Дело №12-134/2024
25RS0029-01-2024-004981-97
РЕШЕНИЕ
г.Уссурийск 04 июля 2024г.
Судья Уссурийского районного суда Приморского края Онищук Н.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Стрельцова И.В. на постановление Военного комиссара г.Уссурийска Приморского край XXXX от ДД.ММ.ГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении Стрельцова И. В., XXXX,
установил:
постановлением Военного комиссара г.Уссурийска Приморского край XXXX от ДД.ММ.ГГг. Стрельцов И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
В жалобе, поданной в суд, Стрельцов И.В. просит об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу, ссылаясь на то обстоятельство, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеют. Указывает, что ранее статья 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции закона до ДД.ММ.ГГг. предусматривала меру наказания в виде предупреждения либо административный штраф в размере от пятисот до трех тысяч рублей. Однако, указанное не было принято во внимание при вынесении оспариваемого постановления.
В судебное заседание заявитель не явился, извещен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 2 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, - влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
В соответствии с положениями абзаца 5 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Согласно пункту 1.2 статьи 8 вышеприведенного Закона постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, осуществляются путем внесения сведений о них в Реестр воинского учета.
Постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета граждан, обязанных состоять на воинском учете, без личной явки указанных граждан осуществляются на основании сведений о гражданах (за исключением сведений о гражданах, проходящих военную службу, имеющих воинские звания офицеров и пребывающих в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации), содержащихся в государственном информационном ресурсе, иных государственных информационных системах и информационных ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных на основании их запросов, без проведения мероприятий, которые предусмотрены статьями 5.1 и 5.2 настоящего Федерального закона и проводятся при последующей явке гражданина.
На основании пункта 3 статьи 8.1 Закона о воинской обязанности и военной службе, организация воинского учета, сбор, хранение, обработка и актуализация сведений о гражданах, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (далее - актуализация сведений), осуществляются военными комиссариатами, в том числе в автоматизированном режиме на основании данных государственного информационного ресурса и данных, полученных с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и иных информационных систем и информационных ресурсов.
Постановка граждан на воинский учет, снятие с воинского учета, актуализация сведений воинского учета осуществляются путем включения соответствующих сведений в Реестр воинского учета. Включение в Реестр воинского учета сведений из государственного информационного ресурса происходит автоматически (пункт 6 статьи 8.2 Закона о воинской обязанности и военной службе).
В силу абзаца 6 пункта 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности и военной службе в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны сообщить в письменной или электронной форме через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведения о переезде на новое место пребывания, не подтвержденные регистрацией, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию либо явиться в военный комиссариат в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий (при отсутствии уведомления от военного комиссариата об изменении сведений в автоматизированном режиме с учетом требований статьи 8.1 настоящего Федерального закона).
Аналогичные положения предусмотрены подпунктом "г" пункта 50 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719.
Согласно пункту 3 статьи 10 Закона о воинской обязанности и военной службе граждане, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете, исполняют также иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.
При этом, в силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 854 формирование государственного информационного ресурса содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета должно быть обеспечено до 01 апреля 2024г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 14 апреля 2023г. № 127-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до начала эксплуатации государственного информационного ресурса, содержащего сведения о гражданах, необходимые для актуализации документов воинского учета, и государственной информационной системы "Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете" мероприятия, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, с использованием указанных информационных ресурсов, в том числе постановка на воинский учет без личной явки, направление повесток в электронной форме, применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без использования таких информационных систем и ресурсов.
Таким образом, законодательством предусмотрено осуществление воинского учета (в том числе снятие граждан с воинского учета) посредством внесения соответствующих сведений в Реестр воинского учета (после начала его эксплуатации). При этом снятие с воинского учета может осуществляться без личной явки гражданина в военный комиссариат на основании сведений, содержащихся в государственных информационных системах и ресурсах, а также сведений, представленных военными комиссариатами и полученных по их запросам (пункт 1.2 статьи 8, пункт 3 статьи 8.1, пункт 6 статьи 8.2 Закона №53-ФЗ; часть 2 статьи 9 Закона от 14 апреля 2023 г. №127-ФЗ; пункта 16(1) Положения № 719; пункт 3 Постановления Правительства РФ от 25 июля 2023 № 1211).
При переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев для снятия с воинского учета допускается также обращение в военный комиссариат или местную администрацию, осуществляющую первичный воинский учет, в письменной или электронной форме через Портал госуслуг.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГг. врио начальника отделения военного комиссариата г.Уссурийска Приморского края в отношении Стрельцова И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ДД.ММ.ГГг. Стрельцов И.В. нарушил правила воинского учета, выразившиеся в несообщении гражданином в установленном федеральным законом порядке в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы, Военный комиссар г.Уссурийска Приморского край ДД.ММ.ГГг. вынес постановление о привлечении Стрельцова И.В. к административной ответственности по части 2 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из содержания части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении выступает одним из важнейших доказательств по делу об административном правонарушении, поскольку в нем указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление должностного лица также должно соответствовать установленным требованиям и содержать все необходимые сведения.
Однако в нарушение вышеуказанных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении о привлечении к административной ответственности надлежащим образом не описано событие вмененного Стрельцову И.В. правонарушения, из его содержания не ясно, в чем именно выразилось событие административного правонарушения. Данные обстоятельства не отражены и в протоколе об административном правонарушении.
Фактически, объективная сторона правонарушения, которая вменяется Стрельцову И.В., в протоколе и постановлении об административном правонарушении не раскрыта, в перечисленных актах приведены лишь ссылки на статьи Закона о воинской обязанности и военной службе и не указаны какие именно положения предписания были не выполнены.
Так, при описании события административного правонарушения, совершение которого вменено Стрельцову И.В., должностное лицо фактически ограничилось приведением диспозиции части 2 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела должностным лицом военного комиссариата г.Уссурийска Приморского края были допущены существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие объективно, полно и всесторонне выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из содержания статьи 28.2, части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения могут повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление Военного комиссара г.Уссурийска Приморского край XXXX от ДД.ММ.ГГг. нельзя признать законным, в связи с чем оно подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что в настоящее время срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению на новое рассмотрение в военный комиссариат г.Уссурийска При морского края.
При новом рассмотрении дела об административном правонарушении должностному лицу следует учесть изложенное, исследовать все собранные по делу доказательства в их совокупности, дать им оценку и принять законное и обоснованное решение, исходя из установленных по делу обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу Стрельцова И. В. удовлетворить.
Постановление Военного комиссара г.Уссурийска Приморского край XXXX от ДД.ММ.ГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Стрельцова И. В. - отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в военный комиссариат г.Уссурийска При морского края.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение 10 суток с момента вручения или получения настоящего решения.
Судья Н.В. Онищук