72RS0025-01-2020-005000-80 |
Дело № 33а-5863/2020 |
В суде первой инстанции № 2а-4951/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тюмень |
28 декабря 2020 года |
Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего |
Левиной Н.В., |
судей |
Ревякина А.В., Глушко А.Р., |
при секретаре |
Семенец Е.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Сафаровой Нурии Ниязовны на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 сентября 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Сафаровой Нурии Ниязовны к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от 02 апреля 2020 года № 501-о, возложении обязанности принять решение, отказать».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., объяснения Сафаровой Н.Н., её представителя Осинцевой М.С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Департамента имущественных отношений Тюменской области Вергун А.М., полагавшей, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сафарова Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области, в котором просила признать незаконным решение от 02.04.202 г. № 501-о «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно», возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Тюмень, <.......>, указывая, что факт отсутствия земельного участка в испрашиваемых границах в проекте межевания, не является основанием для отказа Сафаровой Н.Н., в согласовании предоставления земельного участка в собственность.
Сафарова Н.Н., представитель заинтересованного лица Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель административного истца Осинцева М.С., в судебном заседании административный иск поддержала.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Тюменской области Вергун А.М., в судебном заседании с административным иском Сафаровой Н.Н. не согласилась.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласна Сафарова Н.Н., которая в апелляционной жалобе просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 сентября 2020 года отменить и принять по делу новый судебный акт, повторяя доводы, изложенные в административном исковом заявлении, указывает что судом первой инстанции не дана оценка обстоятельствам, установленным апелляционным определением Тюменского областного суда от 27 января 2020 года и определением Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03 июня 2020 года, имеющим преюдициальное значение о том, что земельный участок по адресу: г. Тюмень, <.......> сформирован и поставлен на кадастровый учет ещё в 2005 году. Согласно кадастровому паспорту на земельный участок его площадь составляет 455 кв.м, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 11.12.2005 г., разрешенное использование – под существующий жилой дом и приусадебный земельный участок. Отсутствие решений органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подтверждаются ответом Департамента земельных отношений и градостроительства г. Тюмени от 11.09.2017 г., в связи с чем имеются основания для предоставления земельного участка в собственность, в то время как отсутствие в проекте межевания земельного участка основанием для отказа не является.
Представитель Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явился. Учитывая, что о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы данное лицо извещено надлежащим образом, доказательства уважительности причин неявки в заседание суда апелляционной инстанции не представлены, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также – КАС РФ) в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу требований ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа. Данной статьёй предусмотрены случаи такого предоставления земельного участка. Так, согласно подпункту 7 названной статьи земельный участок предоставляется в собственность бесплатно в случае предоставления его иным не указанным в подпункте 6 названной стоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
В силу пункта 2 статьи ст. 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Согласно действующему до 31.12.2020 г. пункту 1 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55 «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан в собственность бесплатно» (далее по тексту также - Закон Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55), граждане, владеющие индивидуальным жилым домом, права на который не были оформлены и зарегистрированы в установленном законом порядке (далее – жилой дом), и фактически проживающие в нем (за исключением иностранных граждан, лиц без гражданства, владеющих индивидуальным жилым домом на территории Бердюжского, Казанского, Сладковского муниципальных районов), имеют право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
При этом частью 2 ст. 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55 предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 1 части 1 названной статьи, в собственность бесплатно предоставляется земельный участок, на котором расположен жилой дом, в случае если одновременно соблюдаются следующие условия: 1) земельный участок не предоставлен в установленном порядке данным гражданам на ином праве; 2) земельный участок находится в границах населенного пункта; 3) жилой дом создан до 1 сентября 2006 года.
В силу части 3 ст. 1 названного закона, указанным гражданам земельный участок предоставляется в собственность бесплатно для размещения жилого дома.
Статьей 2 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55 предусмотрен порядок предоставления земельных участков.
Как следует из материалов дела, 15.07.2019 г. Сафарова Н.Н. обратилась в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка на основании пункта 1 ч. 1 ст. 1 Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55, как лицо, владеющее индивидуальным жилым домом по адресу: г. Тюмень, <.......>, права на который не были оформлены и зарегистрированы в установленном порядке.
Факт владения индивидуальным жилым домом и проживания в нем Сафаровой Н.Н. с 2005 года установлен решением Центрального районного суда г. Тюмени от 29 октября 2018 года, и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Из материалов данного административного дела, а также истребованного судом апелляционной инстанции административного дела № 2а-9915/2019, рассмотренного Центральным районным судом г. Тюмени 24 октября 2019 г., следует, что ранее Центральным районным судом г. Тюмени решением от 19 марта 2019 г. было отказано в удовлетворении административного искового заявления Сафаровой Н.Н. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от 12 февраля 2019 г. № 181-о об отказе Сафаровой Н.Н. в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка под самовольно выстроенные жилые дома по адресу: г. Тюмень, <.......>.
Апелляционным определением Тюменского областного суда от 24 июня 2019 г. решение Центрального районного суда г. Тюмени от 19 марта 2019 г. отменено с принятием нового решения о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 12 февраля 2019 г. № 181-о «Об отказе Сафаровой Н.Н. в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатно земельного участка под самовольно выстроенные жилые дома» с возложением на Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанности по устранению нарушения прав Сафаровой Н.Н. При этом судебная коллегия исходила из ошибочности выводов суда первой инстанции об отсутствии у Сафаровой Н.Н. права на предоставление земельного участка под существующий жилой дом в собственность бесплатно.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 24 октября 2019 г. отказано в удовлетворении административного искового заявления Сафаровой Н.Н. к Департаменту имущественных отношений Тюменской области о признании незаконным решения от 14.08.2019 г. № 1889-з «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для размещения жилого дома» в части указания площади земельного участка 330 кв.м.
Отменяя апелляционным определением от 27 января 2020 года, оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, решение Центрального районного суда г. Тюмени от 24 октября 2019 г., и признавая незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 14.08.2019 г. № 1889-з «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно для размещения жилого дома» с возложением на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав административной истицы, путём повторного рассмотрения её заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, судебная коллегия Тюменского областного суда исходила, в частности, из того, что у Департамента имущественных отношений Тюменской области не имелось оснований к разделению уже сформированного и поставленного на кадастровый учёт земельного участка, о предоставлении которого в собственность бесплатно на основании Закона Тюменской области от 21 июня 2018 г. № 55 обратилась Сафарова Н.Н.
Также апелляционным определением Тюменского областного суда от 27 января 2020 года установлено, что дом по <.......> в г. Тюмени был построен в 1982 году, состоит из литер А и литер А1, расположен на земельном участке площадью 455 кв.м. Указанным домом пользовался Т. (брат Сафаровой Н.Н.), после смерти которого с 2005 года в доме стала проживать Сафарова Н.Н.
Из имеющейся в административном деле № 2а-9915/2019 выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости – земельном участке с кадастровым номером <.......>182, расположенном по адресу: г. Тюмень, <.......>, относящегося к землям населённых пунктов и имеющего разрешённое использование – под существующий жилой дом и приусадебный земельный участок, правообладателем которого являлся Т., дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости - 11.12.2005 г., следует, что площадь земельного участка составляет 455 кв.м, при этом границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.
Из технического паспорта домовладения, расположенного по адресу: г. Тюмень, <.......>, составленного по состоянию на 24.03.2006 г, следует, что домовладение расположено на земельном участке площадью 496 кв.м, из которой незастроенная площадь составляет 403 кв.м.
Как следует из налоговых уведомлений и платежных документов, уплата земельного налога производилась за фактически используемый земельный участок площадью 455 кв.м.
Такие обстоятельства, как формирование земельного участка указанной площадью с видом разрешенного использования «под существующий жилой дом и приусадебный земельный участок», постановка его на государственный кадастровый учет, нахождение участка в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-3), отсутствие решений органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, подтверждаются ответом Департамента земельных отношений и градостроительства администрации г. Тюмени на запрос Сафаровой Н.Н. от 11.09.2017 г.
Оспариваемым решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № 501-о от 02.04.2020 г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах планировочного района № 5 «Заречный», в отношении которого постановлением Главы города Тюмени от 11.12.2018 г. № 7-пг утвержден проект межевания территории (в утвержденном проекте межевания территории отсутствует участок в испрашиваемых границах).
Проект межевания территории планировочного микрорайона 05:01:04, разработанный ООО «ИТП «Град» по заказу Департамента земельных отношений и градостроительства г. Тюмени, утвержден постановлением Главы города Тюмени от 11.12.2018 г. № 7-пг.
Согласно указанному проекту, испрашиваемый земельный участок, на котором расположен дом по <.......> в г. Тюмени, входит в состав земельного участка ЗУ115, площадью 482 кв.м., имеющего разрешенное использование для размещения индивидуальной жилой застройки.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, из пункта 1 которой следует, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 названного Кодекса.
Непосредственно подпунктом 5 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В то же время из вышеизложенного и материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <.......>:182, образован и расположен по адресу: г. Тюмень, <.......>, однако его границы и, соответственно, площадь в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены и в Единый государственный реестр недвижимости не занесены, вследствие чего оснований к применению к спорному правоотношению положений подпункта 5 пункта 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации у административного ответчика не имелось. При этом уточнение границ земельного участка, а также осуществление государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка могут быть осуществлены в порядке, определяемом приведёнными нормами подпунктов 4 и 5 пункта 1 ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного судебная коллегия полагает оспариваемое решение суда первой инстанции ошибочным и, кроме того, принимает во внимание, что подпунктом 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. При этом, в соответствии с пунктом 1 ст. 39.20 указанного Кодекса, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
При таких обстоятельствах, с учётом приведённых норм Закона Тюменской области от 21.06.2018 г. № 55, поскольку административной истице принадлежит исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен принадлежащий ей жилой дом, в то время, как административным ответчиком при неоднократном разрешении заявления Сафаровой Н.Н. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно, предусмотренных законом оснований к отказу не приведено и судебной коллегией таких оснований не установлен, судебная коллегия приходит к выводу об отмене оспариваемого решения суда первой инстанции с принятием нового решения об удовлетворении заявленных административной истицей требований и возложением на административного ответчика обязанности по устранению допущенного нарушения прав, свобод и законных интересов Сафаровой Н.Н., путем вынесения решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 сентября 2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Сафаровой Нурии Ниязовны удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Тюменской области от 02 апреля 2020 года № 501-о «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно».
Возложить на Департамент имущественных отношений Тюменской области обязанность устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов Сафаровой Нурии Ниязовны, путем вынесения решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность бесплатно.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи коллегии