Судья Садыков И.И. № 33-5110/2015
учет № 57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 апреля 2015 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Янсона А.С.,
судей Калимуллина Р.Я. и Фахрутдиновой Р.А.
при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Калимуллина Р.Я. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Антоновой Е.С. – Азгамовой О.А. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 января 2015 года, которым постановлено:
Отказать в удовлетворении исковых требований Е.С. Антоновой к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ и Исполнительному комитету г. Зеленодольск о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты обращения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения третьих лиц Репьевой И.М. и Репьева И.А., полагавших жалобу подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Антонова Е.С. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района РТ и Исполнительному комитету г. Зеленодольска РТ о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с даты обращения.
В обоснование иска указано, что истец является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные для жен погибших военнослужащих. Истец проживает в двухкомнатной квартире общей площадью 43,03 кв.м, жилой площадью 28,39 кв.м, по адресу: <адрес>, которая принадлежит на праве собственности дочери истца Репьевой И.М. и внуку Репьеву И.А. Комнаты в квартире не изолированные, при этом в квартире проживают три отдельные семьи – истец, ее дочь Репьева И.М. и внук Репьев И.А. Кроме того, истец является ветераном труда, признана инвалидом 3 группы, страдает рядом заболеваний, своим жильем не обеспечена, в связи с чем имеются основания для постановки ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель истца Антоновой Е.С. – Азгамова О.А. просит отменить решение, ссылаясь на то, что истец не является членом семьи собственников занимаемого ею жилого помещения, они проживают отдельными семьями, ведут раздельное хозяйство, общего бюджета не имеют. Своим жильем она не обеспечена.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах", меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с частями 1 - 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.В соответствии с постановлением Исполнительного комитета города Зеленодольск от 19.03.2010 № 01-08-83 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения в городе Зеленодольске" учетная норма площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях) установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что Антонова Е.С. имеет льготы и преимущества, установленные Федеральным законом "О ветеранах", является «Ветераном труда», инвалидом 3 группы по общему заболеванию.
10.06.2014 Антонова Е.С. обратилась к руководителю Исполнительного комитета г. Зеленодольска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Постановлением и.о. руководителя Исполнительного комитета ЗМР РТ № 1642 от 12.08.2014 истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что представленные документы не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения превышает установленную учетную норму.
В частности, Антонова А.С. с 29.09.1999 зарегистрирована и проживает в квартире площадью 43,03 кв.м по адресу: <адрес>, где зарегистрированы и проживают также ее дочь Репьева И.М. и внук Репьев И.А.
Указанная квартира на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 21.09.1993 переда в совместную собственность Репьевой И.М. и Репьева И.А.
Общая площадь занимаемого Антоновой Е.А. жилого помещения, таким образом, с учетом проживающих в нем лиц, превышает установленную учетную норму 12 кв.м, составляет на человека 14,34 кв.м, что также указано в ответе заместителя Зеленодольского городского прокурора РТ на обращение Антоновой Е.С.
На основании изложенного и с учетом анализа приведенных выше правовых норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении является законным, поскольку уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения Антоновой Е.С. превышает установленную органом местного самоуправления учетную норму обеспеченности жильем на одного человека.
Апелляционная жалоба представителя Антоновой Е.С. – Азгамовой О.А. не содержит правовых оснований к отмене решения суда.
Доводы жалобы о проживании в квартире трех отдельных семей с отдельными бюджетами и ведением хозяйства не могут быть приняты во внимание в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (пп. "а" п. 11), для признания родителей, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судом первой инстанции правомерно признаны установленными факты вселения истца в принадлежащую ее дочери квартиру в качестве члена семьи, их совместного проживания по настоящее время, что с учетом указанных выше положений закона позволяет признать Антонову Е.С. членом семьи собственника жилого помещения.
При указанных обстоятельствах решение суда, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 27 января 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Антоновой Е.С. - Азгамовой О.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий:
Судьи: