ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 3а-493/2019
№ 88а-19827/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 13 августа 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К.,
судей Шелудько В.В., Капункина Ю.Б.
рассмотрела кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар на решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 декабря 2019 года по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГК "СБСВ-КЛЮЧАВТО"» к департаменту имущественных отношений Краснодарского края, филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости,
заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К.,
установила:
ООО «ГК «СБСВ-КЛЮЧАВТО» (далее – Общество) обратилось в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее – департамент), филиалу ФГБУ «ФКР Росреестра» по Краснодарскому краю, Управлению Росреестра по Краснодарскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости.
В обоснование требований заявитель указал, что административный истец является собственником земельных участков и нежилых зданий со следующими кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> и арендатором земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (далее – спорные земельные участки), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 21 декабря 2018 года. Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимого имущества, определенная уполномоченным органам и кадастровая стоимость согласно данным отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества от 14 декабря 2018 года № 53, подготовленного <данные изъяты> существенно различаются.
Решением Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из результатов повторного судебного экспертного заключения от 10 апреля 2019 года №.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 декабря 2019 года решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года изменено в части установления размера кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 17 603 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 16 290 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 14 328 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 18 991 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: Краснодарский <адрес>, по состоянию на 6 сентября 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 12 357 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 сентября 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 11 983 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 сентября 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 16 398 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 7 июня 2017 года, в размере его рыночной стоимости, равной 50 978 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 сентября 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 42 182 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 сентября 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 55 098 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере рыночной стоимости, равной 33 055 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости 33 055 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 27 310 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 23 298 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 39 225 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 21 марта 2018 года, в размере его рыночной стоимости, равной 14 575 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости 12 651 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 января 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 14 435 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 24 января 2014 года, в размере его рыночной стоимости, равной 47 465 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 19 июля 2016 года, в размере его рыночной стоимости, равной 126 951 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 мая 2015 года, в размере его рыночной стоимости, равной 67 488 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 3 сентября 2013 года, в размере его рыночной стоимости, равной 52 583 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 28 июля 2011 года, в размере его рыночной стоимости, равной 6 375 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> по состоянию на 28 июля 2011 года, в размере его рыночной стоимости, равной 77 367 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 13 июня 2013 года, в размере его рыночной стоимости, равной 53 485 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 9 августа 2013 года, в размере его рыночной стоимости, равной 51 898 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 9 августа 2013 года, в размере его рыночной стоимости, равной 47 151 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 9 августа 2013 года, в размере его рыночной стоимости, равной 40 020 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 июня 2011 года, в размере его рыночной стоимости, равной 165 726 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 6 июня 2011 года, в размере его рыночной стоимости, равной 146 918 000 рублей.
Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 9 октября 2013 года, в размере его рыночной стоимости, равной 1 390 000 рублей.
В остальной части решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года оставлено без изменения, апелляционные жалобы департамента имущественных отношений Краснодарского края и администрации муниципального образования город Краснодар – без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2020 года, администрация муниципального образования г. Краснодар ставит вопрос об отмене решения Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 декабря 2019 года. По мнению заявителя, административный истец не привел доказательств того, что арендодателем выражалось согласие на пересмотр кадастровой стоимости. Существенное снижение кадастровой стоимости земельных участков повлияет на размер арендной платы за аренду земельных участков.
Определением судьи от 16 июля 2020 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, обсудив доводы жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В статье 66 ЗК РФ закреплено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статьей 12 Закона № 135-ФЗ предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (часть первая); итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации (часть вторая).
Статьей 24.18 Закона № 135-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что административный истец является собственником спорных земельных участков и нежилых зданий, а также арендатором спорных земельных участков, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 21 декабря 2018 года.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель и зданий кадастровая стоимость указанных объектов определена уполномоченным органом в следующих размерах: 35 885 003 рублей 60 копеек (по состоянию на 1 января 2016 года), 31 813 969 рублей 69 копеек (по состоянию на 1 января 2016 года), 27 821 912 рублей 70 копеек (по состоянию на 1 января 2016 года), 37 988 579 рублей 44 копеек (по состоянию на 1 января 2016 года), 22 019 968 рублей 24 копеек (по состоянию на 6 сентября 2016 года ); 21 749 895 рублей 04 копеек (по состоянию на 6 сентября 2016 года); 32 035 182 рублей 74 копеек (по состоянию на 6 сентября 2016 года); 104 491 321 рубля 08 копеек (по состоянию на 7 июня 2017 года); 95 788 773 рублей 08 копеек (по состоянию на 6 сентября 2016 года); 69 891 921 рубля 16 копеек (по состоянию на 6 сентября 2016 года); 60 671 178 рублей 90 копеек (по состоянию на 1 января 2016 года); 78 481 923 рублей 69 копеек (по состоянию на 1 января 2016 года); 64 013 348 рублей 30 копеек (по состоянию на 1 января 2016 года); 53 765 580 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 78 195 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 32 937 250 рублей (по состоянию на 21 марта 2018 года); 27 478 140 рублей 65 копеек (по состоянию на 1 января 2016 года); 29 873 485 рублей 11 копеек (по состоянию на 1 января 2016 года); 68 848 530 рублей 40 копеек (по состоянию на 24 января 2014 года); 248 918 322 рублей 98 копеек (по состоянию на 19 июля 2016 года); 85 405 735 рублей 49 копеек (по состоянию на 6 мая 2015 года); 78 810 188 рублей 62 копеек (по состоянию на 3 сентября 2013 года); 11700910 рублей 14 копеек (по состоянию на 28 июля 2011 года); 113511650 рублей 01 копейки (по состоянию на 28 июля 2011 года); 89 092 402 рублей 36 копеек (по состоянию на 13 июня 2013 года); 73 710 035 рублей 41 копейки (по состоянию на 9 августа 2013 года); 68 863 940 рублей 12 копеек (по состоянию на 9 августа 2013 года); 60 418 295 рублей 36 копеек (по состоянию на 9 августа 2013 года); 269 340 356 рублей 79 копеек (по состоянию на 6 июня 2011 года); 326 729 917 рублей 05 копеек (по состоянию на 6 июня 2011 года); 2 863 978 рублей 12 копеек (по состоянию на 9 октября 2013 года).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объектов недвижимого имущества от 14 декабря 2018 года № 53, представленному административным истцом и подготовленному ООО «НЭО Эксперт», рыночная стоимость по состоянию на даты оценки земельных участков и здании с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> составляет 16 520 000 рублей, 14770000 рублей, 17 220 000 рублей, 8 080 000 рублей, 7 980 000 рублей, 10310 000 рублей, 32 980 000 рублей, 25 430 000 рублей, 33 210 000 рублей, 28000000 рублей, 31 080 000 рублей, 26 090 000 рублей, 22 260 000 рублей, 38 430 000 рублей, 14 890 000 рублей, 5 420 000 рублей, 6 190 000 рублей, 40410000 рублей, 121 260 000 рублей, 65 960 000 рублей, 54 510 000 рублей, 6 120 000 рублей, 59 850 000 рублей, 35 650 000 рублей, 49 460 000 рублей, 46 430 000 рублей, 30 120 000 рублей, 160 930 000 рублей, 141 010 000 рублей, 1 400 000 рублей, соответственно.
В ходе рассмотрения административного дела суд первой инстанции, ссылаясь на существенное различие кадастровой стоимости спорных объектов недвижимого имущества, определенной уполномоченным органом и вышеуказанным отчетом об оценке, пришел к выводу о сомнительности в достоверности указанного отчета. В связи с чем, суд назначил по делу судебную экспертизу по определению рыночной стоимости земельных участков и зданий.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 10 апреля 2019 года №, выполненной <данные изъяты> рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет: 17 756 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 15881000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 19 968 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 18 514 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 10 971 000 рублей (по состоянию на 6 сентября 2016 года); 10 837 000 рублей (по состоянию на 6 сентября 2016 года); 15 961 000 рублей (по состоянию на 6 сентября 2016 года); 52 148 000 рублей (по состоянию на 7 июня 2017 года); 43 975 000 рублей (по состоянию на 6 сентября 2016 года); 35 183 000 рублей (по состоянию на 6 сентября 2016 года); 30 332 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 34 805 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 29 222 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 24 930 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 37 185 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 15 706 000 рублей (по состоянию на 21 марта 2018 года); 12 521 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 14 285 000 рублей (по состоянию на 1 января 2016 года); 47 176 000 рублей (по состоянию на 24 января 2014 года); 122 060 000 рублей (по состоянию на 19 июля 2016 года); 67 467 000 рублей (по состоянию на 6 мая 2015 года), 54 318 000 рублей (по состоянию на 3 сентября 2013 года); 7 019 000 рублей (по состоянию на 28 июля 2011 года); 75 331 000 рублей (по состоянию на 28 июля 2011 года); 54 049 000 рублей (по состоянию на 13 июня 2013 года), 51 961 000 рублей (по состоянию на 9 августа 2013 года), 48 779 000 рублей (по состоянию на 9 августа 2013 года): 40 882 000 рублей (по состоянию на 9 августа 2013 года); 166 820 000 рублей (по состоянию на 6 июня 2011 года), 145 057 000 рублей (по состоянию на 6 июня 2011 года); 1 420 000 рублей (по состоянию на 9 октября 2013 года).
При исследовании указанного заключения судебной экспертизы как доказательства по делу судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда пришла к выводу о ее несоответствии требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», законодательству об оценочной деятельности, в связи с чем признана недопустимым доказательством по делу.
Определением суда от 17 сентября 2019 года была назначена повторная судебная экспертиза, которая легла в основу апелляционного определения.
Оценив повторное судебное экспертное заключение № КС-19-013, выполненное <данные изъяты>, по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд апелляционной инстанции согласился с выводами эксперта об указанной стоимости.
Выводы повторной судебной экспертизы №, выполненной <данные изъяты> не опровергнуты, доказательства ее порочности не представлены, сведений о несогласии с содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью спорных объектов недвижимого имущества материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ принял во внимание заключение повторной судебной экспертизы и пришел к выводу об изменении решения суда первой инстанции, установив кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной. При этом, суды исходили из того, что кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца как лица, являющегося плательщиком арендных платежей.
Кассационный суд с данным выводом судов обеих инстанций соглашается.
Не могут быть приняты судом во внимание доводы кассационной жалобы о том, что снижение кадастровой стоимости земельных участков повлияет на размер доходов, поступающих от передачи в аренду земельных участков. Административным истцом в соответствии с положениями статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ реализовано право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Весь комплекс условий, установленных для этого нормативно-правовыми актами, Обществом соблюден.
Утверждения кассационной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств согласия арендодателя на пересмотр кадастровой стоимости являются несостоятельными.
Вопреки этим утверждениям, в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Необходимость наличия согласия собственника на такой пересмотр, выраженного в договоре аренды либо в иной письменной форме, о чем указано в абзаце 7 пункта 6 названного постановления, требуется только в случае аренды имущества, находящегося в собственности граждан или юридических лиц, что к рассматриваемой ситуации не применимо, так как предметом договора аренды является земельный участок, находящийся в государственной собственности.
По существу, доводы кассационной жалобы повторяют позицию заинтересованного лица при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка с учетом установленных фактических обстоятельств по делу.
Принимая во внимание изложенное, кассационный суд находит выводы, содержащиеся в обжалованном судебном акте, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 13 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 9 декабря 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования г. Краснодар – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 – 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.