Решение по делу № 2а-8801/2022 от 02.08.2022

УИД 11RS0001-01-2022-012238-13 Дело № 2а-8801/2022

РЕШЕНИЕ

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мишариной И.С.,

при секретаре Муравьевой Т.С.,

рассмотрев 04 октября 2022 года в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, находящуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевому адресу: ...,

    

установил:

и.о. прокурора ... в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, находящуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевому адресу: ....

Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил.

Заинтересованное лицо, надлежаще извещенное о времени, дате и месте рассмотрения дела, представителя для участия в деле не направили. Направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В письменном отзыве на исковое заявление требования прокурора, изложенные в иске, не поддерживают, ссылаясь на то, что на указанном сайте расположен фильм «...» разрешен к обороту на территории Российской Федерации с возрастным ограничением «18+». Так в соответствии с Реестром прокатных удостоверении фильмов, размещенном на официальном сайте Министерства культуры Российской Федерации, фильму ... г. производства «...», режиссера ... выдано прокатное удостоверение №... от ** ** **, возрастная категория «18+» запрещено для детей.

Суд дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные в дело доказательства и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующему.

В силу положений главы 27.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд по административному исковому заявлению прокурора вправе признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно статье 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1); запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (часть 6).

Пунктом 17 статьи 2 статьи 2 Закона о защите информации определено, что владелец сайта в сети Интернет - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети Интернет, в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - реестр).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации в реестр включаются решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу частей 7 и 8 статьи 15.1 Закона о защите информации незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети Интернет и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети Интернет в реестр владелец сайта в сети Интернет обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети Интернет провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети Интернет незамедлительно.

При этом суд обращает внимание на то, что государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе. Отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Согласно статье 3 названного Федерального закона законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит, в том числе из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие (статья 4 указанного Федерального закона).

В силу пункта 2 статьи 5 и пункта 3 статьи 16 этого же Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей.

Исполнительным органам государственной власти Российской Федерации необходимо руководствоваться пунктом 1 статьи 14 «Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которому органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

При этом Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» прямо относит к запрещенной для распространения среди детей информацию в частности, побуждающую детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий (пункт 1 части 2 статьи 5) и понимает под оборотом информационной продукции следующие действия: предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов общедоступных библиотек, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством зрелищных мероприятий), распространение посредством эфирного или кабельного вещания, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи (пункт 12 статьи 2).

Признание тех или иных информационных материалов, запрещенными для распространения среди несовершеннолетних означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу здоровью детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

По делам о признании такой информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на соответствующем сайте в сети «Интернет», запрещенной для распространения среди детей информации побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, доступ к которой имеет неограниченный круг лиц, в том числе несовершеннолетние.

Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

Как следует из материалов дела и установлено сдуом, проведенной прокуратурой города Сыктывкара проверкой установлено, что информация,    размещенная    по сетевому    адресу: ..., содержит сведения, которые пропагандируют причинение вреда жизни и здоровью себе и другим лицам. Указанный Интернет-ресурс не содержит сведений о возрастном ограничении пользователей сайта.

Согласно информации преподавателя ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» Мальцевой В.А., предоставленной во исполнение требования заместителя прокурора города Сыктывкара от 04.07.2022, по результатам осмотра и анализа материалов, размещенных на Интернет ресурсе: ... установлено, что в оправдательном тоне идет обсуждение причинение вреда жизни и здоровью себе и другим лица, осуществляются призывы к совершению преступлений против жизни и здоровья, предусмотренных Уголовном кодексом Российской Федерации, таких как убийство, доведение до самоубийства, склонение к совершению самоубийства, причинение тяжкого, среднего легкого вреда здоровью, истязание. Идет целенаправленное распространение идей, учений или знаний о причинение вреда жизни и здоровью.

Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет- пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Таким образом, размещенные на указанном сайте материалы направлены на неограниченный круг лиц.

Доводы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми о наличии возрастных ограничений для доступа на спорный сайт (то есть их недоступности для несовершеннолетних) судом не принимаются и опровергаются представленными прокурором и исследованными судом доказательствами, а именно скриншотами страниц сайтов, из которых следует, что в действительности свободно ознакомиться с содержанием сайтов имеет возможность любой пользователь телекоммуникационной сети «Интернет».

Между тем, применительно к указанной прокурором категории лиц это прямо запрещено названными выше положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей указанные сведения - является распространением запрещенной информации.

В соответствии с положениями статьи 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Закона о защите информации).

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Закона о защите информации).

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.п. 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора о признании данной информации информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу положения статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит обращению к немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, информацию, находящуюся в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевому адресу: ... - удовлетворить.

Признать запрещенной для распространения на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся на странице Интернет- сайта с сетевым адресом: ...

Направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения суда.

Председательствующий И.С. Мишарина

2а-8801/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура города Сыктывкара
Другие
Управление Роскомнадзора по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Мишарина Ирина Сергеевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация административного искового заявления
03.08.2022Передача материалов судье
03.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
03.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2022Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
04.09.2022Опр. о рассмотрении дела в общем порядке
04.10.2022Судебное заседание
04.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее