Судья Цакаев Б.А.-М. Дело № 33-135/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Грозный 2 марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Басхановой М.З.,
судей Вагапова М.А., Мовлаевой Т.И.
при секретаре Айдамировой Х.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1259/22 по заявлению Салгириева Магомеда Ахмедовича об установлении факта отсутствия родительского попечения
по апелляционной жалобе представителя ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный Университет им. А.А.Кадырова» Идрисова Х.В. на решение Заводского районного суда г.Грозного от 2 ноября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Вагапова М.А., объяснения представителя ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный Университет» Идрисова Х.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Салгириев М.А. обратился в суд с заявлением об установлении факта отсутствия родительского попечения.
Свои требования обосновал тем, что он является студентом Чеченского Государственного Университета. В соответствии с Положением о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки обучающимся ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный Университет» от 31 января 2019 года, он является лицом, потерявшим в период обучения единственного родителя, в связи с чем ему полагается государственная социальная стипендия. Его отец скончался 6 июня 2022 года, а свою мать, Исмаилову Арбият Ахмедовну, он не видел никогда и не помнит, где она находится не знает, его воспитанием она не занималась.
В настоящее время подтвердить факт отсутствия материнского попечения, кроме как решением суда, не представляется возможным, в связи с чем, он обратился в суд с настоящим заявлением.
Решением Заводского районного суда г. Грозного от 2 ноября 2022 года постановлено:
Заявленные требования Салгириева Магомеда Ахмедовича удовлетворить: установить факт отсутствия родительского попечения над Салгириевым Магомедом Ахмедовичем, 29.08.2003 года рождения, уроженцем с. Ачхой-Мартан Ачхой-Мартановского района Чеченской Республики.
В апелляционной жалобе представитель ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный Университет им. А.А.Кадырова» Идрисов Х.В. просит отменить решение Заводского районного суда г.Грозного от 2 ноября 2022 года.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без Салгириева М.А., представителя органа опеки и попечительства, не явившихся в судебное заседание, поскольку в материалах дела имеются данные, подтверждающие их надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела.
Информация о месте и времени рассмотрении настоящего гражданского дела заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Чеченской Республики.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В силу части 1 статьи 1, части 1 статьи 11, статьи 12 ГК РФ и статьи 3 ГПК РФ предъявление любого требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права, а также установление факта нарушения прав истца ответчиком.
Правосудие по гражданским делам в соответствии с требованиями статьи 12 ГПК РФ осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом каждая из сторон согласно статье 56 ГПК РФ должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда в соответствии с требованиями статьи 195 ГПК РФ должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно статье 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. Суд, признав необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, или исследовать новые доказательства, выносит определение о возобновлении судебного разбирательства. После окончания рассмотрения дела по существу суд вновь заслушивает судебные прения.
Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3 статьи 196 ГПК РФ).
Требования к постановлению суда апелляционной инстанции определены в статье 329 ГПК РФ. В частности, в пункте 5 части 2 данной статьи установлено, что в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права являются:
1) неприменение закона, подлежащего применению;
2) применение закона, не подлежащего применению;
3) неправильное истолкование закона.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
По данному делу не привлечены к участию в деле в качестве заинтересованного лица орган опеки и попечительства и прокурор.
Выявленное нарушение норм процессуального права является существенным ввиду того, что не была обеспечена защита законных прав и интересов указанных лиц при рассмотрении дела, а также реализация ими процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных статьей 35 ГПК РФ.
Указанное обстоятельство послужило основанием для рассмотрения дела судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (ч.5 ст.330 ГПК РФ), о чем судебной коллегией вынесено определение от 9 февраля 2023 года.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Салгириев М.А. поддержал свое заявление, просил его удовлетворить.
Орган опеки и попечительства не согласился с заявлением, считал, что не имеется оснований для установления факта отсутствия попечительства, поскольку на момент смерти отца он достиг 18-летнего возраста.
Представитель ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный Университет им. А.А.Кадырова» Идрисов Х.В. оставил решение вопроса на усмотрения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи Статья 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.
Статья 54 Семейного кодекса РФ установила, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (пункт 1).
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам (пункт 2).
В силу статьи 61 Семейного кодекса РФ родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1).
Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (пункт 2).
В статье 121 Семейного кодекса РФ предусмотрено, что защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по образовательным программам основного общего, среднего общего образования, основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
Таким образом, закон разграничивает категорию:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей;
лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения умерли оба родителя или единственный родитель независимо от возраста этого лица.
Из смысла приведенных норм законов следует, что попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Поэтому лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста (совершеннолетия), не может быть признано оставшим без родительского попечения, если это лицо до достижения им совершеннолетия имело родителей. После достижения совершеннолетия родительское попечение прекращается. Выявление детей, оставшихся без родительского попечения, относится исключительно к компетенции органа опеки и попечительства. Как видно из материалов дела, Салгириев М.А., 29 августа 2003 года, до достижения им 18-летнего возраста (совершеннолетия) имел обоих родителей. Мать с ним не общалась, не проявляла о нем заботу, не занималась его воспитанием. Он постоянно проживал с отцом, Салгириевым Ахмедом Дачиевичем, который умер 6 июня 2022 года, то есть после достижения заявителем 18-летнего возраста, по в период его обучения в ФГБОУ ВО «Чеченский Государственный Университет им. А.А.Кадырова». Органом опеки и попечительства он не признавался ребенком, оставшимся без родительского попечения.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, исходя из приведенных норм законов, судебная коллегия считает, что заявитель Салгириев М.А. не оставался без родительского попечения, оснований для установления факта отсутствия родительского попечения над Салгириевым М.А. не имеется.
Судебная коллегия считает ошибочными доводы о том, что установление по данному делу судом факта утраты лицом попечения родителей связано с разрешением спора о праве.
Пунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», введенной Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 294-ФЗ, установлено, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг, имеют право перехода с платного обучения на бесплатное в случаях и порядке, предусмотренных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Спора о праве Салгириева М.А. на получение указанной льготы по данному делу не имеется.
Согласно абзацу третьему статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей, в том числе в связи с установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов.
Таким образом, установление факта утраты попечения родителей допускается в судебном порядке, поскольку имеет юридическое значение для определения лицу в возрасте до 18 лет статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей для предоставления ему прав, связанных с реализацией гарантий по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ этот закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Из статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ следует, что за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Таким образом, целью определения статуса несовершеннолетнего как ребенка, оставшегося без попечения родителей, является предоставление ему возможности реализовать в установленном законом порядке дополнительные гарантии по социальной защите.
Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законом осуществляется только в случае их нарушения.
Также судебная коллегия не соглашается с доводами заинтересованных лиц о невозможности установления в судебном порядке статуса Салгириева М.А. как ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку в соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ, пункта 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Минобрнауки России от 17 февраля 2015 года № 101, решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком относится к документам, свидетельствующим об обстоятельствах утраты (отсутствия) попечения его родителей (единственного родителя) и являющимся основанием для регистрации органом опеки и попечительства данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным. Оно подлежит отмене. По делу следует принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления Салгириева М.А.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г. Грозного от 2 ноября 2022 года отменить полностью. По делу принять новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления Салгириева Магомеда Ахмедовича об установлении факта отсутствия родительского попечения.
Председательствующий
судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 3 марта 2023 года.