Решение по делу № 2-363/2015 от 14.01.2015

Дело № 2-363/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,

при секретаре Ляховой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 02 июля 2015 г. гражданское дело по иску КРОО ЗПП «Юрист и Ко» в интересах Копковой Н.Ф. к МУП «Актив», администрации Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

КРОО ЗПП «Юрист и Ко» обратилось в суд в интересах Копковой Н.Ф. с иском к МУП «Актив» о защите прав потребителя.

Впоследствии исковые требования также предъявлены к администрации Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – администрация Просветского сельсовета). В обоснование требований указали, что в КРОО ЗПП «Юрист и Ко» ДД.ММ.ГГГГ обратилась Копкова Н.Ф. с заявлением, содержащем просьбу о выступлении в её защиту, как потребителя и обращении в её интересах в суд. Она проживает в <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, которая принадлежит ей на праве собственности. Ресурсоснабжающей организацией по водоснабжению многоквартирного дома, где проживает она, является МУП «Актив». Вода, поступающая из системы холодного водоснабжения (далее – ХВС) в квартире имеет неприятный запах и желтый цвет, что послужило поводом для обращения Копковой Н.Ф. в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах (далее – Роспотребнадзор). По результатам обращения истца Роспотребнадзор провел исследования пробы воды в квартире и составлен протокол о несоответствии воды требованиям СанПин 2.1.4.1074-01. Таким образом, имеет место нарушение прав истца, как потребителя коммунальных услуг, что является достаточным для компенсации морального вреда. Отсутствие снабжения сельского поселения чистой водой создает прямую и непосредственную угрозу для жизни и здоровья истца. Администрация Просветского сельсовета не осуществляет в полной мере обязанности по соблюдению законодательства при организации водоснабжения населения, выразившееся в отсутствии организации водоснабжения в границах с. Просвет, когда предоставляется вода, не соответствующая качеству. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед её поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети. Ответчики ограничивают право истца на получение питьевой воды, в связи с чем просит взыскать в её пользу с ответчиков компенсацию морального вреда в размере по 10 000 руб. с каждого, а также штраф в пользу КРОО ЗПП «Юрист и Ко» и Копковой Н.Ф.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила. В предыдущих судебных заседаниях исковые требования поддержала, пояснив, что полагает отсутствие качественной питьевой воды в доме в связи с плохим состоянием труб и отсутствием очищения воды со стороны МУП «Актив». Оплату за водоснабжение несет в полном объеме.

Представитель истца, в силу ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), действующий в силу Устава и по решению общего собрания, председатель правления КРОО ЗПП «Юрист и Ко» Нечеухин И.В., в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в измененном иске.

Представитель ответчика – МУП «Актив», действующая на основании доверенности Новикова И.В., в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что МУП «Актив» оказывает населению с. Просвет Кетовского района Курганской области предоставление коммунальной услуги по обеспечению технической водой населения и организаций, в связи с чем утверждены тарифы на техническую воду для потребителей с. Просвет. Население оплачивает МУП «Актив» расходы по пользованию технической водой. В с. Просвет водозабор осуществляется из реки Ик. В связи с отсутствием очистных сооружений, вода из данного водного объекта не пригодна для питья. Обеспечение населения, в т.ч. Копковой Н.Ф. технической водой, производится МУП «Актив» надлежащим образом, в связи с чем права истца, как потребителя коммунальной услуги по водоснабжению, не нарушаются.

Представитель ответчика – администрации Просветского сельсовета, действующая по удостоверению глава сельсовета Курбанова И.В.. в судебном заседании с исковыми требованиями также не согласилась, пояснив, что в с. Просвет отсутствует питьевое централизованное водоснабжение. МУП «Актив» поставляет потребителям техническую воду. Предоставления централизованного питьевого водоснабжения в населенном пункте невозможно в связи с отсутствием очистных сооружений.

Представитель 3-го лица – ТО Управления Роспотребинадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.

С учетом мнения участников процесса, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит следующее.

Установлено, что Копкова Н.Ф. проживает по адресу: <адрес> и является собственником данного жилого помещения, что подтверждено свидетельством о ГРП от ДД.ММ.ГГГГ серии и справкой администрации Просветского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области с заявлением о проверке качества водопроводной воды, используемой ею из центрального водоснабжения для питья и приготовления пищи, поскольку вода имеет неприятный запах и жёлтый цвет.

Согласно протоколу лабораторных исследований, проведенных Курганским филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» от ДД.ММ.ГГГГ в представленной пробе воды из скважины, расположенной по адресу: <адрес>, превышены показатели цветность и общая жесткость, что не соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» (далее – СанПиН 2.1.4.1074-01). По остальным исследованным физико-химическим показателям вода соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.

В соответствии с протоколом лабораторных исследований Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах» от ДД.ММ.ГГГГ г., по проведенным видам санитарно-гигиенических исследований проба воды из водопровода по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям п. 3.4.1 Таблицы 2, п. 3.5 Таблицы 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 (цветность 79,5 градусов при гигиеническом нормативе 20 градусов, жесткость общая 7,1 мг-экв./куб. дм при гигиеническом нормативе 7 мг-экв./куб.дм, железо общее 0,63 мг/куб. дм при гигиеническом нормативе 0,3 мг/куб.дм).

По сообщению ТО Управления Роспотребнадзора по Курганской области в Кетовском, Белозерском районах от ДД.ММ.ГГГГ № 15-06-5/1230, на основании неудовлетворительного результата пробы воды из источника централизованной системы водоснабжения было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 6.5 КоАП РФ.

Постановлением ТО Управления Роспотребнадзора в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Актив» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.

Согласно ст. 19 Водного кодекса Российской Федерации, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и указываемых услуг, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Статьями 18, 19 данного Закона установлено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного воздействия устанавливаются санитарными правилами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (п.п. 1, 2, 5 ст. 18). Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическим и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам (п.п. 1, 2 ст. 19).

Статьей 23 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – Закон от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ) установлено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона (п. 1). Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения (п. 4).

Согласно п. 31 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ МУП «Актив» обратилось к заместителю Губернатора Курганской области директору Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области с заявлением о предоставлении в пользование реки Ик в п. Старый Просвет для забора водных ресурсов из водного объекта с целью обеспечения технической водой население и организации, с размещением на водном объекте водозаборных сооружений, сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и МУП «Актив» заключен договор водопользования рекой Ик с целью забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта при условии возврата воды в водный объект.

На основании заключенного ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Просветского сельсовета и МУП «Актив» договора объекты водоснабжения с. Просвет Кетовского района Курганской области, находящиеся на балансе Просветского сельсовета, переданы в хозяйственное ведение МУП «Актив».

Согласно Уставу МУП «Актив» создано в целях улучшения жилищно-коммунального обслуживания населения, проживающего на территории Просветского сельсовета. Для достижения названных целей, Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке виды деятельности, в т.ч. оказание платных коммунальных услуг по водоснабжению, водоотведению, распределению воды потребителям, осуществление текущего и капитального ремонта систем тепло- и водоснабжения в сторонних организациях (п.п. 2.1, 2.2 Устава).

В соответствии с выданной ДД.ММ.ГГГГ лицензией серии , вид лицензии ВЭ, МУП «Актив» имеет право добывать технические подземные воды для хозяйственно-бытового водоснабжения населения и технологического обеспечения водой промышленных объектов, что также указано в лицензионном соглашении.

Постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ утверждены тарифы на техническую воды для потребителей МУП «Актив» (Кетовский район: с. Просвет, п.с.т. Старый Просвет), а также утверждена производственная программа МУП «Актив» (Кетовский район: с. Просвет, п.с.т. Старый Просвет) в сфере холодного водоснабжения (техническая вода) на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

При таких обстоятельствах установлено, что МУП «Актив» осуществляет поставку истцу воды для технических нужд.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ администрация Просветского сельсовета направила в Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области для рассмотрения инвестиционную программу развития муниципальных систем водоотведения МУП «Актив», целью которой являлось повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем водоснабжения, улучшения качества воды для населения сел Новый и Старый Просвет. Из пояснительных записок к данной программе следует, что источником водоснабжения ст. Просвет является река Ик, которая протекает в лесистой заболоченной местности, в силу чего вода источника насыщена гуминовыми веществами и не пригодна для питьевых целей из-за плохих вкусовых качеств.

Из Технического задания для разработки инвестиционной программы водоснабжения с. Н. Просвет, с. Ст. Просвет и пояснительных записок к нему следует, что переданный МУП «Актив» в хозяйственное ведение имущественный комплекс не обеспечивает качества поставляемой населению воды, для приведения питьевой воды в соответствие с требованиями закона к ее качеству необходим капитальный ремонт и модернизация разводящих сетей водопровода протяженностью 225 м. по ул. Заводская, диаметром 76 мм; капитальный ремонт и модернизация центрального водовода от водозаборных очистных сооружений до водонапорной башни протяженностью 2809 м, диаметром 150 мм; капитальный ремонт и модернизация разводящих сетей водопровода от водонапорной башни до воинской части (участок № 2) протяженностью 1700 м., диаметром 100 мм; капитальный ремонт водонапорной башни; устройство плотины на реке Ик и замена насосов 1, 2 подъемов на энергосберегающее оборудование. Источники финансирования: надбавка к тарифу по водоснабжению, средства бюджетов Кетовского района и Просветского сельсовета.

Таким образом, поставка некачественной питьевой воды потребителям, в т.ч. Копковой Н.Ф., не является следствием виновных действий (бездействия) МУП «Актив», у которого отсутствует возможность своими силами исправить данную ситуацию, кроме того, как уже указано выше, МУП «Актив» поставляет потребителем техническую воду.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с МУП «Актив» компенсации морального вреда в пользу Копковой Н.Ф. не имеется.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится (в том числе) организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.

Согласно ч. 2 ст. 23 Закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. В случае, если по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора или производственного контроля качества питьевой воды средние уровни показателей проб питьевой воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение (ч. 5). В случае получения указанного в части 5 настоящей статьи уведомления органы местного самоуправления поселений, городских округов до 1 марта очередного года обязаны внести изменения в техническое задание на разработку или корректировку инвестиционной программы в части учета мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. Реализация указанных мероприятий должна обеспечивать приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями не более чем за семь лет с начала их реализации (ч. 6). Организация, осуществляющая холодное водоснабжение, обязана в течение трех месяцев с момента получения технического задания, указанного в части 6 настоящей статьи, разработать план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и согласовать его с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в срок до 1 июля очередного года. План мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями включается в состав инвестиционной программы (ч. 7).

Доказательств того, что Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах направлялось уведомление в орган местного самоуправления о несоответствии качества питьевой воды в с. Просвет, не представлено.

Как следует из пояснений представителя администрации Просветского сельсовета, поставка питьевой воды населению с. Просвет органом местного самоуправления не организована в связи с отсутствием финансовых средств для обустройства очистных сооружений и осуществления капитального ремонта водопроводных сетей.

Согласно преамбуле Закона РФ "О защите прав потребителей" этот Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", под услугой следует понимать действие (комплекс действий), совершаемое исполнителем в интересах и по заказу потребителя в целях, для которых услуга такого рода обычно используется, либо отвечающее целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении возмездного договора.

Вместе с тем из материалов дела и объяснений сторон в суде следует, что договор по оказанию услуг по водоснабжению между истцом и администрацией Просветского сельсовета не заключался, коммунальная услуга по водоснабжению данным ответчиком истцу не оказывалась и им не оплачивалась.

При таких обстоятельствах суд считает, спорные правоотношения между Копковой Н.Ф. и администрацией Просветского сельсовета не регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей", и оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда в связи с оказанием некачественной услуги, как на то ссылалась истец, не имеется.

Требований о взыскании денежной компенсации морального вреда в связи с причинением физических и нравственных страданий из-за употребления некачественной питьевой воды суду не заявлено, соответствующих доказательств не представлено.

Поскольку нарушения прав потребителя не установлено, требования о взыскании штрафа, являющиеся производными от основного требования о защите прав потребителя, в удовлетворении которого отказано, также удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований КРОО ЗПП «Юрист и Ко» в интересах Копковой Нины Федоровны к МУП «Актив», администрации Просветского сельсовета Кетовского района Курганской области о защите прав потребителя, отказать.

         Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения мотивированного решения, путём подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд.

    Мотивированное решение вынесено 07 июля 2015 г.

         Судья                                                                 Т.В. Тренихина

2-363/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Копкова Н.Ф.
КРОО ЗПП "Юрист и Ко"
Ответчики
МУП "Актив"
Другие
Управление роспотребнадзора
администрация Просветского сельсовета
Суд
Кетовский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
ketovsky.krg.sudrf.ru
14.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2015Передача материалов судье
15.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.02.2015Подготовка дела (собеседование)
05.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2015Судебное заседание
26.03.2015Судебное заседание
03.04.2015Судебное заседание
10.04.2015Судебное заседание
07.05.2015Судебное заседание
02.07.2015Судебное заседание
07.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2015Дело оформлено
02.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее