Дело №2а-1925/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
24 августа 2021 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,
при секретаре судебного заседания – Луциве И.Н.,
с участием представителя административного истца Пастухова Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю к Орешкину Денису Евгеньевичу о взыскании налога (сбора), пени, штрафов,
установил:
Истец Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю (далее по тексту УФНС России по г. Севастополю) обратился в суд с иском к Орешкину Д.Е. о взыскании задолженности по земельному налогу налогу за 2015 год в размере 152,00 руб., пени в сумме 4,42 руб. и налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 68,00 руб., пени в размере 3,75 руб. Требования мотивированы тем, что ответчик состоит на учете в УФНС России по г. Севастополю. В период с 24.10.2008 по 13.12.2019 Орешкин Д.Е. состоял на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по ФИО9. Однако с 23.11.2020 ответчик состоит на учёте в УФНС России по г. Севастополю, и является плательщиком земельного и имущественного налога. Согласно сведениям, полученным в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ, на имя Орешкина Д.Е. были зарегистрированы объекты недвижимого имущества, а именно: земельный участок, кадастровый номер: ФИО9, адрес: ФИО9, дата регистрации права собственности - 03.12.2014, дата прекращения права собственности - 09.09.2019; жилой дом, кадастровый номер: ФИО9, дата регистрации права собственности: 31.01.2014, дата прекращения права собственности – 09.09.2019. ИФНС России по ФИО9 в адрес должника было направлено налоговые уведомления №77298128 от 06.08.2016 на уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год. Инспекцией заказным письмом 14.02.2017 должнику было направлено требование об уплате налога №14261 от 09.02.2017 на уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год, однако в нарушение закона ответчиком налог не оплачен, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 220,00 руб., начислена пеня за период с 01.12.2016 по 08.02.2017 в размере 8,17 руб. Однако в связи с переходом на централизованное программное обеспечение у Инспекции отсутствовала техническая возможность формирования искового заявления и соответствующего перечня документов. Просит принять указанное обстоятельство в качестве уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении требований, а также на удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражения на административное исковое заявление не представил.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия административного ответчика Орешкина Д.Е. и его законных представителей Орешкиной О.М. и Орешкина Е.Г., поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению данного дела.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Рассматриваемый спор таким случаем не является.
Судом установлено, ответчик Орешкин Д.Е. состоял на учете в УФНС России по г. Севастополю. В период с 24.10.2008 по 13.12.2019 Орешкин Д.Е. состоял на учете в Инспекции Федеральной налоговой службы России по ФИО9. Однако с 23.11.2020 ответчик состоит на учёте в УФНС России по г. Севастополю, и является плательщиком земельного и имущественного налога. Согласно сведениям, полученным в порядке пункта 4 статьи 85 НК РФ, на имя Орешкина Д.Е. были зарегистрированы объекты недвижимого имущества, а именно: земельный участок, кадастровый номер: ФИО9, адрес: ФИО9 дата регистрации права собственности - 03.12.2014, дата прекращения права собственности - 09.09.2019; жилой дом, кадастровый номер: 21:01:010602:539, дата регистрации права собственности: 31.01.2014, дата прекращения права собственности – 09.09.2019. ИФНС России по г. Чебоксары в адрес должника было направлено налоговые уведомления №77298128 от 06.08.2016 на уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год. Инспекцией заказным письмом 14.02.2017 должнику было направлено требование об уплате налога №14261 от 09.02.2017 на уплату земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2015 год, однако в нарушение закона ответчиком налог не оплачен, в связи с чем, образовалась задолженность в размере 220,00 руб., начислена пеня за период с 01.12.2016 по 08.02.2017 в размере 8,17 руб., однако в нарушение закона ответчиком налог не оплачен, в связи с чем, образовалась задолженность в указанном размере.
Инспекцией у налогоплательщика выявлена задолженность по земельному налогу за 2015 год в сумме 152,00 руб., пени в сумме 4,42 руб. и по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 68,00 руб., пени в сумме 3,75 руб.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом пропущен срок для подачи заявления и отсутствуют уважительные причины для восстановления пропущенного срока.
Ходатайство о восстановлении срока подачи заявления о взыскании задолженность по транспортному налогу не подлежит удовлетворению, поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом представлено не было, и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИФНС России по г. Чебоксары направила ответчику налоговое уведомление №77298128 от 06.08.2016 г. со сроком исполнения не позднее 01.12.2016.В установленный срок Орешкин Д.Е. данное уведомление не исполнил.
Инспекцией заказным письмом 14.02.2017 должнику было направлено требование об уплате налога №14261 от 09.02.2017 на уплату земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2015 год, со сроком исполнения до 27.03.2017 года. Однако в нарушение закона ответчиком налог не оплачен.
С учетом вышеуказанных положений Налогового кодекса РФ, срок на обращение в суд с иском, истек 27.09.2020 года.
В Нахимовский районный суд административное исковое заявление поступило лишь 24 мая 2021 года, т.е. по истечении установленного законном шестимесячного срока, одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Вместе с тем, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока, исходя из следующего.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате налога на имущество физических лиц и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения 24.05.2021 года в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском о взыскании земельного налога и налога на имущества с физических лиц с ответчика налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы штрафа и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы налогового органа об уважительности причин в связи с тем, что у Инспекции отсутствовала техническая возможность формирования искового заявления и соответствующего перечня документов не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд налоговому органу как органу, являющемуся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, поскольку инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с вышеизложенным, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 181 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю к Орешкину ФИО9 о взыскании налога (сбора), пени, штрафов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 02 сентября 2021 года.
Председательствующий У.С. Григорьева