РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2018 года г.Киреевск
Киреевский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Ткаченко И.С.,
при секретаре Кайзер Т.С.,
с участием представителя истца по ордеру адвоката Улановой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-484/18 по иску Егоровой Евгении Ивановны к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону,
установил:
Егорова Е.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону, указывая в обоснование заявленных требований, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежала в порядке приватизации, на праве общей долевой собственности, ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ После смерти ФИО1, единственным наследником по закону первой очереди, в соответствии с положениями ч.1 ст.1142 ГК РФ, являлась ее дочь - ФИО2 При жизни ФИО1 распорядилась принадлежавшим ей имуществом, составив в её (истца) пользу завещание. К наследственному имуществу, оставшемуся после смерти ФИО1, относилась принадлежавшая наследодателю 1/2 доля в праве на вышеуказанную квартиру, поскольку ФИО2 являлась инвалидом и имела право на обязательную долю, нотариусом Киреевского нотариального округа ей (истцу) было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на 1/2 долю в праве на 1/2 долю квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО2 фактически вступила во владение наследственным имуществом, оставшимся после смерти своей матери ФИО1, однако, в связи с плохим состоянием здоровья, с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращалась. После смерти своей тети ФИО1, на основании распоряжения министерства труда и социальной защиты Тульской области от 23.11.2016 г. за №-р, истец была назначена опекуном своей двоюродной сестры ФИО2, за которой осуществляла уход по день смерти и несла все расходы по ее погребению. После смерти ФИО2 наследников по закону первой и второй очереди, в соответствии с положениями ст.ст. 1142, 1143 ГК РФ нет. Оформить свои наследственные права после смерти ФИО2 истец не может, поскольку отсутствуют документы, подтверждающие родственную связь с наследодателем. На основании изложенного, просит установить факт родственных отношений между ФИО28 (ФИО29) ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой д.<адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО30 (Тихоновой, ФИО29) ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой д.<адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ, а именно, что они являются родными сестрами, и, соответственно, она (Егорова Е.И. до регистрации брака - Тихонова), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является двоюродной сестрой наследодателя - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ; признать за ней (Егоровой Е.И.) право собственности в порядке наследования по закону на наследственное имущество, оставшееся после смерти Платоновой Н.В.
Истец Егорова Е.И. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель истца по ордеру адвокат Уланова З.Н. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в иске, поддержала в полном объеме, исковые требования просила удовлетворить.
Ответчик администрация муниципального образования Приупское Киреевского района в судебное заседание своего представителя не направила, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещалась.
В силу ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, допросив свидетеля, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти II-БО №, выданным 08.11.2016 г. отделом ЗАГС администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области.
Постоянно и по день смерти ФИО1 проживала по адресу: <адрес>, совместно с дочерью ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти II-БО №, выданным 21.02.2017 г. отделом ЗАГС администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области.
Наследодателям Платоновой Л.Т. и Платоновой Н.В. принадлежит на праве общей долевой собственности квартира, общей площадью 50,7 кв.м, расположенная по адресу: Тульская область, Киреевский район, п.Головлинский, ул.Победы, д.26, кв.7. Указанные обстоятельства подтверждаются договором передачи № 2 от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права собственности от 09.06.2010 г. сер. 71-АГ №, выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
В соответствии с ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно ч.2 ст.264 ГПК РФ суд рассматривает дела, в том числе об установлении факта родственных отношений.
В силу ст.265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Истец утверждает, что она лишена возможности предоставить нотариусу документы, свидетельствующие о ее родстве с умершей двоюродной сестрой ФИО2, поскольку отсутствует свидетельство о рождении её матери ФИО28 (до регистрации брака – ФИО29) Л.Т., являющейся родной сестрой матери истца ФИО30 (до регистрации брака – ФИО29) Н.Т., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, от установления факта родственных отношений зависит возникновение у Егоровой Е.И. имущественных прав на наследство, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1144 ГК РФ, если нет наследников первой и второй очереди, наследниками третьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.
Из повторного свидетельства о рождении II-БО № следует, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в д. Зубаревка Дедиловского (в настоящее время Киреевского) района Тульской области, её родителями являются ФИО4 и ФИО5.
30.04.1949 г. ФИО13 И.Я. зарегистрировал брак с ФИО3, после чего последней присвоена фамилия Тихонова, что подтверждается справкой о заключении брака №, выданной 29.08.2017 г. отделом ЗАГС администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области.
В период брака у данных лиц родилась дочь – Тихонова Е.И., что подтверждается повторным свидетельством о рождении II-ШЗ №.
06.11.1969 г. Тихонова Е.И. зарегистрировала брак с ФИО23, после чего ей была присвоена фамилия Егорова, впоследствии указанный брак был расторгнут, что подтверждается справкой о заключении брака №, выданной 29.08.2017 г. отделом ЗАГС администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области.
24.09.1983 г. ФИО24 зарегистрировал брак с ФИО25, после чего ей была присвоена фамилия ФИО30, что подтверждается свидетельством о заключении брака V-МЮ №, выданным 24.09.1983 г. Люблинским районным отделом ЗАГС г. Москвы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умерла, что подтверждается повторным свидетельством о смерти VII-МЮ №, выданным 17.03.2017 г. Люблинским отделом ЗАГС Управления ЗАГС Москвы.
Согласно извещению от 13.09.2017 г. Комитета Тульской области по делам ЗАГС (отдела обработки и хранения документов) актовая запись о рождении ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в архиве отсутствует, архивный фонд сохранен не полностью.
Указанное обстоятельство также подтверждается сообщением отдела ЗАГС администрации муниципального образования Киреевский район Тульской области от 03.04.2018 г.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, <данные изъяты> (в настоящее время Киреевского) района <адрес> и ФИО7, <данные изъяты>, уроженец <адрес>-ая <адрес>, зарегистрировали брак, после чего ей была присвоена фамилия ФИО28. Установленные обстоятельства подтверждаются записью акта о браке № от 16.06.1960 г. по Исполнительному комитету Липковского городского Совета депутатов трудящихся <адрес>, свидетельством о заключении брака II-ШЗ №.
В период брака у данных лиц родилась дочь – ФИО2, что подтверждается свидетельством о рождении II-ШЗ №.
Совокупность исследованных письменных доказательств, которые согласуются с показаниями свидетеля ФИО26, подтвердившей, что ФИО1, умершая ДД.ММ.ГГГГ и ФИО8, умершая ДД.ММ.ГГГГ, являются родными сестрами, позволяет суду прийти к выводу, что ФИО2 и ФИО9 являются двоюродными сестрами по материнской линии.
С учетом изложенного, исковые требования Егоровой Е.И. об установлении факта родственных отношений между ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО8, умершей ДД.ММ.ГГГГ, а также ФИО2, и признании ФИО9 двоюродной сестрой ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о признании права собственности в порядке наследования по закону, суд приходит к следующему.
На основании ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст.1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина и временем открытия наследства является день смерти гражданина.
На основании ст.1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 настоящего Кодекса.
Согласно ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу положений п. 2 ст. 1144 ГК РФ двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по праву представления.
Ст. 1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии со ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство. Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно п.п.1,2 п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
После смерти ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, единственным наследником по закону первой очереди, в соответствии с положениями ч.1 ст.1142 ГК РФ, являлась ее дочь - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, которая на день открытия наследства постоянно проживала и была зарегистрирована в вышеуказанной квартире вместе с наследодателем ФИО1, что подтверждается справкой с места жительства от 12.03.2018 г., выданной ООО «Кам-Сервис».
При жизни наследодатель ФИО1 распорядилась принадлежавшим ей имуществом, составив в пользу Егоровой Е.И. завещание, удостоверенное ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Киреевского нотариального округа ФИО27, в реестре за №, которое не отменялось и не изменялось на день смерти данного наследодателя.
В состав наследственного имущества, оставшегося после смерти ФИО1, вошла принадлежавшая наследодателю 1/2 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Поскольку её дочь ФИО2, являлась инвали<адрес> группы и имела право на обязательную долю, нотариусом Киреевского нотариального округа ФИО27 Егоровой Е.И. было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию от 13.09.2017 г., в реестре за №, на 1/2 долю в праве на 1/2 долю квартиры, общей площадью 50,7 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, истец утверждает, что ФИО2 фактически вступила во владение наследственным имуществом, оставшимся после смерти своей матери ФИО1, исходя из положений ст.ст.1152-1154 ГК РФ, поскольку постоянно проживала в данной квартире на день смерти указанного наследодателя, сособственником которой являлась и сама ФИО2, пользовалась вещами, принадлежащими наследодателю, несла расходы по содержанию указанной квартиры, то есть по содержанию наследственного имущества, открывшегося после смерти своей матери, однако она не обращалась с заявлением к нотариусу Киреевского нотариального округа о вступлении в наследство после смерти матери, в связи с плохим состоянием здоровья.
Материалами дела подтверждается, что после смерти своей тети ФИО1 на основании распоряжения министерства труда и социальной защиты Тульской области от 23.11.2016 г. за №-р, ФИО9 была назначена опекуном своей двоюродной сестры ФИО2, за которой она осуществляла уход до самой смерти и впоследствии несла все расходы по ее погребению.
После смерти ФИО2 наследников по закону первой и второй очереди, в соответствии с положениями ст.ст. 1142,1143 ГК РФ нет, а также отсутствуют наследники иных очередей, помимо истца, претендующих на вступление в наследство.
Материалами наследственного дела № к имуществу умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, подтверждается, что Егорова Е.И., являющаяся двоюродной сестрой наследодателя обратилась в установленный законом срок с заявлением о принятии наследства, оставшегося после смерти ФИО2 Другие наследники, предусмотренные ст. 1143 ГК РФ, к нотариусу с заявлениями о принятии наследства не обратились.
Кроме того, в подтверждение своей позиции истцом представлены квитанции по квартплате и коммунальным услугам за спорное жилое помещение.
Таким образом, судом установлено, что истец Егорова Е.И., являясь наследником ФИО2 третьей очереди (п. 2 ст. 1144 ГК РФ), приняла наследство, открывшееся после смерти ФИО2
Следовательно, Егорова Е.И. вправе приобрести в порядке наследования имущество, принадлежавшее наследодателю, в чём бы оно ни заключалось.
В силу ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, после смерти ФИО2, открылось наследственное имущество, заключающееся в 1/2 доле в праве на вышеуказанную квартиру, а также причитающаяся умершей ФИО2 1/2 доля в праве от 1/2 доли, как нетрудоспособному наследнику, в порядке наследования обязательной доли после смерти матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ (или 3/4 доли) вышеуказанной квартиры.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Егоровой Е.И. к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Егоровой Евгении Ивановны к администрации муниципального образования Приупское Киреевского района об установлении факта родственных отношений, признании права собственности на наследственное имущество в порядке наследования по закону удовлетворить.
Установить, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка д. <адрес>, умершая ДД.ММ.ГГГГ, является родной сестрой ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д. <адрес>, умершей ДД.ММ.ГГГГ, Егорова Евгения Ивановна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является двоюродной сестрой ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Егоровой Евгенией Ивановной право собственности на 3/4 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 50,7 кв.м, в порядке наследования по закону.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий