Дело № 12 – 589 / 2017
Р Е Ш Е Н И Е
город Пермь 30 ноября 2017 года
Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., при секретаре судебного заседания Богдановой Е.Н., с участием представителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Юдиной Е.В., защитника по доверенности Хомутовой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Пермского муниципального унитарного предприятия «Полигон» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому караю от ДД.ММ.ГГГГ Пермское муниципальное унитарное предприятие «Полигон» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, в связи с тем, что ПМУП «Полигон», осуществляя деятельность по приему и складированию снежных сметов и снежно-ледовых образований на снегосвалке (полигоне) по адресу: <адрес>, допустило разрушение обваловки площадки снегосвалки, что привело к уничтожению и загрязнению плодородного слоя почвы и порче земель веществами, находящимися в снежном смете и снежноледовых образованиях, на соседнем участке по адресу: <адрес> (участок №), принадлежащем ООО «ПАКТ» и предназначенным для сельскохозяйственного использования.
Защитник в жалобе указал, что административным органом не доказан факт порчи и уничтожения плодородного слоя земли, попадание загрязняющих веществ именно со снегосвалки, обязанность по оборудованию снегосвалок возложена на администрацию г. Перми, которая является учредителем ПМУП «Полигон», в связи с чем учреждение обязано заниматься деятельностью по приему и складированию снега. Место складирования снега по <адрес> имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Управления Роспротребнадзора по Пермскому краю, в связи с чем предприятие осуществляет законную деятельность, складируя снег на предусмотренном для этого месте.
Неизвестно на каком основании административный орган пришел к выводу о том, что частично разрушенная обваловка принадлежит предприятию, а также о том, что талые воды попадают на земельный участок «ПАКТ» со снегосвалки. При этом сам орган указывает, что невозможно определить границы земельных участков ООО «ПАКТ» и снегосвалкой.
Снежные массы образуются в результате деятельности организаций, осуществляющих содержание улично-дорожной сети, в связи с чем ПМУП «Полигон» не является субъектом правонарушения.
В судебном заседании защитник Хомутова А.Е. на доводах жалобы настаивала.
Законный представитель ПМУП «Полигон» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Юдина Е.А. в суде пояснила, что при проведении осмотра места снегосвалки присутствовал гр.А., который представился сотрудником ПМУП «Полигон», лицом, отвечающим за организацию деятельность снегосвалки, проверка проводилась по жалобе ООО «ПАКТ», данное юридическое лицо на соседнем участке со снегосвалкой выращивает овощи, это участок имеет сельскохозяйственное назначение. При выходе на место ДД.ММ.ГГГГ границы участка установить действительно не удалось, поскольку поля были заметены снегом, при повторном выходе ДД.ММ.ГГГГ совместно с
гр.А. и представителем ООО «ПАКТ» Федосеевым А.С. удалось определить границы участка, принадлежащего ООО «ПАКТ», и снегосвалкой по земляной обваловке. При осмотре участков их границы никто из присутствующих не оспаривал. Обваловка была частично разрушена, через разрушения со снегосвалки на соседний земельный участок текли талые воды вместе с мусором. В присутствии гр.А. были взяты пробы грунта с участка ООО «ПАКТ» и отправлены на химический анализ. Потоками воды со снегосвалки был сметен плодородный слой почвы на соседнем участке глубиной около 3-5 см. При осмотре участков и отборе проб грунта велась видеосъемка.
Исследовав материалы жалобы, дела об административном правонарушении, заслушав присутствующих лиц, прихожу к следующему выводу.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, образует уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю в отношении ПМУП «Полигон» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ - уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, актами отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом результатов количественного химического анализа проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, видеозаписью, объяснениями государственного инспектора Юдиной Е.А., другими материалами административного дела.
Доказательства, полученные в ходе производства по делу об административном правонарушении, отвечают требованиям допустимости, относимости и достоверности.
Должностное лицо при вынесении постановления в полном объеме исследовало перечисленные выше доказательства, дало оценку их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и пришло к правильному выводу о наличии вины ПМУП «Полигон» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции России, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
Согласно положений пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов; обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды; проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 75 указанного Федерального закона за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно статьи 12 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия хозяйственной деятельности.
Положениями статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Факт уничтожения ПМУП «Полигон» плодородного слоя почвы и порча земли на участке по адресу: <адрес>, принадлежащем ООО «ПАКТ», в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами нашел свое подтверждение материалами дела.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю поступила жалоба ООО «ПАКТ» о складировании ПМУП «Полигон» на земельном участке по адресу: <адрес> также на принадлежащем ООО «ПАКТ» земельном участке с кадастровым № по адресу: <адрес>, снежного смета и снежно-ледовых образований, таяние которых привело к загрязнению почвы и порче земель загрязняющими веществами находящимися в снежном смете и снежно-ледовых образованиях.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на земельный участок с кадастровым номером № принадлежит ООО «ПАКТ», категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю Юдиной Е.В. в присутствии представителя администрации Индустриального района г. Перми, представителя ООО «ПАКТ» Федосеева А.С., представителя ПМУП «Полигон» - начальника полигона ТБО «Софроны» гр.А. проведено обследование территории.
При осмотре было установлено, что в пределах обследуемой территории расположен полигон, где ПМУП «Полигон» размещает снежные сметы и снежно-ледовые образования, четких границ полигон не имеет, поэтому определить на местности, где проходит граница между полигоном и земельным участком с кадастровым №, принадлежащим ООО «ПАКТ», на момент обследования не представляется возможным, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором в области охраны окружающей среды в присутствии представителя ООО «ПАКТ» Федосеева А.С. и представителя ПМУП «Полигон» гр.А. проведено повторное обследование земельного участка, принадлежащего ООО «ПАКТ», по результатам которого был составлен акт обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акта обследования обваловка площадки снегосвалки частично разрушена, на земельном участке ООО «ПАКТ» видны следы от потоков талых вод, излившихся с полигона. В момент обследования зафиксировано, что с полигона через разрушенные участки обваловки на земельный участок ООО «ПАКТ» вытекает четыре ручья талых вод; на участках, где обнаружены следы течения талых вод, отмечено наличие мусора, растительность имеет угнетенный вид либо отсутствует. В ходе обследования произведен отбор 4-х проб почвы для определения попадания в почву с талыми водами с полигона нефтепродуктов, как основных загрязняющих веществ от автотранспорта, хлорид-ионов, источником которых являются смеси технической соли и песка, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, свинца, попадающего в снежный покров из атмосферного воздуха, загрязненного промышленными и автотранспортными выбросами.
Из протокола количественного химического анализа проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что содержание нефтепродуктов во всех контрольных пробах почвы, отобранных ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке ООО «ПАКТ» с кадастровым №, по ходу движения талых вод от мест разрушения обваловки полигона, где ПМУП «Полигон» размещало снежные сметы и снежно-ледовые образования, превышает содержание нефтепродуктов в фоновой пробе; содержание хлорид-ионов в двух контрольных пробах почвы, отобранных по ходу движения талых вод от мест разрушения обваловки полигона, где ПМУП «Полигон» размещало снежные сметы и снежно-ледовые образования, превышает содержание хлорид-ионов в фоновой пробе.
Вопреки доводам жалобы, указанные доказательства свидетельствуют о загрязнении плодородного слоя почвы и земель на земельном участке ООО «ПАКТ» опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами - нефтепродуктами и хлорид-ионами, которые попали на участок при таянии загрязненных данными веществами снежных сметов и снежно-ледовых образований, по причине разрушения обваловки полигона.
Также подтверждают факт того, что потоки талых вод с полигона привели к нарушению естественного залегания плодородного слоя на участке ООО «ПАКТ», что выразилось в угнетении растительности, на некоторых участках в отсутствии почвенно-растительного слоя, что также зафиксировано видеозаписью, которая велась при осмотре места загрязнения и отборе проб почвы.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, при этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Требования к организация и обустройству снегосвалок установлены в пунктах 13.2, 13.3, 13.4 «ОДМ 218.3.031-2013. Отраслевой дорожный методический документ. Методические рекомендации по охране окружающей среды при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог» (издан на основании Распоряжения Росавтодора от 24.04.2013 № 600-р), а также в пункте «д» раздела 9 «ОДМ 218.5.001-2008. Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега» (рекомендовано Распоряжением Росавтодора от 01.02.2008 № 44), и включают следующее: участок, отведенный под «сухую» снегосвалку, должен иметь твердое покрытие; обваловку по всему периметру, исключающую попадание талых вод на рельеф; водосборные лотки и систему транспортировки талой воды на локальные очистные сооружения; ограждение по всему периметру.
Следовательно, из-за разрушения обваловки периметра участка снегосвалки, использующейся ПМУП «Полигон» для размещения снежных сметов и снежно-ледовых образований, произошло попадание опасных веществ на земельный участок ООО «ПАКТ», что привело к уничтожению плодородного слоя почвы и порче земли данного земельного участка.
Согласно пункту 4.1Устава Пермского муниципального унитарного предприятия «Полигон» основными целями деятельности предприятия является в том числе размещение снега, уличного смета и мусора на площадках временного хранения для дальнейшей переработки, либо обезвреживания и захоронения.
Исходя из указанного выше, именно ПМУП «Полигон» в процессе своей уставной деятельности по приему и размещению снега, уличного смета и мусора на площадках временного хранения для дальнейшей переработки, либо обезвреживания и захоронения, несет ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы и порче земли, вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находившимися вне контроля юридического лица, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законно установленной обязанности.
Таких обстоятельств, при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено не было и юридическим лицом представлено не было.
Следовательно, юридическим лицом не были предприняты все меры к соблюдению норм действующего законодательства, не представлены доказательства невозможности надлежащего исполнения обязанностей.
В ходе производства по делу об административном правонарушении не было допущено существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену обжалуемого постановления.
При назначении наказания учтены характер совершенного правонарушения, а также имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств, административный штраф назначен в минимальном размере в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПМУП «Полигон» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Мокрушин
Копия верна. Судья -