Решение по делу № 2а-388/2020 от 03.09.2020

Дело № 2а-388/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«16» сентября 2020 года г. Починок, Смоленская область

Починковский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Примерова А.В.,

с участием представителя административного истца Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по доверенности С.,

при секретаре Чурилиной Л.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Смоленской области Новиковой Н.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Смоленской области Новиковой Н.С., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 18.08.2020 по исполнительному производству № **-ИП от ** ** **.

Требования мотивированы тем, что 18.08.2020 судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новикова Н.С., рассмотрев материалы исполнительного производства № **-ИП от ** ** **, возбужденного на основании исполнительного документа исполнительного листа ФС № ** от ** ** **, выданного Починковским районным судом по делу № ** от ** ** **, предмет исполнения: обязать Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области с момента осуществления финансирования предоставить Терентьевой Е.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории муниципального образования «Починковский район», вынесено постановление о взыскании с Администрации МО «Починковский район» Смоленской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по причине неисполнения в установленный для добровольного исполнения срок исполнительного документа.

Административный истец, ссылаясь на положения ч. 1, ч. 6-7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», разъяснения, содержащиеся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», считает, что вышеназванное постановление вынесено без учета вины должника.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (статья 5, часть 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

По правилам пунктов 5, 7, 8 Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 202, приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год. Органы местного самоуправления в целях реализации государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями направляют в уполномоченный орган в сфере образования заявки на получение субвенции. Уполномоченный орган в сфере образования проверяет заявки на получение субвенции и перечисляет в местные бюджеты субвенции.

Администрация МО «Починковский район» Смоленской области неоднократно направляла заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями органов местного самоуправления муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (** ** ** № **, ** ** ** № **).

Учитывая изложенное, Администрация считает, что приняла все возможные меры по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Просит освободить Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новиковой Н.С. от 18.08.2020 о взыскании исполнительского сбора с Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по исполнительному производству от ** ** ** № **-ИП в размере 50 000 рублей.

Административный истец – представитель Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по доверенности С. в судебном заседании требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, указанные в административном иске, просил удовлетворить. Суду пояснил, в 2020 году Администрации муниципального образования «Починковский район» выделены субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в сумме ----- рублей на приобретение 12-ти жилых помещений. По состоянию на ** ** ** приобретено 7 жилых помещений на сумму ----- руб., заключено 2 муниципальных контракта на приобретение 2-х жилых помещений на сумму ----- руб., размещены 2 извещения на закупку 2-х жилых помещений. Извещение на закупку 1-го жилого помещения планируется разместить ** ** **. Административным истцом приняты всевозможные меры к исполнению решения суда от ** ** ** по делу № **, для приобретения жилья Терентьевой Е.А. С ** ** ** по ** ** ** был объявлен электронный аукцион для приобретения жилого помещения по адресу: ..., дата заключения муниципального контракта ** ** **, но в заключении контракта было отказано. Повторно электронный аукцион был объявлен с ** ** ** по ** ** **, дата заключения муниципального контракта ** ** **. Распоряжением Администрации МО «Починковский район» Смоленской области от ** ** ** жилое помещение по адресу: д ... отнесено к специализированному жилищному фонду МО «Починковский район» Смоленской области, установлено назначение указанного жилого помещения – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время идет процедура заключения договора найма специализированного жилого помещения, поскольку Терентьева Е.А. написала заявление о предоставлении ей указанного жилого помещения.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новикова Н.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещена, в письменном ходатайстве просят рассмотреть дело без участия их представителя. В письменных возражениях на административное исковое заявление, просят отказать Администрации МО «Починковский район» Смоленской области в удовлетворении заявленных требований об освобождении от исполнительского сбора, указав в обоснование, что в Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области на принудительное исполнение поступил исполнительный лист, соответствующий требованиям, предъявляемым к исполнительным документам в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», срок их предъявления к исполнению не истек. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем установлен срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований – 5 дней, и уведомил должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока, с взысканием с него в соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительского сбора.

Должником в установленный для добровольного исполнения 5 дней с момента получения, требования исполнительного документа исполнены не были.

18.08.2020 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Постановления могут быть оспорены в суде в десятидневный срок в соответствии с законодательством РФ. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения и в срок, установленный судом, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Ссылаясь на положения статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а также на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, считают, что доказательств наличия причин экстраординарного характера, препятствующих своевременному исполнению судебного акта, административным истцом не представлено, что подтверждается правильностью вывода судебного пристава-исполнителя о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора. Ссылки должника на невозможность исполнения решения суда в установленный срок, ничем не подкреплены. При таких обстоятельствах основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора либо уменьшения его размера отсутствуют. На основании изложенного, в связи с отсутствием нарушений действующего законодательства, просят отказать Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области в освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № **-ИП.

Административный ответчик - Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, в письменном заявлении просят рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Определением Починковского районного суда Смоленской области от 24 августа 2020 года в соответствии со статьей 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица взыскателя по исполнительному производству № **-ИП от ** ** ** привлечена Терентьева Е.А.

Заинтересованное лицо (взыскатель) – Терентьева Е.А. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания.

Суд в силу ч.2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Суд, заслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, изучив материалы исполнительного производства № **-ИП от ** ** **, приходит к следующему.

В соответствии с положениями статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112, 116 Федерального закона.

При этом срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (п. 12 ст. 30).

На основании части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, решением Починковского районного суда Смоленской области от ** ** **, исковые требования Терентьевой Е.А. удовлетворены, решением постановлено: обязать Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области включить Терентьеву Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Обязать Департамент Смоленской области по образованию и науке перечислить Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению Терентьевой Е.А., как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области.

Обязать Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области с момента осуществления финансирования предоставить Терентьевой Е.А. на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм.

Указанное решение суда вступило в законную силу ** ** **.

На основании вступившего в законную силу (** ** **) решения Починковского районного суда Смоленской области от ** ** **, был выдан исполнительный лист № ФС № **.

** ** ** судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Б. на основании исполнительного документа - исполнительного листа № ФС 022300556 от ** ** **, выданного Починковским районным судом Смоленской области по делу № **, вступившему в законную силу ** ** **, было возбуждено исполнительное производство № **-ИП в отношении должника Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, предмет исполнения: обязать Администрацию муниципального образования « ...» ... Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области включить Терентьеву Е.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области с момента осуществления финансирования предоставить Терентьевой Е.А. на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Смоленской области по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью на одного человека не ниже установленных социальных норм, в пользу взыскателя Терентьевой Е.А.

Этим же постановлением (пункт 2) должнику установлен 5-дневный срок со дня получения постановления добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

В соответствии с пунктом 3 названного выше постановления, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, в срок, предоставленный для добровольного исполнения и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника организации составляет 50 000 рублей.

Администрацией муниципального образования «Починковский район» Смоленской области постановление о возбуждении исполнительного производства № **-ИП от ** ** ** получено ** ** **.

В рамках исполнительного производства № **-ИП от ** ** **, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области ** ** ** должнику Администрации МО «Починковский район» Смоленской области было вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 315 УК РФ за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Указанное предупреждение должнику было объявлено ** ** **.

** ** ** судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области должнику Администрации МО «Починковский район» Смоленской области было вынесено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ч. 2 ст. 315 УК РФ за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта. Указанное предупреждение должнику было объявлено ** ** **.

18.08.2020 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новиковой Н.С. было вынесено постановление о взыскании с Администрации муниципального образования «Починковский район» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения судебному приставу-исполнителю должником не представлено.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 поименованной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора, исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно статье 1 Закона Смоленской области от 29 ноября 2007 года № 114-з «О наделении органов местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями», настоящий областной закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Из ч.1 статьи 2 вышеуказанного закона усматривается, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями вправе: 1) получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета; 2) получать материальное обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; 3) получать от органа исполнительной власти Смоленской области, уполномоченного по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган), консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; 4) запрашивать у уполномоченного органа и получать от него документы, информацию и материалы, необходимые для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

Порядок осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее соответственно - государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, дети-сироты, подлежащие обеспечению жилыми помещениями), определением Положением о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 № 202.

Согласно пункту 5 Положения, приобретение жилых помещений для детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется за счет средств, предусмотренных областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета на текущий финансовый год.

Согласно пунктам 6 и 8 вышеназванного Положения, органы местного самоуправления на основании списков детей-сирот подают предварительные заявки на получение субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (далее - субвенция), в уполномоченный орган в сфере образования в срок до 1 июля текущего финансового года.

Уполномоченный орган в сфере образования: оказывает органам местного самоуправления консультативную и методическую помощь по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; запрашивает в органах местного самоуправления документы, материалы и информацию по вопросам, связанным с осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; проверяет заявки на получение субвенции; перечисляет в местные бюджеты субвенции; контролирует осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; проводит проверку деятельности органов местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в том числе целевого использования финансовых и материальных средств, переданных для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями; выносит письменные предписания об устранении нарушений областного законодательства при осуществлении органами местного самоуправления или их должностными лицами государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в случае выявления таких нарушений; - формирует и ведет единый список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 № 820, Департамент Смоленской области по образованию и науке является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере образования и науки на территории Смоленской области, а также уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, представитель должника - Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области в судебном заседании указал, что Администрацией предпринимались все зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как следует из информационного письма заместителя главы муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по социальным вопросам от ** ** **, представленным административным ответчиком в ходе судебного разбирательства, в 2020 году Администрации муниципального образования «Починковский район» выделены субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, в сумме ----- рублей на приобретение 12-ти жилых помещений.

Администрацией МО « ...» ... за период с ** ** ** по ** ** ** исполнен бюджет по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа жилыми помещениями по договорам социального найма из выделенных средств субвенций в размере ----- руб. на сумму ----- руб., остаток ----- руб.

Из информации о ходе осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, лиц из их числа, по состоянию на ** ** **, предоставленной начальником Отдела образования Администрации МО «Починковский район» Смоленской области, объявлен 21 электронный аукцион по проведению закупочной процедуры жилья, где в том числе, под номером 5 объявлен электронный аукцион по закупочной процедуре жилого помещения по адресу: ..., для Терентьевой Е.А., дата заключения муниципального контракта ** ** **, в заключении контракта отказано; под номером 17 объявлен повторно электронный аукцион по закупочной процедуре жилого помещения по адресу: ..., для Терентьевой Е.А., дата заключения муниципального контракта ** ** **, дата государственной регистрации права муниципальной собственности на жилое помещение ** ** **, идет процедура заключения договора.

Распоряжением Администрации МО «Починковский район» Смоленской области от ** ** ** № **-р/адм, в соответствии со ст. 92, 98? Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фону и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», на основании муниципального контракта от ** ** ** № ** и зарегистрированного права собственности муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от ** ** ** № **, отнести жилое помещение, расположенное по адресу: ... (общей площадью 31,6 кв.м) к специализированному жилищному фонду муниципального образования «Починковский район» Смоленской области; установить назначение жилого помещения, расположенного по адресу: ... (общей площадью 31,6 кв.м) – для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отделу образования Администрации МО «Починковский район» Смоленской области осуществить необходимые действия по предоставлению вышеуказанного жилого помещения лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

** ** ** в Администрацию МО «Починковский район» Смоленской области от Терентьевой Е.А. поступило заявление, в котором просит предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расположенное по адресу: ....

Таким образом, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами права, а также учитывая, представленные административным истцом доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения, приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории муниципального образования «Починковский район» Смоленской области специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Смоленской области, невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от исполнения решения Починковского районного суда Смоленской области от ** ** ** не уклонялась, с момента осуществления финансирования (на 2020 календарный год) приняла достаточные меры для исполнения решения суда, которое на момент рассмотрения дела фактически исполнено.

Принимая во внимание, что финансирование Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области осуществляется за счет средств областного бюджета Смоленской области, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и административным истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

При таких обстоятельствах, отсутствуют объективные причины и наличие виновного противоправного бездействия должника – Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок, а поэтому требования административного истца Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л :

Административное исковое заявление Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области удовлетворить.

Освободить Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Смоленской области Новиковой Н.С. от 18.08.2020 о взыскании исполнительского сбора с Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по исполнительному производству от ** ** ** № **-ИП в размере 50 000 рублей.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                    А.В. Примеров

Мотивированное решение изготовлено 17.09.2020

2а-388/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация муниципального образования "Починковский район" Смоленской области
Ответчики
УФССП России по Смоленской области
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Новикова Наталия Сергеевна
Другие
прокурор Починковского района Смоленской области
Терентьева Елена Андреевна
Суд
Починковский районный суд Смоленской области
Судья
Примеров Александр Владимирович
Дело на сайте суда
pochinok.sml.sudrf.ru
03.09.2020Регистрация административного искового заявления
03.09.2020Передача материалов судье
04.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
04.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.09.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее