Дело 2а-766\19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 апреля 2019 года Дмитровский городской суд Московской области в составе:
председательствующего федерального судьи Черкашиной О.А.,
при секретаре Стародубцевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Военного прокурора Солнечногорского гарнизона в интересах Российской Федерации к Призывной комиссии Дмитровского муниципального района, Призывной комиссии <адрес>, Военному комиссариату городов <адрес>, Гущину Д,А, о признании незаконными решений призывной комиссии, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Военный прокурор Солнечногорского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным иском (с учетом имевшего место дополнения требований л.д. 95,96) о признании решений призывных комиссий незаконными, обязании совершить действия, мотивируя свои требования тем, в результате проведенной прокурорской проверки исполнения требований законодательства о призыве граждан на военную службу установлено, что распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № созданы призывная комиссия <адрес> (председатель – <адрес>) и призывная комиссия Дмитровского муниципального района <адрес> (председатель – Глава Дмитровского муниципального района <адрес>).
Согласно протоколу заседания призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Гущин Д.А. признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (категория «В») и освобожден от призыва в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Указанное решение об освобождении Гущина Д.А. от призыва на военную службу утверждено призывной комиссией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (протокол №).
В ходе проверки выявлено, что в нарушение закона решения об освобождении Гущина Д.А. от военной службы по состоянию здоровья приняты названными призывными комиссиями при отсутствии проведения призывнику необходимых медицинских обследований.
Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения в суд с настоящим административным иском.
В судебное заседание представитель административного истца по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО явился, требования поддерживает, настаивает на удовлетворении административного иска.
Просит суд признать незаконными решения призывной комиссии Дмитровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол №) и призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об освобождении Гущина Д.А. от призыва на военную службу, аннулировать военный билет серии АС №, выданный Гущину Д.А. военным комиссариатом городов <адрес>, возложить на Военный комиссариат городов <адрес> обязанность произвести изъятие военного билета Гущина Д.А., возложить на Военный комиссариат городов <адрес>, Призывную комиссию Дмитровского городского округа <адрес> организовать мероприятия, связанные с призывом Гущина Д.А. на военную службу.
Административный ответчик Гущин Д.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Призывной комиссии Дмитровского городского округа <адрес> в суд не явился, извещен.
Представитель Призывной комиссии <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, мнение по иску не выражено.
Представитель Военного комиссариата <адрес>, Военного комиссариата городов <адрес> по доверенности в судебное заседание не явился, извещен.
Ранее против исковых требований не возражал.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 39 и 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены законные интересы Российской Федерации.
Кроме того, право на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации предоставлено прокурору п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 ст. 17 данного Федерального закона Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации.
Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 23.05.2000 №96/14 «Об устранении недостатков в организации надзора за исполнением законов о подготовке и призыве граждан на военную службу» определено, что в целях совершенствования надзора за исполнением законодательства, регламентирующего воинскую обязанность граждан, при проверках исполнения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлен порядок, по которому территориальные и военные прокуроры осуществляют, в частности, надзор за соблюдением должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций требований законодательства по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности, мероприятий по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности или поступления граждан на военную службу по контракту, о призыве граждан на военную службу. При этом в соответствии с п. 4 данного указания прокуроры обязаны особое внимание уделять законности в деятельности организаций и должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу, органов государственной власти и местного самоуправления, призывных комиссий и военных комиссариатов.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и п. 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, далее - Положение), призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном районе решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на призывную комиссию возлагаются обязанности о принятии, помимо прочих, также и решений об освобождении граждан от призыва на военную службу.
В соответствии с п. 13 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.06.2013 № 565 (Положение), организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию.
В соответствии с п.п. 14 и 15 указанного Положения, при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения различные диагностические исследования, а также освидетельствование соответствующими врачами-специалистами (хирургом, терапевтом и т.д.).
Порядок направления на обследование (лечение) и форма медицинского заключения о состоянии здоровья граждан определены совместным приказом Минобороны и Минздрава России от 23.05.2001 №240/168 и Приложением № 5 к приказу Министра обороны РФ от 16.09.2015 № 533.
Разделом 4 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (приложение № 3 к приказу Минобороны и Минздрава России от 23.05.2001 № 240/168) установлено, что призывники, признанные нуждающимися в обследовании, при необходимости могут быть направлены военным комиссаром на обследование в медицинские учреждения субъекта Российской Федерации.
Врачом медицинского учреждения, осуществляющим обследование призывника, признанного нуждающимся в обследовании, после проведенного обследования оформляется медицинское заключение о состоянии здоровья граждан. Обследование призывников должно быть полноценным с учетом основного и сопутствующих заболеваний. В заключении должны быть указаны результаты клинико-инструментальных методов исследования и объективные данные, подтверждающие основной и сопутствующие диагнозы. Диагнозы должны соответствовать принятой международной классификации болезней, иметь интранозологическую характеристику с указанием стадии заболевания или физического недостатка, стадии компенсации, функциональных нарушений пораженного органа (системы). Данное заключение подписывается врачом, проводившим обследование, заведующим (начальником) отделением, руководителем медицинского учреждения, после чего его подпись заверяется гербовой печатью медицинского учреждения.
Первый экземпляр заключения направляется в военный комиссариат, в котором призывник состоит на воинском учете. Второй экземпляр хранится в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного.
В соответствии с п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, п. 39 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 2 октября 2007 г. № 400, решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу выносится на основании документов, указанных в Перечне документов, подтверждающих наличие у гражданина основания для освобождения его от призыва на военную службу, подлежащих представлению призывной комиссии (приложение № 32 к данной Инструкции), в том числе медицинского заключения о состоянии здоровья с указанием результатов проведенных исследований и поставленного диагноза, выписки из истории болезни, заверенных подписями главного врача и лечащего врача медицинского учреждения и печатью медицинского учреждения; листа медицинского освидетельствования с заключением врачей-специалистов о категории годности призывника и иных документов.
В случае признания гражданина ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья, решением призывной комиссии муниципального образования он зачисляется в запас.
В силу ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», проверка правильности освобождения граждан от военной службы возложена на призывную комиссию субъекта РФ. Согласно п. 51 вышеназванной Инструкции, личные дела граждан, освобожденных от призыва, представляются на рассмотрение призывной комиссией субъекта РФ. По результатам комиссией принимается решение об освобождении граждан от призыва либо об отмене решения призывной комиссии муниципального образования.
Судом установлено, что в результате проведенной прокурорской проверки исполнения требований законодательства о призыве граждан на военную службу установлено, что распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РГ созданы призывная комиссия <адрес> (председатель – <адрес>) и призывная комиссия Дмитровского муниципального района <адрес> (председатель – Глава Дмитровского муниципального района <адрес>).
Согласно протоколу заседания призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Гущин Д.А. признан ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья (категория «В») и освобожден от призыва в соответствии с п.п. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Указанное решение об освобождении Гущина Д.А. от призыва на военную службу утверждено призывной комиссией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (протокол №).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Военный прокурор Солнечногорского гарнизона ссылается на то, что в ходе проверки выявлено, что решения об освобождении Гущина Д.А. от военной службы по состоянию здоровья приняты названными призывными комиссиями при отсутствии проведения призывнику необходимых медицинских обследований, что свидетельствует о незаконности принятых решений.
Судом также установлено и подтверждается материалами дела, что в ДД.ММ.ГГГГ Гущин Д.А. принят военным комиссариатом на воинский учет.
В период с 24 по ДД.ММ.ГГГГ Гущин Д.А. находился на стационарном лечении в Яхромской городской больнице, по результатам которого у него диагностирована мочекаменная болезнь.
ДД.ММ.ГГГГ военным комиссариатом Гущину Д.А. выдано направление на медицинское обследование в Яхромскую городскую больницу.
В нарушение пунктов 20 и 21 Вышеуказанного Положения о военно–врачебной экспертизе, пункту 12 Приложения № совместного приказа Минобороны РФ и Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе», Гущин Д.А. медицинское обследование по направлению военного комиссариата не проходил, представив на призывную комиссию <адрес> выписной эпикриз от ДД.ММ.ГГГГ и медицинское заключение о состоянии здоровья (без номера), содержащие сведения, внесенные медицинскими работниками Яхромской городской больницы, о том, что Гущин Д.А. по направлению военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ находился на стационарном лечении в больнице в период с 24 по ДД.ММ.ГГГГ, а также о выявленной у Гущина Д.А. мочекаменной болезни.
На основании указанных медицинских документов призывной комиссией на основании ст. 72-б Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №) Гущин Д.А. признан ограниченно годным к военной службе и в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 ст. 23 Федерального закона освобожден от призыва на военную службу по состоянию здоровья (решение призывной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное протоколом №).
После принятия данного решения, согласно требованиям пунктов 22 и 23 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья (Приложение № к приказу Минобороны России, Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №) личное дело призывника Гущина Д.А. было направлено в военный комиссариат <адрес> для проведения проверки обоснованности освобождения его от призыва на военную службу по состоянию здоровья, в том числе путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта РФ личного дела призывника и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение.
По результатам изучения представленных документов, - личного дела призывника Гущина Д.А., а также указанных медицинских документов, врачом военного комиссариата Московской области сделан вывод о том, что установленный призывнику диагноз и вынесенное заключение являются обоснованными, о чем в листе медицинского освидетельствования сделаны соответствующие отметки.
Впоследствии решение об освобождении Гущина Д.А. от призыва на военную службу в связи с наличием у него мочекаменной болезни утверждено призывной комиссией <адрес> (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ).
Также установлено, что в соответствии с заключением специалиста ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № (заключение) решение призывной комиссии вынесено необоснованно.
Так, судебно-медицинскими экспертами установлено, что заключение врачей о наличии у Гущина Д.А. мочекаменной болезни является необоснованным ввиду отсутствия обследования Гущина Д.А. в организации здравоохранения по направлению военного комиссариата.
Таким образом, установленный Гущину Д.А. диагноз «мочекаменная болезнь», не подтвержден, категория годности его к военной службе определена необоснованно.
При таких обстоятельствах суд находит установленным факт нарушения процедуры прохождения медицинского освидетельствования призывником Гущиным Д.А.., выразившийся в не установлении у административного ответчика в установленном законом порядке на период призыва заболевания, попадающего под ст. 72-б Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Доказательств обратного, равно как и доказательств, свидетельствующих об обоснованности указанных решений суду не представлено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решения призывных комиссий Дмитровского муниципального района и <адрес> об освобождении призывника Гущина Д.А. от призыва на военную службу являются незаконными.
При этом суд принимает во внимание, что факт вынесения призывными комиссиями вышеуказанных незаконных решений был установлен только в октябре 2018 г. при проведении прокурорской проверки и получении объяснений у должностных лиц военного комиссариата (ФИО, ФИО и др.)
В соответствии со ст. 28, 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии может быть обжаловано в суд.
Призывные комиссии состоят из представителей различных организаций и создаются решением высшего должностного лица субъекта РФ на период призывной кампании, однако не являются ни органом государственной власти, ни органом местного самоуправления, ни их структурным подразделением. Вместе с тем, решения, принятые призывными комиссиями в отношении призывника, влекут возникновение у него определенных прав и обязанностей.
Суд отмечает, что целью заявленного административного искового заявления является устранение допущенных нарушений требований законодательства, регламентирующего вопросы освобождении граждан, состоящих на воинском учете, от призыва на военную службу.
Согласно ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Необоснованные решения призывных комиссий об освобождении призывника Гущина Д.А. от призыва в Вооруженные Силы РФ нарушают неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как государства, территории которого Конституцией Российской Федерации предусмотрена защита основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.
С учетом обстоятельств дела, представленные сторонами доказательств, суд находит исковые требования административного истца законными и обоснованными, следовательно, подлежащими удовлетворению.
С учетом положений ст. 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, суд полагает возложить на Военный комиссариат <адрес>, Призывную комиссию Дмитровского городского округа <адрес> организовать мероприятия, связанные с призывом Гущина Д.А. на военную службу.
Также с учетом п. 48 Положения о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Приложения к форме № Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан российской Федерации суд полагает аннулировать военный билет серии АС №, выданный Гущину Д.А. военным комиссариатом <адрес>. и возложить на Военный комиссариат городов <адрес> обязанность произвести изъятие военного билета Гущина Д.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.62,175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконными решения призывной комиссии Дмитровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол №) и призывной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) об освобождении Гущина Д,А, от призыва на военную службу.
Аннулировать военный билет серии АС №, выданный Гущину Д,А, военным комиссариатом <адрес>
Возложить на Военный комиссариат городов <адрес> обязанность произвести изъятие военного билета Гущина Д,А,.
Возложить на Военный комиссариат городов <адрес>, Призывную комиссию Дмитровского городского округа <адрес> организовать мероприятия, связанные с призывом Гущина Д,А, на военную службу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дмитровский городской суд <адрес> в течение месяца.
Федеральный судья Черкашина О.А.