Решение по делу № 2-491/2024 от 08.02.2024

61RS0011-01-2024-000324-57                                           К делу № 2-491/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    г. Белая Калитва                                                        02 апреля 2024 года

    Белокалитвинский городской суд Ростовской области РФ в составе председательствующего судьи Емелина А.Ю.,

с участием представителя истца адвоката Поддубной С.В., представившей удостоверение , ордер ,

при секретаре Адамовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-491/2024 по исковому заявлению Бойчук А.С. к Администрации Белокалитвинского района о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках и заключении договора на предоставление социальной выплаты, третьи лица: Министерство энергетики РФ, Правительство Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области,

                                                   У С Т А Н О В И Л:

Истец Бойчук А.С. обратился в суд с иском к Администрации Белокалитвинского района о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках и заключении договора на предоставление социальной выплаты. В обоснование иска указал, что ему на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 07.12.2022г. принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>.Право собственности на квартиру зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, запись государственной регистрации права .

В соответствии с выпиской из подомовой книги от 26.12.2023г. , в квартире по указанному адресу зарегистрирован Бойчук А.С..

Жилой дом по адресу: <адрес>, в котором расположена принадлежащая истцу квартира, в установленном законом порядке отнесена к категории жилья, непригодного для проживания, находящегося на горных выработках.

В соответствии с актом обследования помещения № 840 от 19.05.2022г. и заключением Межведомственной комиссии при Администрации Белокалитвинского района № 840 от 19.05.2022г., многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отнесён к категории аварийного жилья и подлежит сносу.

На основании постановления Главы Коксовского сельского поселения № 6l от 03.06.2022г., данный жилой дом признан аварийным, подлежащим сносу.

Согласно отчёта СКП ОАО «ВНИМИ» от 29.08.2014г., горные работы ликвидированного ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения, вследствие чего жилой дом по адресу: <адрес>, является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь».

Указанные выше заключения о техническом состоянии жилого дома и о степени влияния горных работ на его техническое состояние вместе с правоустанавливающими документами в декабре 2023г. истец предъявил в Администрацию Белокалитвинского района вместе с заявлением о включении его в программу реструктуризации угольной промышленности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках.

На данное обращение истцу был дан ответ, что требования о включении его в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого, пострадавшего от ведения горных работ, не могут быть удовлетворены, поскольку по состоянию на момент принятия решения о ликвидации ШУ «Белокалитвинское» (19.04.1996г.) истец не проживал и не был зарегистрирован по адресу ветхого жилья, зарегистрировался в нём только 09.07.1999г.

Администрация Белокалитвинского района Ростовской области фактически отказала истцу во включении его в программу реструктуризации угольной промышленности, поэтому он вынужден обратиться в суд с настоящим исковым заявлением.

Так, по состоянию на момент принятия решения о ликвидации ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» (19.04.1996г.) собственником квартиры <адрес> являлся отец истца ФИО2, умерший 27.05.2008г., после смерти которого истец принял наследство и оформил право собственности на указанную квартиру.

Из карточек регистрации, выданных на имя истца, следует, что в указанной квартире он был зарегистрирован с 15.12.1982г. по 20.11.1984г., с 10.02.1987г. по 09.02.1991г., с 25.06.1991г. по 13.01.1993г., а также с 09.07.1999г. и по настоящее время.

Отсутствие регистрации истца по месту жительства в квартире в период с 14.01.1993г. по 08.07.1999г. объясняется нахождением истца в местах лишения свободы по приговору Белокалитвинского городского суда от 03.03.1992г., которым он был осуждён к 10 годам лишения свободы, 02.06.1999г. он был освобождён в связи с помилованием Президента РФ.

13.01.1993г. истец был снят с регистрационного учёта по данному адресу, однако ему неизвестно, кто и каким образом его снял с регистрационного учёта, поскольку он никаких заявлений в соответствующие органы не подавал и самостоятельно не снимался с регистрационного учета по указанному адресу.

Указанные обстоятельства истец выяснил только после освобождения из мест лишения свободы, в связи с чем был вынужден вновь стать на учёт по месту жительства 09.07.1999г.

Весь период времени, когда истец не был зарегистрирован на жилой площади в принадлежащей ему квартире (с 13.01.1993г. по 09.07.1999г.), он находился в местах лишения свободы, истец временно отсутствовал по адресу своего места жительства, никуда не убывал на постоянное место жительства, а после освобождения из мест лишения свободы истец вернулся в свою квартиру и вновь стал проживать в ней, поскольку другого жилья он не имел и не имеет.

Истец в своём иске просит суд признать за ним, Бойчук А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности с целью переселения из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, по адресу: <адрес>.Обязать Администрацию Белокалитвинского района включить истца в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, по адресу: <адрес>.Обязать Администрацию Белокалитвинского района заключить с истцом договор на предоставление социальной выплаты за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ на ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь», по адресу: <адрес>, установленной для семьи, состоящей из 1 человека, по цене, определенной действующим региональным законодательством па момент заключения договора.

    В судебном заседании представитель истца Поддубная С.В. поддержала требования Бойчук А.С. по основаниям, изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.

    Представитель ответчика-Администрации Белокалитвинского района, извещённый о разбирательстве дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

    В судебном заседании 12.03.2024г. представитель ответчика Пруцакова В.А. пояснила, что исковые требования не подлежат удовлетворению, по тем основаниям, что Бойчук А.С. по состоянию на 19.04.1996г. не был зарегистрирован и не проживал в ветхом жилье.

    Представители третьих лиц - Министерства энергетики РФ, Правительства Ростовской области, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии.

    Министерство энергетики РФ в представленном отзыве указал, что у Администрации Белокалитвинского района имеются правовые основания для включения истца в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, заключения договора на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен сносимого ветхого, поскольку временное непроживание Бойчук А.С. в жилом помещение, в связи с нахождением с местах лишения свободы, не может служить основанием для лишения его права пользования жилым помещением. (л.д. 76-77).

    Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области в отзыве указал, что правовые основания для включения Бойчук А.С. в списки граждан,подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках и предоставления социальной выплаты, отсутствуют. (л.д. 83-84).

Суд по основаниям ст. 167 ГПК РФ полагает рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц.

Суд, выслушав представителя истца, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

    В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

    В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

Правительством РФ утверждён Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24.12.2004г. № 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда. Ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г. «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и посёлков.

Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утверждённых указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

В силу пункту 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утверждённых органами местного самоуправления шахтерских городов и посёлков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

    Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021г. № 2564 «О внесении изменения в пункт 8 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» внесены изменения в пункт 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которые действуют с 08.01.2022г. и в соответствии с которыми в данный пункт введён исчерпывающий перечень оснований для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, такими основаниями, являются в том числе проживание гражданина в не учтённых при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильём, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности.

Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

В силу пунктов 9-10 Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005г, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчёта стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из – за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

По смыслу вышеуказанных норм для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.

Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведённых положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Таким образом, социальные выплаты являются одной из форм государственной социальной помощи и имеют равное смысловое значение с пособием, поскольку направлены на оказание материальной помощи определенным слоям населения.

Судом установлено, что Администрацией Белокалитвинского района Ростовской области реализуется программа «Местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков», одним из направлений которой является: оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Финансирование и использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию данных мероприятий, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005г. №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков».

Решение о ликвидации ШУ «Белокалитвинское» ОАО Ростовуголь» было принято 19.04.1996г.

Истцу Бойчук А.С. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которая ранее принадлежала его отцу ФИО2(л.д.13, 14, 39).

Из карточек регистрации, выданных на имя Бойчук А.С., следует, что в указанной квартире он был зарегистрирован с 15.12.1982г. по 20.11.1984г., с 10.02.1987г. по 09.02.1991г., с 25.06.1991г. по 13.01.1993г., а также с 09.07.1999г. и по настоящее время. (л.д. 16-18).

В период с 03.03.1992г. по 02.06.1999г. истец находился в местах лишения свободы. (л.д. 21).

В соответствии с актом обследования помещения № 840 от 19.05.2022г. и заключением Межведомственной комиссии при Администрации Белокалитвинского района № 840 от 19.05.2022г., многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, отнесён к категории аварийного жилья и подлежит сносу. (л.д. 23).

На основании постановления Главы Коксовского сельского поселения № 6l от 03.06.2022г., данный жилой дом признан аварийным, подлежащим сносу. (л.д. 25).

Согласно отчёта СКП ОАО «ВНИМИ» от 29.08.2014г., горные работы ликвидированного Шу «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения, вследствие чего жилой дом по адресу: ул. Тургенева, д. 24, пос. Коксовый Белокалитвинского района Ростовской области, является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь». (л.д. 28-38).

Истец обратился с заявлением в Администрацию Белокалитвинского района о включении его в программу реструктуризации угольной промышленности и предоставлении истцу социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках.

На обращение истца Администрацией Белокаливинского района было сообщено, что требования о включении его в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого, пострадавшего от ведения горных работ, не могут быть удовлетворены, поскольку на момент принятия решения о ликвидации ШУ «Белокалитвинское» он не проживал, и не был зарегистрирован по адресу ветхого жилья, зарегистрировался в нём только 09.07.1999г. (л.д. 42).

    Принимая решение, суд исходит из того, что отсутствие регистрации у истца Бойчук А.С. по состоянию на 19.04.1996г. связанно с его нахождением в местах лишения свободы в период с 03.03.1992г. по 02.06.1999г.

    Согласно показаний допрошенных судом свидетелей ФИО6 и ФИО7, Бойчук А.С. до осуждения проживал в квартире своего отца по адресу: <адрес>. Когда ФИО1 отбывал наказание, его отец в 1993г. снял его с регистрационного учёта. После освобождения из мест лишения свободы Бойчук А.С. зарегистрировался и проживает с данном жилом помещении. (л.д. 98).

Таким образом, суд считает, что поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь», истец Бойчук А.С., имеющий право пользования данным жилым помещением на дату принятия решения о ликвидации ШУ «Белокалитвинское», и не имеющий иного жилья, имеет право на социальную помощь от государства в виде социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, подлежащего сносу.

    Таким образом, требования Бойчук А.С. суд находит законными и подлежащими удовлетворению.

    На основании изложенного и руководствуясь    ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                            Р Е Ш И Л:

Признать за Бойчук А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности с целью переселения из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию Белокалитвинского района включить Бойчук А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, находящегося на горных выработках, по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию Белокалитвинского района заключить с Бойчук А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор на предоставление социальной выплаты за счёт средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и посёлков, для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания вследствие ведения горных работ на ШУ «Белокалитвинское» ОАО «Ростовуголь», по адресу: <адрес>, установленной для семьи, состоящей из 1 человека, по цене, определённой действующим региональным законодательством на момент заключения договора.

         Решение суда может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

    Решение суда в окончательной форме изготовлено 04 апреля 2024 года.

     Судья                                                                                          А.Ю. Емелин

2-491/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Бойчук Александр Сергеевич
Ответчики
Администрация Белокалитвинского района
Другие
Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
Правительство Ростовской области
Министерство энергетики РФ
Суд
Белокалитвинский городской суд Ростовской области
Судья
Емелин Александр Юрьевич
Дело на странице суда
belokalitvensky.ros.sudrf.ru
08.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.02.2024Передача материалов судье
08.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
04.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее