Решение по делу № 2-2541/2024 от 14.06.2024

Дело № 2-2541/2024

УИД 52RS0009-01-2024-002565-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Арзамас 22 июля 2024 года

Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Магдановой Е.Р.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Давыдовой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.А.Н. к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Кочешков А.Н. обратился в суд с иском к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области о компенсации морального вреда, указав в обоснование своих требований на то, что он проживает в г.<адрес> и является пользователем автомобильных общего пользования; при передвижении по территории города Арзамаса и Арзамасского района им были обнаружены многочисленные дефекты дорожного покрытия в виде ям, трещин, выбоин в г.о.г.Арзамас, которые не причинили ущерб его имуществу, но сама по себе поездка по дороге, находящейся в неудовлетворительном состоянии, причинила ему, как пользователю дороги общего пользования, моральные и нравственные страдания, в связи с чем он имеет право на взыскание компенсации морального вреда за ненадлежащее качество автомобильной дороги и просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Истец Кочешков А.Н. в судебное заседание не явился, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения на исковое заявление, в которых исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Принимая во внимание, что неявившиеся лица являются надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения гражданского дела, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, суд на основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее гражданское дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

В силу ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.1 постановления от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Судом установлено, что истец Кочешков А.Н. проживает в <адрес> и является пользователем автомобильных общего пользования.

Как указывает истец, при передвижении по территории города Арзамаса и Арзамасского района им были обнаружены многочисленные дефекты дорожного покрытия в виде ям, трещин, выбоин в г.о.г.Арзамас, в частности, по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч.1, 2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Положения ч.2, 3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в зависимости от того, является ли автомобильная дорога дорогой регионального и межмуниципального значения или местного значения, разграничивают полномочия по осуществлению дорожной деятельности между уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными органами местного самоуправления. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

В соответствии с пп.5, 25 ч.1 ст.26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно ст.11 Устава городского округа город Арзамас Нижегородской области в ведении городского округа город Арзамас находятся вопросы местного значения, иные вопросы, не отнесенные к компетенции иных уровней публичной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Нижегородской области, принятые к рассмотрению органами местного самоуправления городского округа, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления городского округа, в частности, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В соответствии с п.5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, проломов не должны превышать по длине 15 см, по глубине 5 см, по площади не более 0,06 кв.м.

В соответствии с п.5.1.3 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 кв.м, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 кв.м. Загрязнения должны быть удалены в течение 3-х суток, отдельные разрушения - в течение 7 суток.

Администрация городского округа город Арзамас Нижегородской области является органом местного самоуправления, который обладает полномочиями по решению вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, а также полномочиями по содержанию и строительству дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений в пределах муниципального образования.

Участок дороги, на котором истцом был обнаружен дефект дорожного покрытия, относится к муниципальному имуществу.

Судом установлено, что вред имуществу и здоровью истца в результате ненадлежащего содержания дороги общего пользования на территории городского округа город Арзамас Нижегородской области причинен не был.

Нарушений требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения ГОСТ, судом не установлено.

Более того, истцом в материалы дела в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств наличия дефекта дорожного покрытия как такового.

В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Нарушения требований ГОСТ должны быть подтверждены актом с составлением схемы места происшествия с указанием повреждения покрытия, прикладывается фотография повреждения покрытия. Указанных данных истцом в материалы дела не представлено.

Сведений о привлечении ответчика к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, материалы дела не содержат.

Таким образом, фактов, свидетельствующих о ненадлежащем содержании дороги ответчиком, судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны ответчика.

В соответствии с п.12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (ст.151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Судом причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика по содержанию дорожного покрытия и моральным вредом, причиненным истцу, не установлена.

С учетом установленных обстоятельств правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.

Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска К.А.Н. (паспорт ) к администрации городского округа город Арзамас Нижегородской области (ИНН 5243009300) о компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Р. Магданова

Мотивированное решение суда составлено 29.07.2024 года.

2-2541/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кочешков Александр Николаевич
Ответчики
Администрация городского округа города Арзамаса
Суд
Арзамасский городской суд Нижегородской области
Судья
Магданова Е.Р.
Дело на сайте суда
arzamassky.nnov.sudrf.ru
14.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2024Передача материалов судье
17.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.06.2024Подготовка дела (собеседование)
28.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2024Судебное заседание
29.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее