Решение по делу № 2-1762/2021 от 15.02.2021

Дело № 2 – 1762/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» марта 2021 года                         г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи: Хабиной И.С.

при секретаре:          Степановой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области к Мартыненко Сергею Владимировичу о взыскании неосновательного обогащения

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее ГУФСИН) обратилось в суд с исковым заявлением к Мартыненко Сергею Владимировичу, о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 268 400 руб.

В обоснование своих требований истец указал, что в ходе проведения проверки получения сотрудниками и пенсионерами службы исполнения наказаний государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» установлено, что Мартыненко С.В., при реализации своего права на получение государственного жилищного сертификата не предоставил сведения о наличии у него на праве собственности квартиры и ее продаже, в связи с чем жилищный сертификат был ему предоставлен на сумму 2 016 000 руб. без учета площади принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения (1 268 400 руб. )

Представитель истца, действующий на основании доверенности (л.д.10) Залесский Д.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Мартыненко С.В. в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика, действующая на основании ордера Верещинская С.С. требования истца не признала, полагала, что поскольку Мартыненко С.В. не был уведомлен об обязанности информировать жилищную комиссию о приобретении им недвижимого имущества, а также поскольку спорная квартира была приобретена им на заемные денежные средства, а впоследствии продана, расчет стоимости жилищного сертификата был произведен в соответствии с нормами действующего законодательства и основания для взыскания с ответчика денежных средств отсутствуют. Заявила ходатайство о пропуске срока исковой давности для обращения в суд.

Суд, выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Мартыненко С.В. состоял в очереди на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ в ФБУ ИЗ -74/3 ГУФСИН России по челябинской области (л.д.39-43). ДД.ММ.ГГГГ. обратился с рапортом о включении его в число участников подпрограммы «выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). В данном заявлении подтвердил, что с условиями участия в данной подпрограмме ознакомлен и обязуется их выполнять.

ДД.ММ.ГГГГ. Мартыненко С.В. получил государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на получение жилья в сумме 2 016 000 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. - 28 000 руб. и общей площади рассчитанной на Мартыненко С.В. и трех членов его семьи в размере 72 кв.м. (18Х4).

При расчете социальной выплаты какое-либо недвижимое имущество, находящееся в собственности Мартыненко С.В. и членов его семьи не учитывалось.

Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ. Мартыненко С.В. и его супруга Мартыненко Е.М., приобрели в общую долевую собственность по ? доли каждый, квартиру по адресу <адрес> за 1 250 000 руб.(л.д.151)

ДД.ММ.ГГГГ данная квартира была продана Мартыненко С.В и Мартыненко Е.М. за 900 000 руб.(л.д.153)

После получения государственного жилищного сертификата ДД.ММ.ГГГГ. Мартыненко С.В. и Мартыненко Е.М. приобрели эту же квартиру за 2 016 000 руб.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" (далее - Правила).

Согласно п. 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В п. 16.1 Правил указано, что норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Исходя из положений п. 16.2 Правил в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы, указанным в подпунктах "а" - "ж" пункта 5 настоящих Правил, жилого помещения, принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил), или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

Пункт 21 Правил предусматривает, что органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы.

В п. 19 Правил предусмотрено, что для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1.

В заявлении (рапорте) об участии в подпрограмме гражданину необходимо указать, что он ознакомлен с условиями участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", в том числе в части безвозмездной передачи жилого помещения, находящегося в его собственности или в общей собственности членов его семьи, в государственную или муниципальную собственность и обязуется их выполнять.

К заявлению (рапорту) об участии в подпрограмме граждане, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящих Правил прилагают:

справку об общей продолжительности военной службы (службы);

выписку из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;

выписку из домовой книги и копию финансового лицевого счета;

выписку из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);

справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке);

копию документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).

