Решение по делу № 2-337/2020 от 23.12.2019

УИД 66RS0024-01-2019-002783-31

Дело № 2-337/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

мотивированное решение изготовлено 31 июля 2020 года

г. Верхняя Пышма                      24 июля 2020 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области, в составе председательствующего судьи Карасевой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Габдрауповой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляпиной Екатерины Владимировны к Администрации городского округа Верхняя Пышма об установлении местоположения границ земельного участка

установил:

Ляпина Е.В. обратилась в Верхнепышминский городской суд к Администрации городского округа Верхняя Пышма с иском об установлении местоположения границ земельного участка. Согласно уточненному исковому заявлению просила установить границы земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый в точках 1,н1,н2,нЗ,2,1 согласно имеющемуся межевому плану, с присвоением земельному участку категории земель – «земли населенных пунктов», обязав Администрацию ГО Верхняя Пышма согласовать межевой план. В обоснование своих требований указала, что земельный участок относится к категории земель- земли населенных пунктов, поскольку входит в границы ГО Верхняя Пышма - <адрес>. Исходя из положений ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генерального плана осуществляется в отношении только той территории, которая включена в границы городского округа. Генеральный план ГО Верхняя Пышма, утвержденный решением Думы ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ , в том числе и в отношении <адрес>. Следовательно, спорный земельный участок находится в распоряжении Администрации городского округа Верхняя Пышма. Спорный земельный участок первоначально был предоставлен ФИО2 на основании Решения президиума Верхнепышминского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ на праве бессрочного пользования для строительства жилого дома, следовательно, относится в землям населенных пунктов. Доказательств того, что земельный участок с КН входит в состав земель лесного фонда не имеется. Границы земельного участка лесного фонда определены декларативно.

В судебном заседании представители истца ФИО11, ФИО4 исковые требования поддержали.

Ответчик - Администрация <адрес> – в лице представителя Лис А.В. по доверенности, согласно письменному отзыву исковые требования не признал, ссылается на то, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда, следовательно, является собственностью Российской Федерации, таким образом, у Администрации <адрес> отсутствуют полномочия по распоряжению спорным имуществом. Представителем ответчика Лис А.В., действующей на основании доверенности.

Представителем третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> ФИО5, действующим на основании доверенности, представлен отзыв на иск, в котором заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства, а также указано, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, согласно сведениям государственного лесного реестра (материалы лесоустройства 2000 г.), находится на землях государственного лесного фонда в квартале 40 (часть выдела 47) Верхне-Пышминского участка Пышминского участкового лесничества Березовского лесничества <адрес> (входящего в единое землепользование с кадастровым номером ). Лесной участок с кадастровым номером на праве собственности принадлежит Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства. При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном участке, как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», посредством определения координат характерных точек не устанавливались. Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). Таким образом, исходный лесной участок с кадастровым номером , в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, поскольку идентификация лесных участков ведется на основании документированной информации содержащейся в государственном лесном реестре (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничества), которая является первичным источником информации об отнесении того или иного земельного участка к землям лесного фонда. Положения пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривают, что на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, вопрос об исключении того либо иного земельного участка из государственного лесного реестра при соблюдении соответствующих условий может быть решен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Представителем третьего лица ГКУ Свердловской области «Березовское лесничество» ФИО6, действующим на основании доверенности, представлен отзыв на иск, в котором заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, а также указано, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, согласно сведениям государственного лесного реестра (материалы лесоустройства 2000 г.), находится на землях государственного лесного фонда в квартале 40 (часть выдела 47) Верхне-Пышминского участка Пышминского участкового лесничества Березовского лесничества Свердловской области (входящего в единое землепользование с кадастровым номером Лесной участок с кадастровым номером на праве собственности принадлежит Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для ведения лесного хозяйства.При внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об исходном лесном участке как о ранее учтенном и присвоении ему кадастрового номера его площадь определена декларативно, границы в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», посредством определения координат характерных точек не устанавливались. Поэтому в кадастровых документах имеется отметка, что границы земельного участка с кадастровым номером в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены. Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). Таким образом, исходный лесной участок с кадастровым номером , в силу закона считается поставленным на государственный кадастровый учет, но распознать его территорию на картографической основе ведения государственного кадастра недвижимости не представляется возможным, поскольку идентификация лесных участков ведется на основании документированной информации содержащейся в государственном лесном реестре (таксационные описания, лесоустроительные планшеты, планы лесных насаждений, карты-схемы лесничества), которая является первичным источником информации об отнесении того или иного земельного участка к землям лесного фонда. Положения пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусматривают, что на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Вместе с тем, вопрос об исключении того либо иного земельного участка из государственного лесного реестра при соблюдении соответствующих условий может быть решен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Представитель третьего лица ФИО12 ФИО7 ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в отсутствие третьего лица.

Руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть спор при данной явке.

Заслушав представителей истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании решения мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является собственником объекта незавершенного строительства, нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской их единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости на объект недвижимости с кадастровым номером .

Согласно материалам дела земельный участок площадью 800 кв.м по адресу: <адрес> городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков под индивидуальное жилищное строительств, изменении условий договора в <адрес> по Балтымскому поссовету» ФИО2 для строительства смешанного дома.

На основании постановления Главы ГО Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении нумерации объектов недвижимости» в целях упорядочения нумерации объектов недвижимости адрес земельного участка <адрес> постановлено считать адресом: <адрес>.

Данный земельный участок был предоставлен ФИО8 ( ФИО1.В.) по причине отказа ФИО2 от пользования земельным участком (заявления и согласование о предоставлении земельного участка л.д. 35)

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрации городского округа Верхняя Пышма с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка с кадастровым номером с целью уточнения границ земельного участка. Ссылаясь на п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации просила предоставить в аренду земельный участок однократно для завершения строительства объекта недвижимости. Ответом Администрации городского округа Верхняя Пышма в предварительном согласовании предоставления земельного участка было отказано. Согласно ответу Администрации городского округа Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в нарушение п.2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ не приложена схема расположения земельного участка. По сведениям ЕГРН земельный участок с КН по адресу: <адрес>, площадью 800 кв.м., не имеет установленной категории земель, разрешенное использование- для строительства смешанного дома, границы земельного участка подлежат уточнению, графическая информация по данному земельному участку отсутствует. Согласно пп. 3 пункта 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» не может быть предоставлен заявителю по основанию, указанному в пп. 21 ст. 39. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (указанный в заявлении о предоставлении земельного участка участок не отнесен к определенной категории земель). Кроме того, в сведениях единого государственного реестра недвижимости также содержится информации по земельному участку с КН , расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование- индивидуальная жилая застройка, границы подлежат уточнению. ФИО1 рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру для уточнения местоположения границ земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию городского округа Верхняя Пышма с заявлением о согласовании местоположения границ земельного участка с КН , представив межевой план, составленный кадастровым инженером по результатам выполнения кадастровых работ. Ответом Администрации городского округа Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании границ земельного участка отказано. Согласно ответу Администрации городского округа Верхняя Пышма границы населенного пункта <адрес> ГО Верхняя Пышма в ЕГРН не установлены, таким образом применить ч.4 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» не представляется возможным. В соответствии с представленным межевым планом уточняемый земельный участок с КН расположен в границах земельного участка с КН , который относится к землям лесного фонда. В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации у Администрации городского округа Верхняя Пышма отсутствуют полномочия по согласованию границ земельного участка с КН .

Таким образом, обратившись за утверждением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, истец получила отказ в согласовании местоположения границ земельного участка со ссылкой на то, что предлагаемый к формированию земельный участок относится к землям лесного фонда.

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения исковых требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

В силу пп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно разъяснениям, изложенным пункте 2 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.

Таким образом, иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты нарушенного права, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Таким образом, одной из характеристик земельного участка являются его границы, имеющие координаты характерных точек.

По смыслу части 1 статьи 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы земельного участка могут быть уточнены и установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства только один раз.

Границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Аналогичные нормы содержатся в части 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Частью 10 статьи 22 Закона N 218-ФЗ установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ранее, до 1 января 2017 г., аналогичные по содержанию положения содержались в части 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 218-ФЗ). Из содержания статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" следует, что согласование местоположения границы земельного участка со смежным землепользователем при выполнении кадастровых работ требуется только в том случае, если оно подлежит установлению впервые или уточнению, и сведения о нем отсутствуют в ГКН (ЕГРН). Если местоположение границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка, ранее было установлено, сведения о нем внесены в ГКН (ЕГРН), повторное согласование местоположения такой границы не требуется.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе на земельные участки, является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую регулируются Земельным кодексом, Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Как установлено в части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.

Частью 4 статьи 14 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года:

1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;

2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;

3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

В случаях, указанных в частях 4, 9 и 13 настоящей статьи, принятие акта о переводе земельного участка из одной категории в другую (решения об отнесении земельного участка к соответствующей категории земель) не требуется (ч. 15 ст. 14 Закона N 172-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Как предусмотрено пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа. Пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

На основании вышеизложенного, утверждение генерального плана поселения или городского округа предусматривает установление или изменение границ населенных пунктов, что, в свою очередь, является решением о переводе земельных участков, относящихся к иным категориям земель, в категорию земель населенных пунктов. Факт нахождения земельного участка в границах населенного пункта, установленных или измененных в связи с утверждением генерального плана поселения или городского округа, определяется исходя из местоположения соответствующего земельного участка по отношению к местоположению границы населенного пункта, а также исходя из перечня земельных участков, предусмотренного пунктом 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории в другую (о включении земельного участка в границы населенного пункта) не требуется, что подтверждается и судебной практикой.

В соответствии с пунктами 3, 8 части 1 статьи 32 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов): об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон; об установлении или изменении границ населенного пункта. Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК. Согласно частям 1, 2 статьи 24 ГрК генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Согласно Генеральному плану ГО Верхняя <адрес> применительно к <адрес> ( Решение Думы городского округа Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ N 60/10 "О внесении изменений в Генеральный план городского округа Верхняя Пышма применительно к населенному пункту <адрес>"), карте градостроительного зонирования городского округа Верхняя Пышма применительно к территории <адрес>, (Решение Думы городского округа Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ N 15/4 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории городского округа Верхняя Пышма в новой редакции"), <адрес> находится в границах населенного пункта <адрес>. Как следует из Генерального плана (раздел 3.1.5) проектная граница <адрес> принята на основе проектных предложения генерального плана ГО Верхняя Пышма, в проекте определены границы планируемого развития территорий <адрес>, которые включают в себя земли лесного фонда). Согласно приложению 1.1. граница <адрес> сложилась в результате установления границ смежных землепользователей, юридического оформления не получила; поселок окружают защитные леса Федерального агентства лесного хозяйства, земли лесного фонда. Согласно приложениям 1.2-3.2 (схемы использования территории <адрес> с отображением границ земель различных категорий) (графическое приложение к Генеральному плану) есть все основания полагать, что земельный участок с КН находится в пределах существующей границы населенного пункта <адрес>. Обратное, в том числе свидетельствовало бы, о неправомерных действиях государственного органа, правопреемником которого является ответчик, по выделению земельного участка для строительства жилого дома на землях лесного фонда.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - Схема расположения) подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений. Пунктом 10 статьи 3.5 Закона N 137-ФЗ установлены случаи, когда согласование Схемы расположения не требуется при образовании земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности, в частности, в случаях образования земельного участка, расположенного в границах населенного пункта. Из представленных документов усматривается, что образуемый земельный участок относится к категории земель "земли населенных пунктов", поскольку находится в границах населенного пункта <адрес>. При этом определение наличия общих частей границ установленной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и лесничества не обязательно должно быть основано на данных ЕГРН. Например, оно может быть подтверждено сведениями информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, картами градостроительного зонирования и другими сведениями, содержащимися в общедоступных источниках, информационных ресурсах и электронных документах и документах на бумажных носителях. С учетом изложенного представляется, что согласование схемы расположения с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рассматриваемом случае не требуется. ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель». В соответствии с пунктом 1 Письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ 3 26268-ВА/<адрес> «О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ» принятие Федерального закона №280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее - ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР. В силу установленных Федеральным законом № 280-ФЗ правил сведения ГЛР, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием территориальному планированию, градостроительному зонированию, кадастровому учету объектов недвижимости и регистрации прав на них, переводу земельного участка из одной категории в другую (отнесению земельного участка к определенной категории). ЕГРН и предшествующие ему публичные реестры создавались именно для целей обеспечения гражданского оборота недвижимости. Кроме того, сведения ГЛР, исходя из положений статей 7 и 8 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не указывали и не указывают в настоящее время на принадлежность земельного участка к категории земель лесного фонда. В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ, если в соответствии с ГЛР участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими (правоудостоверяющими) документами - к иной категории земель, принадлежность такого участка к категории земель устанавливается на основании сведений ЕГРН либо в соответствии со сведениями, указанными в документах, подтверждающих право гражданина или юридического лица на земельный участок. Эти правила применяются в тех случаях, когда права правообладателя на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества (часть 9 статьи 10 Федерального закона N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель». ) Это правило действует ограниченный срок - до ДД.ММ.ГГГГ и является исключением из правил, установленных частью 2 статьи 43 Федерального закона N 218-ФЗ. При выполнении кадастровых работ в отношении указанных земельных участков кадастровые инженеры в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в обоснование отсутствия согласования местоположения границы приводят ссылку на соответствующие положения Федерального закона N 280-ФЗ. Таким образом, доводы ответчика Администрации городского округа Верхняя Пышма об отказе в согласовании границ земельного участка, необоснованны.

Согласно заключению кадастрового инженера в составе межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в связи с уточнением местоположения границ и (или) площади земельного участка с кадастровым номером в соответствии с договором подряда на выполнение кадастровых работ от ДД.ММ.ГГГГ при первоначальном анализе существующей кадастровой основы, а также с учетом письма Администрации городского округа Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ , было выявлено, что в сведениях ЕГРН содержатся сведения о земельных участках с совпадающим адресом (местоположением). Это земельные участки с кадастровыми номерами (<адрес>, пос. шахты, <адрес>, категория земелшь не установлена, вид разрешенного использования – для стоительства смешанного дома, площадь 800 кв.м) и (<адрес>; категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования-индивидуальная жилая застройка, площадь 840 кв.м.). Также заказчиком кадастровых работ были предоставлены следующие документы: Решение Президиума Верхнепышминского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об отводе земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, изменение условий договора в <адрес> по Балтымскому поссовету»; Постановление Главы городского округа Верхняя Пышма от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении нумерации объектов недвижимости; решение мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Из представленных документов можно установить, что первоначально в 1991 году под индивидуальное жилищное строительство предоставлялся участок в <адрес>, которому в 2006 году в целях упорядочения нумерации был присвоен адрес: <адрес>. На основании вышеуказанных документов в сведения ЕГРН были внесены сведения о ранее учтенном участке с кадастровым номером . Также в ГФДЗ Управления Росреестра по <адрес> был сделан запрос на получение материалов инвентаризации земель <адрес> сельской администрации <адрес> применительно к земельному участку «<адрес>» на момент проведения инвентаризации в 1997 году, т. е. после момента предоставления и до изменения адреса. В процессе производства кадастровых работ была осуществлена полевая инструментальная съемка фактических границ уточняемого земельного участка по объектам искусственного происхождения в виде ограждения смежного земельного участка. После обработки результатов полевых измерений с учетом уточненных границ смежного земельного участка фактическая площадь уточняемого земельного участка получилась равной 831 кв. м., что на 31 кв. м. больше величины площади данного земельного участка по сведениям ЕГРН равной 800 кв.м. Но данная разница не противоречит подпункту 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О государственной регистрации недвижимости». В составе настоящего межевого плана предоставлены сведения об уточнении сведений государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером с проведением соответствующей процедуры согласования местоположения границ земельных участков, определенных ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О кадастровой деятельности».

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста кадастровый инженер ФИО9 пояснил, что перед проведением кадастровых работ в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в том числе путем изучения первичных документов и землеустроительной документации, хранящейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, было установлено, что межеванию подлежит земельный участок с КН . В 2006 году Администрация ГО Верхняя Пышма согласовала предоставление ФИО1 земельного участка. По сведениям публичной кадастровой карты 90 процентов смежных земельных участков имеют категорию земель «земли населенных пунктов». Участок с КН – земли лесного фонда, но границы его не установлены, площадь декларированная, он накладывается практически на весь <адрес>. В открытом доступе можно увидеть границы <адрес> (Генеральный план и карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки). Земельный участок с КН находится в пределах границ населенного пункта, предоставлен под строительство жилого дома, следовательно, орган местного самоуправления должен принять решение о присвоении ему категории «земли населенных пунктов», никакой другой категории земель участок иметь не может. По материалам инвентаризации земель видно, что земельный участок в <адрес> находится более 15 лет.

В силу земельного законодательства при разрешении данного спора правовое значение имеет вопрос о сложившемся порядке землепользования.

Факт существования сложившего порядка землепользования нашел свое подтверждение в материалах дела, не оспорен ответчиком.

Как установлено при исследовании письменных материалов дела (данные публичной кадастровой карты, межевые планы, представленные истцом и третьим лицом ФИО12) при формировании земельного участка с КН (установлении юридических границ путем указания характерных точек границ земельного участка с указанием координат), смежные земельные участки, местоположение (характерные точки) границ которых подлежит уточнению, отсутствуют.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что установленные в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО9, точки и координаты границ земельного участка с КН , соответствуют сложившемуся порядку пользования земельным участком, что не нарушает прав и охраняемых законом интересов ответчика и третьих лиц, а также свидетельствует о том, что указанные в межевом плане границы земельного участка истца являются правильными.

Поскольку в судебном заседании установлено, что земельный участок с КН расположен в границах населенного пункта <адрес> ГО Верхняя Пышма, данный участок относится к категории земель «земли населенных пунктов».

Учитывая вышеизложенное, суд удовлетворяет требования истца в полном объеме.

Руководствуясь, статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Ляпиной Екатерины Владимировны к Администрации городского округа Верхняя Пышма об установлении местоположения границ земельного участка - удовлетворить.

Установить местоположение границ и площади земельного участка с кадастровым номером: по адресу: <адрес>, площадью 831 кв.м., в соответствии с координатами характерных точек, указанных в межевом плане, выполненном кадастровым инженером ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ :

Обозначение характерных точек границы

Уточненные координаты

Х

Y

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об уточнении местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером: по адресу: <адрес>, площадью 831 кв.м., установлении категории земель для земельного участка с кадастровым номером «земли населенных пунктов».

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.

Судья                                       О.В. Карасева

2-337/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ляпина Екатерина Владимировна
Ответчики
Администрация ГО Верхняя Пышма
Другие
Беленький Александр Хаимович
Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области
ГКУ СО "Березовское лесничество"
Лебедев Дмитрий Леонидович
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Судья
Карасева Ольга Владимировна
Дело на странице суда
verhnepyshminsky.svd.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.12.2019Передача материалов судье
26.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.01.2020Судебное заседание
17.02.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
15.06.2020Производство по делу возобновлено
18.06.2020Судебное заседание
24.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
24.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее