дело № 2а-1-46/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 16 февраля 2018 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Ерофеевой Н.Н.,
с участием административного истца Никитина В.В., его представителя адвоката Алдушкиной Н.З., действующей по ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» Ванюкова А.Л., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя заинтересованного лица Троицко-Посадской сельской администрации главы Беляева В.Ю.,
заинтересованного лица Никитиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Никитина В.В. к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район», Министерству социального развития Республики Марий Эл о признании принятым на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, понуждении включить в список получателей субсидии за счет федерального бюджета,
установил:
Никитин В.В. обратился в суд с впоследствии неоднократно уточненным иском администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» (далее администрации МО «Горномарийский муниципальный район»), Министерству социального развития Республики Марий Эл (далее Минсоцразвития РМЭ), в котором просит признать его принятым администрацией Горномарийского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию МО «Горномарийский муниципальный район» включить истца вне очереди в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям, имевшим место на 2016 год, обязать Минсоцразвития РМЭ включить истца в список получателей субсидий за счет федерального бюджета и направить в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл.
В обоснование иска указано, что он и Никитина Л.А. являются родителями военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, имеют удостоверения, подтверждающие соответствующие льготы и преимущества. ДД.ММ.ГГГГ Никитина Л.А., действуя от имени и в интересах семьи, подала в администрацию Горномарийского муниципального района заявление о постановке на учет по улучшению жилищных условий, на основании которого их семья поставлена на учет. В 2012 году брак между ним и Никитиной Л.А. расторгнут. ДД.ММ.ГГГГ Никитиной Л.А. была предоставлена безвозмездная жилищная субсидия, рассчитанная только на Никитину Л.А. В отношении него Министерством социального развития Республики Марий Эл ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение об отказе во включении в список получателей безвозмездной субсидии для обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку он не числится в списках граждан, вставших на учет для обеспечения жильем до ДД.ММ.ГГГГ, по сведениям, представленным администрацией Горномарийского муниципального района на 01 января
2017 года. Истец полагает, что, будучи поставленным в 1996 г. на учет для улучшения жилищных условий как член семьи Никитиной Л.А., имеет право состоять на таком учете после ДД.ММ.ГГГГ и после расторжения брака.
Определением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему делу в части исковых требований к Министерству социального развития Республики Марий Эл о возложении обязанности включить Никитина В.В. в список получателей субсидии за счет федерального бюджета прекращено.
В суде истец Никитин В.В. и его представитель адвокат Алдушкина Н.З. исковые требования поддержали, на их удовлетворении настаивали, пояснив, что о факте постановки на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий свидетельствует то обстоятельство, что с 1996 г. в орган социальной защиты населения предоставлялись документы, подтверждающие право истца находится на таком учете. Невключение истца администрацией в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2016 г., на основании которого должно быть выдано свидетельство в 2017 г., привело к необходимости получения истцом кредита в ПАО «Сбербанк России», использованного для приобретения в долевую собственность с Никитиной Л.А. квартиры в <адрес>. Истец намерен за счет субсидии погасить указанные кредитные обязательства.
Представитель ответчика администрации МО «Горномарийский муниципальный район» Ванюков А.Л., оставляя разрешение спора на усмотрение суда, пояснил, что сведений о подаче истцом самостоятельного заявления о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в администрации не имеется, в связи с чем сведения о Никитине В.В. не были предоставлены в Минсоцразвития РМЭ при формировании списка получателей субсидии для обеспечения жильем. В настоящее время Никитин В.В. включен в список граждан, вставших на учет для обеспечения жильем до ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Троицко-Посадской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Данный список будет направлен в Минсоцразвития РМЭ на начало нового финансового года.
Ответчик Министерство социального развития Республики Марий Эл представителя в суд не направили, в представленном в суд отзыве, указали, что законных оснований для включения Никитина В.В. в список получателей субсидии в 2017 году за счет федерального бюджета не имеется, такое включение за предыдущий год не предусмотрено действующим законодательством.
Представитель заинтересованного лица Троицко-Посадской сельской администрации Беляев В.Ю. возражений по существу иска не выразил, полагая, что истец имеет право на получение субсидии.
Заинтересованное лицо Никитина Л.А. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Никитин В.В. и Никитина Л.А. являются родителями военнослужащего ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, погибшего при исполнении обязанностей срочной военной службы. Истцу выдано удостоверение, подтверждающее его право на льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих.
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Федерального закона от
12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, распространяются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий.
К числу мер социальной поддержки согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах» относится обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Положением пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия, в том числе, по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15,
17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом согласно подпункту 3.2 статьи 23.2 указанного закона по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до
01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11.1 Федерального закона «О ветеранах»).
Во исполнение, в частности, статей 21 и 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Правительством Республики Марий Эл разработан Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок), утвержденный постановлением Правительства Республики Марий Эл от
06 декабря 2006 года № 256.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.2 указанного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставляются в числе иных категорий граждан членам семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 1.4 Порядка гражданам, указанным в пунктах 1.2 и 1.3 настоящего Порядка (далее гражданин-получатель субсидии), предоставляется по их письменным заявлениям единовременная денежная выплата на строительство или приобретение на территории Российской Федерации жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, по договору купли-продажи или мены жилого помещения или договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома, или договору переуступки права требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома. Указанная единовременная денежная выплата предоставляется в форме безвозмездной субсидии, перечисляемой на счет продавца или застройщика, или лица, переуступившего свое право требования по договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома, в кредитной организации.
В части организации работы по предоставлению безвозмездных субсидий Порядком закреплено, что Министерство социального развития Республики Марий Эл формирует Сводный список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1.2 и пункте 1.3 настоящего Порядка (далее Сводный список №), и Сводный список граждан, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, из числа лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего Порядка (далее Сводный список №), на основании сведений о них, представляемых органами местного самоуправления ежегодно, до 01 января (пункт 2.1 Порядка).
Сводные списки формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления или признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления в Республике Марий Эл.
Органы местного самоуправления по запросам Министерства социального развития Республики Марий Эл представляют информацию, необходимую для формирования Сводных списков (абзацы 2 и 3 пункта 2.1 Порядка).
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка Министерство социального развития Республики Марий Эл на основании Сводных списков и в объеме средств, предоставленных из федерального бюджета на соответствующий финансовый год, по запросу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл формирует список граждан-получателей субсидий в очередном году (далее - список получателей субсидий) из числа граждан, указанных в подпункте 1 пункта 1.2 и пункте 1.3 настоящего Порядка (далее - список получателей субсидий №), и список граждан-получателей субсидий в очередном году из числа граждан, указанных в подпункте 2 пункта 1.2 настоящего Порядка (далее список получателей субсидий №). Сводные списки на текущий год доводятся до государственных казенных учреждений Республики Марий Эл - центров предоставления мер социальной поддержки населению в городах и районах Республики Марий Эл (далее - центры социальной поддержки населения).
Центры социальной поддержки населения в течение 5 рабочих дней после дня получения Сводных списков от Министерства социального развития Республики Марий Эл письменно извещают граждан о включении их в эти списки. Граждане, включенные в Сводные списки, или их законные представители подают в центр социальной поддержки населения заявление и пакет документов, подтверждающих их право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем (пункт 2.3 Порядка).
Пунктом 2.6 Порядка предусмотрено, что Министерство социального развития Республики Марий Эл проверяет представленные заявления граждан о предоставлении субсидий и документы, в течение 10 календарных дней включает граждан в список получателей субсидий на текущий год либо в течение 10 календарных дней направляет гражданам уведомления о принятии решения об отказе во включении в список получателей субсидий с указанием причин отказа.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Никитина Л.А. обратилась в адрес главы администрации Горномарийского муниципального района с заявлением о выделении жилищной субсидии для капитального ремонта дома как семье военнослужащего, погибшего во время прохождения срочной военной службы. На основании данного заявления она была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с указанной даты.
В 2012 году брак между Никитиной Л.А. и Никитиным В.В. расторгнут.
В 2017 году Никитиной Л.А. выделена безвозмездная жилищная субсидия для обеспечения жильем. Никитину В.В., также подавшему заявление в Министерство социального развития Республики Марий Эл, во включении в список получателей субсидии в 2017 году отказано.
Основанием для отказа во включении в список получателей субсидии в 2017 году со ссылкой на пункт 2.2 Порядка послужило то, что по сведениям, представленным администрацией Горномарийского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ, в списках граждан, вставших на учет для обеспечения жильем до ДД.ММ.ГГГГ, Никитин В.В. не числится.
Из искового заявления следует, что обращение Никитина В.В. в суд обусловлено невключением истца администрацией Горномарийского муниципального района в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и, как следствие, отказом Министерства социального развития Республики Марий Эл во включении Никитина В.В. в список получателей субсидии в 2017 году.
Следовательно, изложенные выше исковые требования фактически направлены на оспаривание бездействия ответчиков по невключению Никитина В.В. в списки, нахождение в которых свидетельствует о признании за истцом права на получение указанной меры социальной поддержки от государства.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ для оспаривания решения, действия (бездействия) в том числе органа местного самоуправления, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В данном случае нарушений закона, а также прав и законных интересов Никитина В.В. в действиях (бездействии) ответчиков суд не находит.
Как следует из объяснений участников судебного разбирательства и материалов дела, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Никитин В.В. включен в список граждан, вставших на учет для обеспечения жильем до ДД.ММ.ГГГГ по Горномарийскому муниципальному району, что подтверждается представленным списком.
Таким образом, в настоящее время оснований для принудительного возложения на администрацию МО «Горномарийский муниципальный район» обязанности включить Никитина В.В. в такой список не имеется.
Не требует признания судом факт принятия истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в силу включения истца в список граждан, вставших на учет для обеспечения жильем до ДД.ММ.ГГГГ по Горномарийскому муниципальному району, это обстоятельство ответчиком не оспаривается, а потому нарушений прав истца в действиях (бездействии) администрации не усматривается.
Доводы стороны истца о необходимости включения Никитина В.В. в названный список нуждающихся в жилье по основаниям до ДД.ММ.ГГГГ суд полагает несостоятельными.
Согласно акту приема-передачи личных дел очередников, состоящих на улучшении жилищных условий, составленному на основании распоряжения главы администрации МО «Горномарийский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ № личное дело Никитиной Л.А., содержащее сведения о ее супруге Никитине В.В., передано районной администрацией в Троицко-Посадскую сельскую администрацию ДД.ММ.ГГГГ
В рамках названного дела ДД.ММ.ГГГГ Троицко-Посадская сельская администрация вынесла постановление № о признании Никитина В.В. поставленным на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
Доказательств, свидетельствующих о том, что администрация Горномарийского муниципального района по состоянию на 2016 г. принимала решение о принятии истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий либо располагала сведениями о постановке истца на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, суду не представлено.
Судом установлено, что самостоятельно с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье Никитин В.В. не обращался. Как следует из личного дела Никитиной Л.А., в собственности истца до 2012 г. имелся жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>
Факт нахождения истца на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий признан Троицко-Посадской сельской администрацией только в 2017 году.
То обстоятельство, что в материалах личного дела до 2017 г. имелись сведения об имущественном положении истца, факт постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не подтверждает, поскольку для подтверждения права Никитиной Л.А. состоять на таком учете требовались сведения о составе и доходах ее семьи.
Учитывая, что в силу пункта 2.1 Порядка сведения о гражданах, признанных органами местного самоуправления нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляется в Минсоцразвития РМЭ ежегодно до 1 января, а таких сведений у администрации МО «Горномарийский муниципальный район» в отношении Никитина В.В. на ДД.ММ.ГГГГ не имелось, оснований для удовлетворения исковых требований в заявленном виде суд не находит. При этом никакого внеочередного включения в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий названный Порядок, а также действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривает.
Довод истца о получении им кредита для приобретения жилья правового значения для разрешения заявленного спора не имеет, данное обстоятельство на реализацию права истца на получение безвозмездной субсидии для обеспечения жильем не влияет.
При таких обстоятельствах исковые требования Никитина В.В. к администрации МО «Горномарийский муниципальный район» о признании истца принятым на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по состоянию на 2016 г. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Никитина В.В. к администрации муниципального образования «Горномарийский муниципальный район» о признании принятым на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внеочередном включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основаниям на 2016 г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 20 февраля 2018 г.