Согласно п. 44 Правил для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы:

а) заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 5;

б) документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи;

в) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;

г) документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;

д) документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина - участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;

е) копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);ж) обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания;

з) справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы) - для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "г" пункта 5 настоящих Правил;

и) технический паспорт жилого помещения или справка органов (организаций) технической инвентаризации, подтверждающие размер общей площади жилых помещений, находящихся в собственности гражданина и (или) членов его семьи или находящихся в пользовании на основании договора социального найма, - в случаях, указанных в пункте 16.2 настоящих Правил.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

С учетом того, что на момент выдачи Мартыненко С.В. государственного жилищного сертификата он и члены его семьи осуществили отчуждение жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты должен был быть определен как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания. (18Х4-45,3= 26,7 кв.м)

Таким образом, стоимость выдаваемого Мартыненко С.В жилищного сертификата должна была составить 747 600 руб. ( 26,7 Х28000)

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи Мартыненко С.В. государственного жилищного сертификата на сумму 2 016 000 руб. и о том, что на стороне Мартыненко С.В. возникло неосновательное обогащение на сумму 1 268 400 руб. (2016000-747600).

Доводы Мартыненко С.В. о том, что приобретение им в ДД.ММ.ГГГГ. квартиры за счет денежных средств, предоставленных в кредит и отсутствие доказательств уведомления его об обязанности сообщать о приобретении недвижимого имущества служат основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца основаны на неправильном толковании норм материального права и судом не принимаются.

Вместе с тем, ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности для обращения в суд за защитой своего права. Представитель истца полагал срок исковой давности не пропущенным, поскольку факт предоставления Мартыненко С.В. жилищного сертификата без учета проданной им квартиры был установлен в ходе проведения проверки получения сотрудниками и пенсионерами УИС государственных жилищных сертификатов, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ.

Общий срок исковой давности, в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса, которой установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен.

Истечение срока исковой давности о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (абз.2 ст. 199 ГК РФ).

Согласно п 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2016г №1-П указано на необходимость соблюдения вытекающих из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, что гарантировало бы гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации права с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы.

При обращении с заявлением об участии в программе по обеспечению жильем граждан Мартыненко С.В. сведения о гражданско- правовой сделке с жилым помещением, принадлежащим ему и супруге на праве собственности, которая привела к его отчуждению в пятилетний срок, предшествующий выдаче ему сертификата не предоставил, однако истец не был лишен возможности истребовать такие сведения, как у Мартыненко С.В., так и в компетентных государственных органов, что позволяет сделать вывод о том, что об отсутствии оснований для обеспечения ответчика жильем в соответствующем размере, уполномоченному органу должно было стать известно до выдачи сертификата. Более того, Мартыненко С.В. заведомо недостоверные сведения при обращении с заявлением не предоставлялись.

Согласно представленному письму начальника УСБ ГУФСИН России по Челябинской области Мохова О.Н. помощнику начальника по правовой работе – начальнику юридической службы ГУФСИН России по Челябинской области Маслоченко О.Д., проверка получения сотрудниками и пенсионерами УИС государственных жилищных сертификатов за период с ДД.ММ.ГГГГ г. была произведена во исполнение указания УСБ ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ. № . Нарушения расчета стоимости сертификата, выданного Мартыненко С.В. выявлены после получения выписок из единого государственного реестра недвижимости в ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом с момента получения сертификата Мартыненко С.В. ДД.ММ.ГГГГ. до проведения проверки прошло более восьми лет, а до обращения с исковым заявлением в суд пошло более 9 лет, что противоречит принципу правовой определенности на необходимость соблюдения которого указал Конституционный суд в постановлении от 14 января 2016г №1-П.

Исходя из изложенного, поскольку истец о нарушении своего права должен был и имел реальную возможность узнать при выдаче ответчику сертификата в ДД.ММ.ГГГГ., учитывая, длительность периода прошедшего с момента получения ответчиком жилищного сертификата на сумму, размер которой необоснован, до установления данного обстоятельства, суд приходит к выводу, что срок исковой давности по обращению в суд за взысканием неосновательного обогащения пропущен, что является основание для отказа в удовлетворении исковых требований Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области к Мартыненко Сергею Владимировичу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,55-57, 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области к Мартыненко Сергею Владимировичу о взыскании неосновательного обогащения в размере 1 268 400 руб., отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-1762/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Главное Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области
Ответчики
Мартыненко Сергей Владимирович
Другие
КА Советского района Имряковой Светлане Сергеевна
Суд
Советский районный суд г. Челябинск
Судья
Хабина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
sovetsky.chel.sudrf.ru
15.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.02.2021Передача материалов судье
19.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2021Судебное заседание
19.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее