с чем, администрацией Злынковского района ДД.ММ.ГГГГ принято Постановление об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда и включении его в муниципальный жилищный фонд социального использования и в этот же день вынесено распоряжение -р о предоставлении Тарановой О.Ф. жилого помещения по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Тарановой О.Ф. в администрацию Злынковского района подано заявление о приватизации спорного жилого помещения, в чем ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с отменой постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда» и распоряжения -р от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилья по договору социального найма».

Однако, на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ Таранова О.Ф. имела право пользования спорным жилым помещением на условиях заключенного договора социального найма. В настоящее время договор социального найма не расторгнут, заявитель и члены её семьи проживают в спорном жилом доме на условиях договора социального найма.

Таким образом, администрацией неправомерно и без законных оснований отказано в приватизации жилого помещения, предоставленного по договору социального найма.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Злынковского района Дылдина О.В., истец Таранова О.Ф., действующая также в интересах несовершеннолетних детей, исковые требования с учетом их уточнения поддержали, просив их удовлетворить.

Истец Таранов Н.А., в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, также поддерживая исковые требования.

Представитель ответчика – администрации Злынковского района, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения дела, для участия в судебном заседании не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, иск не признал, ссылаясь на отсутствие законных оснований для его удовлетворения.

Представитель третьего лица – ГБУЗ «Злынковская ЦРБ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие указанных участников процесса.

Выслушав сторону истца, исследовав материалы гражданского дела, изучив позицию ответчика, суд приходит к следующему.

Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 ЖК РФ).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность исключения служебного жилого помещения из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (статья 11 Закона).

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных данным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (статья 2 данного Закона).

Согласно действующему законодательству, одним из условий реализации права гражданина на передачу ему в собственность жилого помещения является его проживание в жилом помещении государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма.

В силу статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Как видно из материалов дела и установлено судом, Таранова О.Ф. на основании приказа о -ПУ от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в поликлинику ГБУЗ «Злынковская ЦРБ» в качестве врача-стажера.

ДД.ММ.ГГГГ Тарановой О.Ф. в администрацию Злынковского района было подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма и на праве собственности (л.д.9).

На основании распоряжения администрации Злынковского района № 521-р от ДД.ММ.ГГГГ Таранова О.Ф. принята на учет на получение муниципального жилья при администрации Злынковского района, с даты подачи заявления (л.д.10). В качестве нуждающейся в жилом помещении Таранова О.Ф. состоит на учете в администрации Злынковского района и в настоящее время. Указанное, подтверждено истцом и материалами дела, не оспаривается ответчиком.

ДД.ММ.ГГГГ главный врач ГБУЗ Злынковская ЦРБ обратилась с ходатайством к главе администрации Злынковского района о предоставлении вне очереди жилья врачу терапевту Злынковской ЦРБ Тарановой О.Ф, работающей с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения администрации Злынковского района № 270-р Тарановой О.Ф. на состав семьи из 2-х человек (она и супруг Таранов Н.А.) предоставлен жилой дом по адресу: г.Злынка, <адрес>, по договору найма специализированного жилого помещения (л.д.12). Указанное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду Злынковского городского поселения с целевым назначением: обеспечение жилыми помещениями работников сферы медицины (врачей), постановлением администрации Злынковского района №208а от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Злынковского района и Тарановой О.Ф. заключен договор найма служебного жилого помещения по адресу: <адрес>. Вместе с нанимателем в качестве члена семьи вселен муж Таранов Н.А. (л.д.13-15).

ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству администрация ГБУЗ «Злынковская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: г.Злынка, <адрес>, на основании постановления администрации Злынковского района, исключен из специализированного жилищного фонда и включен в жилищный фонд социального использования муниципального образования «Злынковское городское поселение» и распоряжением -р предоставлен Тарановой О.Ф. с составом семьи 3 человека по договору социального найма (л.д. 16,17,18).

На основании указанного распоряжения ДД.ММ.ГГГГ администрацией Злынковского района с Тарановой О.Ф. заключен договор социального найма указанного жилого помещения, с составом семьи: муж Таранов Н.А. и дочь ФИО2, 2019 года рождения (л.д. 19-21).

ДД.ММ.ГГГГ Тарановой О.Ф. в администрацию Злынковского района было подано заявление о приватизации жилого дома по адресу: <адрес>, предоставленного по договору социального найма (л.д.22).

ДД.ММ.ГГГГ в семье Тарановых родился второй ребенок Таранова ФИО14.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением -р администрацией Злынковского района отменено распоряжение -р о предоставлении Тарановой О.Ф. жилья по договору социального найма и принято постановление об отмене постановления администрации Злынковского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда», в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Тарановой О.Ф. отказано в приватизации жилого помещения по адресу: г.Злынка, <адрес>.

Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

Более того, решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, о чем упоминается в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 9-П о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила), которые устанавливают порядок и требования отнесения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов к специализированному жилищному фонду.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Между тем, немотивированно отменяя свое постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 224 «Об исключении жилого помещения из специализированного жилого фонда»», администрация Злынковского района фактически возвратила спорное жилое помещение, занимаемое на тот момент семьей Тарановой О.Ф. по договору социального найма, в специализированный жилищный фонд, что нельзя признать законным.

Как указано ранее и подтверждено материалами дела, после отнесения администрацией Злынковского района спорного жилого дома к жилищному фонду социального использования, с Тарановой О.Ф. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма, в связи с чем у нее и членов ее семьи возникло право на приватизацию данного жилого помещения. Такое право имелось и на момент подачи ею соответствующего заявления ДД.ММ.ГГГГ.

Изложенные в возражениях доводы ответчика о том, что спорное жилое помещение предоставлено Тарановой О.Ф. по договору социального найма с нарушением закона, являются несостоятельными, поскольку право на заключение договора социального найма на спорное жилое помещение возникло у истца не в связи с его предоставлением в порядке улучшения жилищных условий, а в связи с переводом занимаемого ее семьей жилого помещения в фонд социального использования.

Кроме того, признавая доводы ответчика несостоятельными, суд также учитывает, что на дату заключения договора социального найма ДД.ММ.ГГГГ Таранова О.Ф. состояла на учете нуждающихся в жилом помещении (состоит с 2016 г.), что не оспаривается самим ответчиком.

Обстоятельств, препятствующих реализации права истцов Тарановой О.Ф., Таранова Н.А. и несовершеннолетних Тарановой А.Н. и Тарановой З.Н. на передачу им в собственность жилого помещения, судом не установлено.

Таким образом, исковые требования прокурора Злынковского района, подлежат удовлетворению.

С учётом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Злынковского района в защиту жилищных прав Тарановой ФИО15 (паспорт выдан ТП УФМС России по Брянской области в г.Злынка ДД.ММ.ГГГГ), Таранова Николая Александровича ( выдан ТП УФМС России по Брянской области в г.Злынка ДД.ММ.ГГГГ), несовершеннолетних Тарановой ФИО16 (), ФИО3 () к администрации Злынковского района Брянской области () о признании права на приватизацию жилого помещения, удовлетворить.

Признать за Тарановой ФИО17, Тарановым ФИО18, Тарановой ФИО19, Тарановой ФИО20, право на приватизацию жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: Брянская область, г. Злынка, <адрес>, общей площадью 65,8 кв.м., обязав администрацию Злынковского района в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу заключить с указанными гражданами договор передачи указанного жилого помещения в их собственность (договор приватизации).

Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Злынковский районный суд.

Дата изготовления решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.В. Мотырева

2-28/2023 (2-431/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Таранов Николай Александрович
прокурор Злынковского района
Таранова Оксана Федоровна
Ответчики
Администрация Злынковского района
Другие
ГБУЗ "Злынковская ЦРБ"
Суд
Злынковский районный суд Брянской области
Судья
Мотырева Ольга Викторовна
Дело на странице суда
zlinkovsky.brj.sudrf.ru
15.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2022Передача материалов судье
16.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2023Подготовка дела (собеседование)
17.01.2023Подготовка дела (собеседование)
17.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее