Решение по делу № 33-1526/2021 от 08.04.2021

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    УИД 04RS0007-01-2021-000440-37

    судья Урбашкиева Э.К.

    дело поступило 08.04.2021 г.                                                                              № 33-1526/2020

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    26 апреля 2021 г.                                                 г.Улан-Удэ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Васильевой С.Д. при секретаре Долонове Ц-Н.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах Меньшиковой Н.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодного для проживания, взамен ранее предоставленного жилого помещения

    по апелляционной жалобе Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 25 февраля 2021 г., которым постановлено:

    исковые требования прокурора Кабанского района Республики Бурятия в интересах Меньшиковой Н.В. удовлетворить частично.

    Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить Меньшиковой Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен предоставленного ранее ей жилого помещения по адресу: Республика Бурятия, <...>.

    В удовлетворении требований к ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» отказать.

    Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав пояснения прокурора Сметаниной И.Г., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражениями на жалобу, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

    прокурор Иволгинского района Республики Бурятия, действуя в интересах Меньшиковой Н.В., обратился в суд с иском и просил обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Минсоцзащиты), ГБУ Республики Бурятия «Республиканский ресурсный центр «Семья» (далее – центр «Семья) предоставить Меньшиковой Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам, взамен ранее предоставленного ей жилого помещения по адресу: Республика Бурятия, <...>.

Исковые требования мотивированы тем, что предоставлением истцу вышеуказанного жилого помещения ее право на обеспечение жилым помещением, пригодным для постоянного проживания и отвечающим установленным законом требованиям, надлежащим образом не реализовано, поскольку в связи с некачественностью жилого помещения было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 Уголовного кодекса РФ, в ходе предварительного расследования которого заключением проведенной АНО «<...>» строительно-технической экспертизы от ...... установлено, что предоставленное Меньшиковой Н.В. жилое помещение по адресу: Республика Бурятия, <...>. является непригодным для проживания, имеет недопустимое состояние, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и полностью непригодно для круглогодичного проживания в условиях географического нахождения в <...> Республики Бурятия. Заключением экспертизы выявлены многочисленные дефекты в основных конструкциях жилого дома (фундаменте и несущих стенах) и других ненесущих конструкциях, что ведет к деформации и разрушению всего здания.

Приведенные нарушения норм и правил не являются следствием неправильной эксплуатации жилых помещений, а вызваны многочисленными нарушениями при производстве монтажных работ.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.

В заседании суда первой инстанции прокурор Бородина А.С. и истец Меньшикова Н.В. заявленные исковые требования поддержали.

Представитель Минсоцзащиты и центра «Семья» Иванова М.Э. просила в удовлетворении искового заявления отказать, ссылаясь на то, что согласно действующему законодательству решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии; представленное истцом заключение экспертизы не соответствует требованиям статьи 55 Гражданского процессуального кодекса РФ; решение суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение не будет отвечать принципу исполнимости судебных актов.

Представитель третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в судебное заседание не явился, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Районным судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласилось Минсоцзащиты, подав апелляционную жалобу с просьбой об отмене решения суда первой инстанции со ссылкой на доводы, аналогичные приведенным в возражение против иска.

В частности, в апелляционной жалобе указывается на то, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии, поэтому суд не вправе разрешать данный вопрос в порядке искового производства; представленное истцом заключение экспертизы, проведенной в рамках другого уголовного дела, не может являться доказательством по настоящему гражданскому делу; решение суда о возложении обязанности предоставить жилое помещение на ответчиков не будет отвечать принципу исполнимости судебных актов, поскольку исполнение решения о возложении обязанности предоставить жилое помещение невозможно без разрешения вопроса о приобретении (строительстве) жилого помещения, однако такими полномочиями Минсоцзащиты не обладает.

В заседании суда апелляционной инстанции Меньшикова Н.В. и прокурор Сметанина И.Г. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.

    В суд апелляционной инстанции не явились: представитель ответчика Минсоцзащиты, направив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ответчика; представители ответчика центра «Семья» и третьего лица Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия – были надлежаще извещены о месте и времени судебного разбирательства.

На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального        кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, проверив законность решения суда в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу пункта 9 статьи 8 указанного Федерального закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В пункте 3 статьи 8 данного Федерального закона определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно статье 6 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 г. № 2897-IV «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Бурятия» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются уполномоченным Правительством Республики Бурятия органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Республики Бурятия.

В соответствии с подпунктами 3, 4, 5 пункта 3.21 Положения                  «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.03.2014 г. № 88, Минсоцзащиты уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Центр «Семья», учредителем которого является Минсоцзащиты, выполняет возложенные функции, в том числе по предоставлению на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу статьи 109 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Требования, установленные для жилых помещений специализированного жилищного фонда, предусмотрены постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».

В соответствии с пунктом 4 данных Правил жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

Как следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Бурятия, <...> приобретен Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в целях обеспечения государственных нужд за счет средств республиканского бюджета на основании заключенного ... с индивидуальным предпринимателем ФИО1 государственного контракта № ... и дополнительного соглашения к нему от ... по приобретению жилых помещений на первичном рынке в <...> Республики Бурятия для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

... между истцом и центром «Семья» был заключен договор найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда № ..., согласно которому Меньшиковой Н.В. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено жилое помещение по адресу: Республика Бурятия, <...>.

Между тем, из заключения судебной строительно-технической экспертизы от ......, проведенной АНО «<...>» на основании постановления старшего следователя следственного отдела по <...> СУ СК России по Республике Бурятия в связи с возбуждением и расследованием уголовного дела по факту предоставления в 2016-2017 г.г. на территории <...> Республики Бурятия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений, непригодных для проживания, следует, что четырехквартирный жилой дом по адресу: Республика Бурятия, <...> не соответствует проекту и нормативным требованиям:

фундамент ленточный монолитный железобетонный ростверк не утеплен,

кладка наружных стен произведена без устройства гидроизоляции, что не соответствует требованиям раздела 3.4 Типовой технологической карты «Кладка наружных стен из газобетонных блоков»,

промерзание наружных стен свидетельствует об отступлении от требований раздела 3.5 Типовой технологической карты «Кладка наружных стен из газобетонных блоков» при производстве монтажных работ,

утеплитель наружных стен под облицовкой из металлосайдинга отсутствует либо имеется в виде разрозненных кусков, что является отступлением от проекта и не соответствует требованиям п.9.18                         СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»,

имеются трещины бетонной отмостки, пустоты под ней, раскрашивание бетона в результате отсутствия заглубления, подстилающего слоя песка, основания из щебня и армирования, что не соответствует требованиям п.6.4          СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» и статьи 25 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,

чердачное перекрытие утеплено частично тонким слоем шлака и частично кусками теплоизоляции, что является отступлением от проекта и не соответствует требованиям п.11.1 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»,

отсутствует огнезащитная обработка элементов крыши, что не соответствует требованиям п.1.3 СП 64.13330.2011 «Деревянные конструкции. Актуализированная редакция СНиП П-25-80»,

пол выполнен из линолеума, постеленного на доски чернового пола, фанера отсутствует, полы выполнены с заметным уклоном, поверхность линолеума деформирована, что является отступлением от проекта и не соответствует требованиям п.11.1 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»,

полы холодные, утепление технологических отверстий отсутствует, что свидетельствует об отступлении при устройстве пола от проекта,

потолки подвесные, что является отступлением от проекта,

конструкция подвесного потолка выполнена некачественно, наблюдаются деформации и обрушение, крепление подвесок выполнено частично, что является отступлением от требований Типовой технологической карты «Производство работ по устройству подвесных потолков типа Армстронг»,

имеются следы протечек на плитках потолка жилых помещений, что не соответствует требованиям п.6.4.4 СП 1713330.2011 «Кровли. Актуализированная редакция СНиП П-26-76»,

оконные проемы имеют дефекты закрепления откосов, монтажные швы продуваются, что является отступлением от требований п.5.1.2 ГОСТ 30971-2002 «Швы монтажные узлов примыкания оконных блоков к стеновым проемам. Общие технические условия»,

входные двери промерзают,

при исследовании вентиляции установлено отсутствие движения воздуха на входе в вентиляционный канал при открытом оконном блоке, что не соответствует требованиям п.9.5 и п.9.7 СП 54.13330.2016 «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003»,

холодное водоснабжение функционирует с недостаточным напором воды, вода имеет желтоватый оттенок и неприятный запах, что является отступлением от проекта и не соответствует требованиям статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

прокладка трубопроводов в местах пересечения внутренних стен и перегородок выполнена без устройства гильз из негорючих материалов, что не соответствует требованиям п.6.3.5 СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003».

Установленные несоответствия техническим требованиям строительных и санитарных норм и правил, требованиям государственного контракта и проекта допущены при производстве монтажных работ и не являются следствием неправильной эксплуатации жилых помещений.

Отступления от требований Типовой технологической карты при возведении несущих конструкций (фундамент, наружные стены) являются неустранимыми, так как проведение ремонта технически не представляется возможным.

Жилой дом по <...> Республики Бурятия имеет недопустимое состояние, характеризующееся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей, полностью не пригоден для круглогодичного проживания в условиях географического нахождения и не соответствует требованиям п.15 МДС 13-21.2007 «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Из приведенного выше экспертного заключения бесспорно следует, что Минсоцзащиты в рамках Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ        «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Меньшиковой Н.В. было предоставлено жилое помещение, не отвечающее требованиям части 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ, в связи с допущенными нарушениями строительных, технических норм при его возведении, чем нарушены ее права и законные интересы, которые подлежат защите путем удовлетворения заявленного по делу иска прокурора о предоставлении истцу взамен ранее предоставленного иного жилого помещения, пригодного для проживания и отвечающего предъявляемым к жилому помещению требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам.

Судебная коллегия находит вышеуказанное заключение экспертизы соответствующим требованиям относимости и допустимости доказательств, поскольку она проведена экспертом, имеющим специальные познания в области строительства.

Доводы апелляционной жалобы о том, что экспертное заключение, на котором основано решение суда, является недопустимым доказательством по делу, судебной коллегией отклоняются.

Эксперты, как лица, обладающие необходимыми специальными познаниями, самостоятельно избирают методы исследования, объем необходимых материалов, в том числе, определяют их достаточность для формирования полных и категоричных выводов по поставленным вопросам.

При оценке заключения экспертизы судом принято во внимание, что эксперту, имеющему соответствующее образование в области для разрешения поставленных перед ним вопросов, были разъяснены права и обязанности эксперта, предусмотренные статьей 57 Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также он предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса РФ.

Заключение экспертизы является аргументированным, выводы эксперта последовательны и непротиворечивы, даны в полном соответствии с поставленными в постановлении о назначении экспертизы вопросами.

Таким образом, заключение экспертизы является допустимым и достоверным доказательством. Сведений, указывающих на недостоверность проведенной экспертизы либо ставящих под сомнение выводы эксперта,                в материалах дела не имеется.

Кроме того, ссылаясь в апелляционной жалобе на недопустимость по настоящему гражданскому делу заключения проведенной в рамках уголовного дела экспертизы, ответчик не представляет доказательств, дающих основание для сомнений в правильности выводов оспариваемого решения суда о том, что предоставленное истцу жилое помещение не отвечает установленным требованиям в связи с допущенными при его строительстве нарушениями строительных, технических норм и правил.

Допустимых доказательств пригодности жилого помещения, предоставленного Меньшиковой Н.В. на основании договора найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда от ...... для постоянного проживания, в материалах дела не имеется.

Отвергая доводы апелляционной жалобы об отсутствии заключения Межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений жилищного фонда Республики Бурятия на предмет годности спорного жилого помещения к проживанию, судебная коллегия соглашается с судом первой инстанции в том, что при разрешении данного спора юридически значимым обстоятельством является надлежащее исполнение Минсоцзащиты и центром «Семья» обязанности по обеспечению истца жилым помещением, соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, пригодным для постоянного проживания.

Ввиду того, что данное обязательство ответчиками перед          Меньшиковой Н.В. надлежащим образом не исполнено, выявленные дефекты жилого помещения возникли при его строительстве, а не вследствие эксплуатации, вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнение решения суда по настоящему делу возможно лишь при условии сформированности специализированного жилищного фонда, не опровергают выводов решения суда о возложении обязанности по предоставлению истцу жилого помещения на Минсоцзащиты и основанием для отказа в удовлетворении иска не являются.

Порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан как дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа предусмотрен федеральным законодательством и законодательством Республики Бурятия, которыми не предусмотрено такого условия реализации права на предоставление жилья в установленном законом порядке как формирование специализированного жилищного фонда и фактическое наличие жилых помещений.

Судебная коллегия считает решение суда первой инстанции постановленным при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    решение Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 25 февраля 2021 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

        Председательствующий:

        Судьи:

33-1526/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кабанского района РБ
Меньшикова Наталья Викторовна
Ответчики
Министерство социальной защиты населения РБ
ГБУ РБ Республиканский ресурсный центр Семья
Другие
Министерство строительства и модернизации ЖКХ РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Хаыкова Инна Кирилловна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
08.04.2021Передача дела судье
26.04.2021Судебное заседание
30.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Передано в экспедицию
26.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее