Решение по делу № 2-4770/2019 от 13.09.2019

Дело №2-4770/2019

39RS0001-01-2019-005985-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 ноября 2019 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Седовой Е.А.,

при секретаре Кидрон-Лисовской М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бессарабова С.В. к военному комиссариату Калининградской области о признании приостановления выплаты пенсии незаконным, возложении обязанности выплачивать пенсию со дня ее приостановления,

УСТАНОВИЛ:

Бессарабов С.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Калининградской области, в обоснование которого указал на то, что с 1987 года он является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-I), однако с 2018 года выплата пенсии была приостановлена, так как его постоянным местом проживания является Украина. С данным решением ответчика он не согласен, поскольку по семейным обстоятельствам он был вынужден временно переехать с женой еще до распада СССР в г. Ужгород Украины, где и проживал с семьей. В настоящее время, несмотря на то, что продолжает жить в Украине, он является гражданином РФ, зарегистрирован в г. Черняховске Калининградской области у племянницы своей жены, получателем украинской пенсии не является. При этом решением суда Калининградской области в 2018 году военному комиссариату Калининградской области было отказано во взыскании с него якобы незаконно полученной военной пенсии. В настоящее время он находится на иждивении своей дочери инвалида, иных источников дохода не имеет. На основании изложенного просил признать действия ответчика по приостановлению выплаты военной пенсии незаконными, обязать военный комиссариат Калининградской области выплатить незаконно удержанную пенсию со дня приостановления выплаты и выплачивать в дальнейшем пенсию за выслугу лет.

Истец Бессарабов С.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия. Представил письменный отзыв на возражения ответчика по иску, в котором указал на то, что получение пенсии не может обуславливаться местом постоянного жительства, поскольку в таком случае нарушается принцип равенства прав и свобод человека и гражданина. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение гражданина на территории Российской Федерации, не вправе самостоятельно прекращать пенсионные выплаты, при этом Законом № 4468-I не предусмотрена обязанность пенсионера уведомлять пенсионный орган о смене места своего жительства. Отказав ранее военному комиссариату в удовлетворении иска о возмещении материального ущерба, фактически суды подтвердили законность получения им пенсии за выслугу лет на территории Калининградской области России. Кроме того, взыскание задолженности по коммунальным платежам свидетельствует о постоянном проживании по месту регистрации в г. Черняховске Калининградской области.

Представители ответчика Крайнов В.И., Ширяева Е.И., действующие на основании доверенностей, просили в исковых требованиях отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Дополнительно указали, на то, что выплата пенсии за выслугу лет производится по месту жительства или пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, истец проживает в Украине, что установлено и проверкой, и не оспаривается самим истцом. При проживании в России выплата будет возобновлена.

Выслушав пояснения представителей ответчиков, обозрев личное дело военного пенсионера, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон № 4468-I).

В статье 1 Закона № 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Согласно пункту «а» ч. 1 ст. 11 Закона № 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах «б» и «в» этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

Частью 1 ст. 56 Закона № 4468-I установлено, что выплата пенсий, предусмотренных настоящим законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 настоящего Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (ч. 9 ст. 56 Закона № 4468-I).

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.

Статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее - Соглашение от 13 марта 1992 года) определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих вооруженных сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением.

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (далее - Соглашение от 15 мая 1992 года).

Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 года при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.В силу названных положений соглашений от 13 марта 1992 года и от 15 мая 1992 года для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с данными соглашениями, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации. Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 года № 14-П, от 04 апреля 1996 года № 9-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 02 февраля 1998 года № 4-П и от 02 июня 2011 года № 11-П; определения от 05 октября 2000 года № 199-О, от 04 марта 2004 года № 146-О, от 06 октября 2008 года № 619-О-П, от 13 октября 2009 года № 1309-О-О, от 27 мая 2010 года N 741-О-О, от 17 ноября 2011 года N 1597-О-О, от 05 июня 2012 года № 1059-О, от 17 июня 2013 года № 996-О).

Статьей 50 Закона № 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Так Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года № 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.

Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (п. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.

Судом установлено, что майор Бессарабов С.В. приказом Министра обороны СССР от 10июня 1988 года № 0479 был уволен с действительной военной службы в запас и подлежал учету в Ужгородском УГВК.

ДД.ММ.ГГГГ Бессарабову С.В. назначена пенсия за выслугу лет.

В связи с переездом на постоянное место жительства в г. Черняховск Калининградской области пенсия Бессарабову С.В. назначена и выплачивалась военным комиссариатом Калининградской области с ДД.ММ.ГГГГ.

Выплата данной пенсии приостанавливалась с ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что Бессарабов С.В. был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес>, на основании вступившего в законную силу решения Черняховского городского суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ, этим же решением он был признан не приобретшим права пользования данной квартиры.

После предоставления документов о регистрации с ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии была возобновлена.

Бессарабов С.В. является гражданином РФ и имеет регистрацию в Российской Федерации по адресу: <адрес>.

Проведенными отделом военного комиссариата городов Черняховска и Озерска, Черняховского и Озерского районов ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ проверками было выявлено отсутствие Бессарабова С.В. по адресу регистрации.

Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бессарабов С.В. по месту регистрации в Российской Федерации фактически не проживает, преимущественно находится на территории Республики Украина.

Бессарабов С.В. в период с 2011 по 2018 годы неоднократно в ходе обращений с заявлениями в пенсионный орган МО, Генеральную прокуратуру МО РФ, администрацию Президента РФ, указывал на фактическое место своего нахождения на территории Республики Украина.

Решением военного комиссариата Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ выплата пенсии Бессарабову С.В. на территории Российской Федерации приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ.

Аналогичные обстоятельства установлены и решением Черняховского городского суда Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставленным без изменения судом апелляционной инстанции ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования военного комиссариата Калининградской области к Бессарабову С.В. о взыскании излишне выплаченной суммы пенсии за выслугу лет оставлены без удовлетворения.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ данные обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кроме того, установлено, что Бессарабов С.В. имеет паспорт гражданина Украины и продолжает в настоящее время проживать в г. Ужгороде Республики Украина.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение, в том числе по результатам проведенных военным комиссариатом проверочных мероприятий, факт выезда Бессарабова С.В. на постоянное место жительства в Республику Украину, а также отсутствие сведений о его постоянном проживании по месту регистрации на территории Калининградской области с 2011 года.

При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, военный комиссариат Калининградской области обоснованно приостановил выплату пенсию Бессарабову С.В. и в соответствии с Соглашением прекратил ее выплату.

Приостановление (прекращение) на территории Российской Федерации выплаты пенсии Бессарабову С.В. в связи с необходимостью установления его постоянного проживания в Российской Федерации не означает лишение его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления (прекращения).

В настоящее время Бессарабов С.В., имея паспорт гражданина Украины, проживая на территории Республики Украины, в рамках вышеназванного Соглашения имеет право на пенсионное обеспечение по нормам пенсионного законодательства и за счет средств этого государства.

При таком положении, принимая во внимание, что приведенные доводы истца основаны на неправильном толковании норм материального права, правовых оснований для удовлетворения исковых требований Бессарабова С.В. не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Бессарабова С.В. к военному комиссариату Калининградской области о признании приостановления выплаты пенсии незаконным, возложении обязанности выплачивать пенсию со дня ее приостановления оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 02 декабря 2019 года.

Судья Е.А. Седова

2-4770/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бессарабов Сергей Викторович
Ответчики
Калининрадский областной военкомат
Суд
Ленинградский районный суд г. Калининград
Судья
Седова Е.А.
Дело на сайте суда
leningradsky.kln.sudrf.ru
01.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2020Передача материалов судье
01.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.04.2020Предварительное судебное заседание
01.04.2020Судебное заседание
10.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2020Дело оформлено
24.03.2020Дело передано в архив
25.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее