Решение по делу № 2-1271/2024 от 26.04.2024

Дело № 2-1271/2024

***

***

***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

***

город Кола Мурманская область

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Архипчук Н.П.,

при секретаре судебного заседания Чугай Т.И.,

с участием представителя истца Павлюк М.Р.,

представителя ответчика МБДОУ Кравченко Е.Н.,

представителя третьего лица Полигас Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №4 г.Кола Кольского района Мурманской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства,

определил:

Прокурор Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №4 г.Кола Кольского района Мурманской области (далее – МБДОУ №4 г.Кола) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кольского района Мурманской области проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями требований законодательства по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, по результатам которой установлено, что в зданиях МБДОУ №4 г.Кола, расположенных по адрес*** имеется 82 и 27 оконных блока соответственно. Однако не все оконные блоки оборудованы замками безопасности. Таким образом, такие оконные блоки не в полной степени обеспечивают безопасность детей, поскольку их распашные элементы не укомплектованы замками безопасности. На основании изложенного, в нарушение положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», МБДОУ №4 г.Кола безопасные условия обучения детей обеспечены не в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения. Просит возложить на ответчика обязанность оборудовать в зданиях образовательного учреждения оконные блоки замками безопасности в соответствии с требованиями п. 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» в течение шести месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Управление образования администрации Кольского района.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивал, уточнив исковые требования, принятые протокольным определением суда, просил обязать ответчика в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать окна зданий в количестве 43 и 27 штук, расположенных по адрес*** соответственно, устройствами для обеспечения безопасности детей, обеспечивающими невозможность самостоятельного открытия (без специального ключа, сложности манипуляции со створкой, применение инструмента и т.д.) ребенком створок изделий в распашное состояние.

Представитель ответчика МБОУ Кравченко Е.Н. в судебном заседании полагала заявленные прокурором уточненные требования незаконными и необоснованными по доводам, изложенным в письменном отзыве, в случае удовлетворения иска просила предоставить срок для их исполнения 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица Управления образования Полигас Л.Л. в судебном заседании поддержала доводы представителя ответчика, просила в удовлетворении иска прокурору отказать, в случае удовлетворения иска просила предоставить срок для их исполнения 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.

В силу ст. 2, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья, детство находится под защитой государства.

В силу статьи 7 Федерального закона от *** № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от *** N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от *** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации, организацию питания.

При этом охрана здоровья включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. п. 2, 15 ч. 3, п. 2. ч. 6, ч. 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования", согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.

На основании приказа Росстандарта от 19.05.2021 г. N 398-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" действие ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" с 1 апреля 2024 года отменено.

Приказом Росстандарта от 27.03.2024 г. N 361-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта в действие" в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.04.2024 г. введен ГОСТ 23166-2024 "Блоки оконные и балконные. Общие технические условия".

Согласно п. п. 5.2.12 ГОСТ 23166-2024 "Блоки оконные и балконные. Общие технические условия" оконные блоки, предназначенные для применения в жилых помещениях с массовым пребыванием детей, следует комплектовать устройствами для обеспечения безопасности детей, обеспечивающими невозможность самостоятельного открытия (без специального ключа, сложность манипуляции со створкой, применение инструмента и т.д.) ребенком створок изделий в распашное состояние.

Требования к изделиям, обеспечивающим безопасность использования детьми, также установлены п. 6.2 ГОСТа 23166-2024.

Согласно п. 6.2.1 ГОСТ 23166-24, для обеспечения безопасности детей, в оконных блоках необходимо применять один из следующих вариантов устройства, позволяющих ограничить возможность распашного открывания створок... в виде съемных ручек в соответствии с ГОСТ 30777.

Из материалов дела следует, что МБДОУ №4 г.Кола зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом деятельности образовательного учреждения является образование дошкольное. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования администрации Кольского района Мурманской области.

Здания МБДОУ №4 г.Кола принадлежат на праве собственности администрации Кольского района, и переданы в оперативное управление образовательному учреждению.

В ходе проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, безопасности условий обучения, воспитания обучающихся проведенной прокуратурой, в деятельности МБДОУ №4 г.Кола выявлены нарушения, в частности, в зданиях МБДОУ №4 г.Кола, расположенных по адрес*** имеется 82 и 27 оконных блока, 43 и 27 из них соответственно не оборудованы замками безопасности. Таким образом, такие оконные блоки не в полной степени обеспечивают безопасность детей, поскольку их распашные элементы не укомплектованы замками безопасности.

*** директором МБДОУ №4 г.Кола был дан ответ прокурору Кольского района о том, что в здании ДОУ имеется 82 и 27 оконных блока, не оборудовано замками – 43 и 27. Проветривание производится с помощью фрамуг, оборудованных в верхней части окна.

Также при принятии решения суд учитывает, что оконные блоки, не оборудованные замками безопасности, повышают риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

Поскольку не соблюдение образовательным учреждением требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в общеобразовательном учреждении, не обеспечивает выполнение общеобразовательным учреждением основных задач по охране здоровья детей, нарушает права и жизненно важные интересы несовершеннолетних, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы стороны ответчика о необоснованности заявленных прокурором требований, суд считает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права, поскольку из требований вышеуказанных нормативно-правовых актов усматривается, что вне зависимости от года постройки здания, оконные блоки, устанавливаемые в детских, дошкольных и школьных учреждениях должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании и для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон должны быть укомплектованы устройствами безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки.

Суд также соглашается со стороной истца о том, что данные требования прямо адресованы соответствующим образовательным учреждениям, и их невыполнение создает реальную угрозу жизни и здоровью обучающихся в данных учреждениях детей.

Сведений о том, что в заявленное количество оконных блоков, подлежащих оборудованию специальными устройствами, входят также окна, не подлежащие открытию без ключа или других специальных устройств, в соответствии с Приказом МЧС России от 12.03.2020 №151 «Об утверждении свода правил СП 2.13130 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», стороной ответчика суду не представлено, в связи с чем, в данной части данные доводы суд находит несостоятельными.

Согласно Уставу МБОУ образовательное учреждение (далее – ОУ) является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования Кольский район и принадлежит ОУ на праве оперативного управления. Учредителем ОУ является муниципальное образование Кольский муниципальный район Мурманской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района. Финансовое обеспечение деятельности ОУ осуществляется в соответствии с муниципальным заданием на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Источниками финансового обеспечения ОУ являются, в том числе, субсидии, предоставляемые ОУ из бюджета Кольского района.

Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого учреждение обязано выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание, что образовательному учреждению необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.

В случае наличия объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области *** в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №4 г.Кола Кольского района Мурманской области *** о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №4 г.Кола Кольского района Мурманской области, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать 43 оконных блока в здании, расположенном по адрес*** и 27 оконных блоков в здании, расположенном по адрес***, устройствами для обеспечения безопасности детей, обеспечивающими невозможность самостоятельного открытия (без специального ключа, сложности манипуляции со створкой, применение инструмента и т.д.) ребенком створок изделий в распашное состояние.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

***

***

Судья Н.П. Архипчук

Дело № 2-1271/2024

***

***

***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

***

город Кола Мурманская область

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Архипчук Н.П.,

при секретаре судебного заседания Чугай Т.И.,

с участием представителя истца Павлюк М.Р.,

представителя ответчика МБДОУ Кравченко Е.Н.,

представителя третьего лица Полигас Л.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №4 г.Кола Кольского района Мурманской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства,

определил:

Прокурор Кольского района Мурманской области в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №4 г.Кола Кольского района Мурманской области (далее – МБДОУ №4 г.Кола) о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кольского района Мурманской области проведена проверка соблюдения образовательными учреждениями требований законодательства по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, по результатам которой установлено, что в зданиях МБДОУ №4 г.Кола, расположенных по адрес*** имеется 82 и 27 оконных блока соответственно. Однако не все оконные блоки оборудованы замками безопасности. Таким образом, такие оконные блоки не в полной степени обеспечивают безопасность детей, поскольку их распашные элементы не укомплектованы замками безопасности. На основании изложенного, в нарушение положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», МБДОУ №4 г.Кола безопасные условия обучения детей обеспечены не в полном объеме, что создает угрозу жизни и здоровью обучающихся и работников образовательного учреждения. Просит возложить на ответчика обязанность оборудовать в зданиях образовательного учреждения оконные блоки замками безопасности в соответствии с требованиями п. 6.3.1 ГОСТ 23166-2021 «Межгосударственный стандарт. Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» в течение шести месяцев, с даты вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, относительно предмета спора на стороне ответчика привлечено Управление образования администрации Кольского района.

В судебном заседании прокурор на удовлетворении иска настаивал, уточнив исковые требования, принятые протокольным определением суда, просил обязать ответчика в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать окна зданий в количестве 43 и 27 штук, расположенных по адрес*** соответственно, устройствами для обеспечения безопасности детей, обеспечивающими невозможность самостоятельного открытия (без специального ключа, сложности манипуляции со створкой, применение инструмента и т.д.) ребенком створок изделий в распашное состояние.

Представитель ответчика МБОУ Кравченко Е.Н. в судебном заседании полагала заявленные прокурором уточненные требования незаконными и необоснованными по доводам, изложенным в письменном отзыве, в случае удовлетворения иска просила предоставить срок для их исполнения 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица Управления образования Полигас Л.Л. в судебном заседании поддержала доводы представителя ответчика, просила в удовлетворении иска прокурору отказать, в случае удовлетворения иска просила предоставить срок для их исполнения 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из искового заявления, оно подано в суд прокурором в защиту прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних. Таким образом, данное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для соблюдения прав, свобод и законных интересов населения и Российской Федерации.

В силу ст. 2, 20, 38, 41 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья, детство находится под защитой государства.

В силу статьи 7 Федерального закона от *** № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от *** N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от *** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации, организацию питания.

При этом охрана здоровья включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность и профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно п. п. 2, 15 ч. 3, п. 2. ч. 6, ч. 7 ст. 28, п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Общие требования к обеспечению безопасности детей при эксплуатации оконных блоков приведены в пункте 7.1.10 СП 251.1325800.2016 "Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования", согласно которому оконные блоки в зданиях образовательных организаций для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами безопасности (замками безопасности), предотвращающими их открывание обучающимися. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях образовательной организации должны быть выполнены из неразрушающегося при растрескивании остекления.

На основании приказа Росстандарта от 19.05.2021 г. N 398-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" действие ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" с 1 апреля 2024 года отменено.

Приказом Росстандарта от 27.03.2024 г. N 361-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта в действие" в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.04.2024 г. введен ГОСТ 23166-2024 "Блоки оконные и балконные. Общие технические условия".

Согласно п. п. 5.2.12 ГОСТ 23166-2024 "Блоки оконные и балконные. Общие технические условия" оконные блоки, предназначенные для применения в жилых помещениях с массовым пребыванием детей, следует комплектовать устройствами для обеспечения безопасности детей, обеспечивающими невозможность самостоятельного открытия (без специального ключа, сложность манипуляции со створкой, применение инструмента и т.д.) ребенком створок изделий в распашное состояние.

Требования к изделиям, обеспечивающим безопасность использования детьми, также установлены п. 6.2 ГОСТа 23166-2024.

Согласно п. 6.2.1 ГОСТ 23166-24, для обеспечения безопасности детей, в оконных блоках необходимо применять один из следующих вариантов устройства, позволяющих ограничить возможность распашного открывания створок... в виде съемных ручек в соответствии с ГОСТ 30777.

Из материалов дела следует, что МБДОУ №4 г.Кола зарегистрировано в качестве юридического лица. Основным видом деятельности образовательного учреждения является образование дошкольное. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Управление образования администрации Кольского района Мурманской области.

Здания МБДОУ №4 г.Кола принадлежат на праве собственности администрации Кольского района, и переданы в оперативное управление образовательному учреждению.

В ходе проверки исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, безопасности условий обучения, воспитания обучающихся проведенной прокуратурой, в деятельности МБДОУ №4 г.Кола выявлены нарушения, в частности, в зданиях МБДОУ №4 г.Кола, расположенных по адрес*** имеется 82 и 27 оконных блока, 43 и 27 из них соответственно не оборудованы замками безопасности. Таким образом, такие оконные блоки не в полной степени обеспечивают безопасность детей, поскольку их распашные элементы не укомплектованы замками безопасности.

*** директором МБДОУ №4 г.Кола был дан ответ прокурору Кольского района о том, что в здании ДОУ имеется 82 и 27 оконных блока, не оборудовано замками – 43 и 27. Проветривание производится с помощью фрамуг, оборудованных в верхней части окна.

Также при принятии решения суд учитывает, что оконные блоки, не оборудованные замками безопасности, повышают риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении, что свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.

Поскольку не соблюдение образовательным учреждением требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в общеобразовательном учреждении, не обеспечивает выполнение общеобразовательным учреждением основных задач по охране здоровья детей, нарушает права и жизненно важные интересы несовершеннолетних, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Доводы стороны ответчика о необоснованности заявленных прокурором требований, суд считает несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права, поскольку из требований вышеуказанных нормативно-правовых актов усматривается, что вне зависимости от года постройки здания, оконные блоки, устанавливаемые в детских, дошкольных и школьных учреждениях должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании и для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон должны быть укомплектованы устройствами безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки.

Суд также соглашается со стороной истца о том, что данные требования прямо адресованы соответствующим образовательным учреждениям, и их невыполнение создает реальную угрозу жизни и здоровью обучающихся в данных учреждениях детей.

Сведений о том, что в заявленное количество оконных блоков, подлежащих оборудованию специальными устройствами, входят также окна, не подлежащие открытию без ключа или других специальных устройств, в соответствии с Приказом МЧС России от 12.03.2020 №151 «Об утверждении свода правил СП 2.13130 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», стороной ответчика суду не представлено, в связи с чем, в данной части данные доводы суд находит несостоятельными.

Согласно Уставу МБОУ образовательное учреждение (далее – ОУ) является некоммерческой организацией, имущество которой находится в собственности муниципального образования Кольский район и принадлежит ОУ на праве оперативного управления. Учредителем ОУ является муниципальное образование Кольский муниципальный район Мурманской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Кольского района. Финансовое обеспечение деятельности ОУ осуществляется в соответствии с муниципальным заданием на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Источниками финансового обеспечения ОУ являются, в том числе, субсидии, предоставляемые ОУ из бюджета Кольского района.

Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого учреждение обязано выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание, что образовательному учреждению необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.

В случае наличия объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области *** в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению №4 г.Кола Кольского района Мурманской области *** о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №4 г.Кола Кольского района Мурманской области, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать 43 оконных блока в здании, расположенном по адрес*** и 27 оконных блоков в здании, расположенном по адрес***, устройствами для обеспечения безопасности детей, обеспечивающими невозможность самостоятельного открытия (без специального ключа, сложности манипуляции со створкой, применение инструмента и т.д.) ребенком створок изделий в распашное состояние.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

***

***

Судья Н.П. Архипчук

2-1271/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кольского района
Ответчики
МБДОУ № 4 г. Кола
Другие
Управление образования Кольского района Мурманской области
Суд
Кольский районный суд Мурманской области
Судья
Архипчук Наталья Петровна
Дело на странице суда
kola.mrm.sudrf.ru
26.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2024Передача материалов судье
27.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
30.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее